Сегодня в 02:00 мск:Запуск корабля «Прогресс МС-18»

РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

#Роскосмос#Русский космос#ИМБП РАН#МКС#Пилотируемая космонавтика
14.06.2021 12:05

Создавая команду мечты

Вид экрана в методике PSPA – этап выбора критериев оценки персонажей Вид экрана в методике PSPA – этап выбора критериев оценки персонажей
Флэшка – бортовой носитель информации «Взаимодействие-2» Флэшка – бортовой носитель информации «Взаимодействие-2»
«Музыкальная пауза» на МКС «Музыкальная пауза» на МКС
Экипаж 30-й экспедиции МКС отмечает католическое Рождество Экипаж 30-й экспедиции МКС отмечает католическое Рождество

С конца апреля 2021 года на борту Международной космической станции находятся граждане четырех государств — России, США, Японии и Франции, что к психологическим особенностям добавляет еще и культурные различия. Как избежать межличностного напряжения и поддерживать групповую сплоченность столь разных людей во время долговременного космического полета? Ответить на этот и другие вопросы помогает эксперимент «Взаимодействие».

Люди в ограниченном пространстве в гораздо большей степени зависят друг от друга, чем в обычных условиях. Для космической станции это утверждение справедливо вдвойне. Когда микроскопический по меркам космоса объект, где находится жизнь, на огромной скорости несется в агрессивной среде, не прощающей ошибок, всем участникам полета необходимо быть единой командой, невзирая на противоречия.

Расхождения в бытовом поведении, работоспособности, реакции на нