РОСКОСМОС-СПОРТ

Памяти экипажа корабля «Союз-11». Страница 2

 

30 июня 1971 года стал черным днем советской космонавтики.

50 лет назад при возвращении на Землю из-за разгерметизации
спускаемого аппарата погиб экипаж корабля «Союз-11»:
Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев.
Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории
отечественной космонавтики — погиб весь экипаж.

 

Ценой своих жизней они установили железное
правило в космонавтике:
взлет и посадка только в скафандрах.

 

 
Корабли «Союз» Станция «Салют» Экипаж Программа полета Полет Катастрофа Последствия Память

Picture ФОТОХРОНИКА                MP4 ВИДЕОХРОНИКА

 

 

Биография экипажей «Союза-11»

Основной экипаж
(заменён)

Командир:
полковник
Алексей Леонов


Бортинженер:
инженер
Валерий Кубасов

Инженер-исследователь:
инженер-подполковник
Пётр Колодин

Дублирующий экипаж
(в результате замены совершил полёт)

Командир:
подполковник
Георгий Добровольский

Бортинженер:
инженер
Владислав Волков

Инженер-исследователь:

инженер
Виктор Пацаев

Резервный экипаж

Командир:
подполковник
Алексей Губарев

Бортинженер:
инженер
Виталий Севастьянов

 

Инженер-исследователь:
подполковник
Анатолий Воронов

 

 

Программа полета и экипаж

Первой экспедицией, которая должна была работать на первой долговременной орбитальной станции «Салют», были Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников на корабле «Союз-10». Они должны были проработать около трех недель, а затем вернуться на Землю. Старт корабля был выполнен 24 апреля 1971 года. Экипаж штатно отработал программу сближения с помощью системы «Игла» и на 18-м витке совершил ручное причаливание к «Салюту». После касания произошел механический захват активного стыковочного агрегата корабля, но последующий этап стягивания остановился из-за динамических колебаний «Союза-10». В результате нарушилось функционирование рычагов стыковочного узла корабля, что привело к невозможности стыковки и перехода экипажа на борт станции. Дальнейшие попытки расстыковки блокировались станцией, и только через несколько часов корабль смог отстыковаться.

В связи со сложившейся ситуацией было принято решение послать на станцию экипаж дублеров 6 июня 1971 года на транспортном пилотируемом корабле «Союз-11». Для этого была проведена доработка корабля и стыковочного агрегата: выравнивающие рычаги были усилены в два раза, на пульт командира вынесли кнопку управления двигателями причаливания и ориентации, а в бытовом отсеке установили штурвал для ручного стягивания корабля со станцией.

В состав основного экипажа вошли бывшие дублеры: космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин. В подготовке к полету обязательно участвует два экипажа — основной и дублирующий. Дублёры предназначены для замены основного экипажа, если по какой-либо причине любой из членов основного экипажа не сможет полететь. За три дня до старта на рентгеновском снимке грудной клетки врачи обнаружили в одном из лёгких Валерия Кубасова небольшое затемнение (позднее оказалось, что это легкая аллергия).

В результате основной экипаж был заменен на дублирующий. В его состав входили:

Экипаж Алексея Леонова очень болезненно воспринял отстранение от полёта. Борис Черток позднее вспоминал слова главного конструктора Василия Павловича Мишина: «Ох, какой же тяжёлый был у меня разговор с Леоновым и Колодиным, — сказал он нам. — Леонов обвинил меня в том, что я якобы сознательно не пожелал заменить Кубасова Волковым. Колодин сказал, что он так и чувствовал до последнего дня, что его в космос не пустят под любым предлогом. Колодин говорит: „Я у них — белая ворона. Они все лётчики, а я ракетчик“».

 

Запуск и полет на станции

6 июня 1971 года экипаж стартовал на ракете-носителе «Союз» с космодрома Байконур. Космонавты были без скафандров — так в СССР делали уже несколько лет. Специалисты уверяли, что дополнительная перестраховка ни к чему. Спасательные скафандры убрал еще Сергей Королев в 1964 году. Причина была не только в рисованной уверенности в гениальности советских конструкторов, но и в пресловутой гонке с США. Американцы к тому моменту готовили к запуску корабль «Аполлон» с тремя астронавтами, от советских конструкторов требовали того же. В результате в спускаемый аппарат одноместного корабля «Восток» разместили трех космонавтов, но уже без скафандров. Эта модификация корабля получила название «Восход». С тех пор (за исключением «Восхода-2») космонавты летали на «Союзах» без спасательных скафандров.

Запись переговоров космонавтов Г.Т. Добровольского, В.Н. Волков и В.И. Пацаева во время предстартовой работы «Союз-11» с измерительным пунктом

Перед экипажем Государственной комиссией была поставлена большая и ответственная задача — состыковаться с орбитальной станцией «Салют», перейти в ее помещения и в течение почти 25 суток провести запланированные научно-технические исследования и эксперименты.

 

Из дневника Георгия Добровольского:

«6 июня 1971 г. 8 ч 24 мин 57 с. Участок выведения прошли нормально. Движение устойчивое. Отлично ощущаются все колебания и вибрации. Колебания небольшие. Перед отделением последней ступени нарастают перегрузки. Затем — хлопок и сразу — тишина, светло в кабине. Часы и „Глобус“ начинают идти не сразу — спустя несколько секунд.

Сразу после отделения — много пыли. Собирать ее лучше при работающем вентиляторе влажной салфеткой. Сетка вентилятора временами прогибается внутрь, и крыльчатка задевает за сетку. Выключали вентилятор и нажатием пальцев отгибали сетку. Слышны щелчки коммутатора оперативной телеметрии... Дважды входили в связь с Землей.

В 11 ч. 43 мин. 35 с. приняли сообщение ТАСС о выведении. На борту все в порядке. Все чувствуют себя нормально. После отделения ощущение дискомфорта заключалось в том, что твою голову как бы кто-то хочет вытянуть из шеи. Чувствуется напряжение мышц под подбородком, утяжеление головы верхней части и затылочной, кажется, что за головой тянутся верх и внутренности. При фиксации тела в кресле это явление уменьшается, но не пропадает. В этом случае тяжелеет лобная и затылочная части головы. Живот как бы подсасывает вверх.

К движению руками, ощущению всего, с чем приходится работать, к динамике всего тела... привыкаешь сразу».

7 июня космонавтам предстояло провести самый ответственный этап полета — стыковку. В 7 часов 27 минут 47 секунд, когда расстояние между кораблем и станцией составляло 6 км, на 20 секунд включился двигатель, и аппараты сблизились между собой до 100 метров. Дальше все управление по сближению и причаливанию экипаж проводил вручную. В 8 часов 58 минут стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют» была завершена. Экипаж тщательно проверил герметичность соединения корабля и станции. После этого было выровнено давление в их отсеках. Убедившись, что все в норме, Виктор Пацаев первым перешел на борт «Салюта», следом за ним перешли и остальные космонавты.

Главная задача — автоматическое сближение со станцией «Салют», стыковка и переход экипажа в орбитальную станцию — была выполнена.

Впервые на борт орбитальной станции был доставлен экипаж. С этого времени в космосе стала функционировать первая пилотируемая орбитальная научная станция. Командир станции Георгий Добровольский доложил на Землю о начале работы экипажа на борту «Салюта». Затем начались космические будни, программа каждого дня на борту была наполнена самыми разными экспериментами. Важно было знать, как поведёт себя организм космонавтов в длительном полёте. Ведь до них самый продолжительный полёт — 17 суток совершили в 1970 году космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов на пилотируемом корабле «Союз-9».

На борту станции «Салют» космонавты испытали новую одежду — костюмы «пингвин», особенностью которых было то, что в ткань монтировались специальные амортизаторы, не позволяющие расслаблять мышцы тела. Проводились эксперименты, связанные с астрономическими наблюдениями за далёким космосом несмотря на то, что крышка, закрывающая конус с основной научной аппаратурой, не открылась. Кроме того, значительная часть программы исследований была посвящена фотосъёмке Земли. Для этого на борту находился комплекс стационарной и ручной аппаратуры. Отбор объектов для съёмки осуществлялся на основе анализа запросов от учёных, военных и представителей различных отраслей народного хозяйства.

8 июня экипажем была осуществлена первая коррекция орбиты, в результате чего высота увеличилась в апогее на 22 км, в перигее — на 29 км. На следующий день космонавты произвели настройку научной бортовой аппаратуры и законсервировали некоторые системы на корабле «Союз-11». Был успешно проверен ВШК (визир широкоугольный космонавта), который предназначен для ориентации по Солнцу и планетам. Затем экипаж провел измерения уровня радиации на борту станции. 16 июня на станции произошло ЧП: космонавты почувствовали запах гари. Волков связался с Землёй и сообщил о пожаре. Решался вопрос о срочной эвакуации, однако Добровольский принял решение не торопиться. Он отключил некоторые приборы и перешел на резервный контур энергоснабжения, после чего запах гари прошёл.

Программа первой длительной экспедиции на долговременную орбитальную станцию подходила к завершению. Космонавты выполнили огромный объём экспериментов и исследований. Результаты: необходимые рабочие записи, документация, аппаратура, приборы — укладывались в спускаемый аппарат. Итоги труда космонавтов ждали на Земле для дальнейшего их изучения.

Космонавты очень сильно устали. Врачей беспокоило, что они не полностью выполняли программу физических тренировок и потому их полет сократили на сутки. Тем не менее, программу они выполнили на 100%.

29 июня 1971 года — последний день полета. Космонавты, убедившись в нормальной работе всех систем корабля и станции, приготовились к посадке. Они перенесли все бортовые журналы и другие материалы исследований из станции в корабль, затем заняли рабочие места, привязались ремнями и проверили работу бортовых систем корабля.

 

Из стенограммы радиопереговоров:

Земля — позывной «Заря» — ведет сеанс радиосвязи с экипажем — позывной «Янтарь» (1 — Георгий Добровольский, 2 — Владислав Волков, 3 — Виктор Пацаев)

21:15

3аря: Дать команду на закрытие переходного люка.

Янтарь-2: Даю команду.

3аря: По закрытии переходного люка открыть люк спускаемого аппарата, проверить его еще раз и потом проконтролировать закрытие его.

Янтарь-3: Транспарант «люк-лаз открыт» погас.

3аря: Все понятно. Расстыковку разрешаю.

Янтарь-3: Команда «Расстыковка» подана в 21:25:15.

Янтарь-2: Прошло разделение, прошло разделение... Визуально наблюдаем расхождение. Станция пошла слева от нас, с разворотом.

3аря: Посадка будет происходить за 10 мин до восхода Солнца.

Отстыковка корабля «Союз-11» от станции «Салют» прошла штатно 29 июня в 21:28 по московскому времени. Примерно 4 часа продолжался полет «Союза-11» в автономном режиме до включения автоматической системы ориентации. 30 июня в 01:10 мск была включена система ориентации для направления к Земле, двигательная установка отработала положенное время. Все это время экипаж докладывал в Центр управления полетами о всех своих действиях.

Заря: Как идет ориентация?

Янтарь-2: Мы увидели Землю, увидели!

Заря: Хорошо, не торопись.

Янтарь-2: Начали ориентацию. Справа висит дождь.

Янтарь-2: Здорово летит, красиво!

Янтарь-3: «Заря», я — третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.

Заря: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию — ноль-сто восемьдесят градусов.

Янтарь-2: Ноль-сто восемьдесят градусов.

Заря: Правильно поняли.

Янтарь-2: Горит транспарант «Спуск».

Заря: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!

Последнее, что услышали от космонавтов с Земли, было шутливое пожелание Владислава Волкова: «Завтра встретимся, готовьте коньяк».

В момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков на высоте около 150 км радиосвязь с космонавтами прервалась. В те времена спускаемый аппарат не имел телеметрической системы, и на Земле никто не знал, что в данный момент происходит с экипажем.

Никто из поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Космонавты обязаны были связаться либо по КВ-, либо по УКВ-каналам и доложить об обстановке на борту корабля. Но они молчали. Это уже настораживало специалистов, ведь ни один из благополучно вернувшихся «Союзов» не имел проблем со связью на этой стадии. Он вошел в плотные слои атмосферы, в расчетное время сработала парашютная система, включились двигатели мягкой посадки и приземление произошло в заданном районе. Приборы зарегистрировали продолжительность космического полета: 23 дня 18 часов 21 минута 43 секунды. Это новый мировой рекорд!

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".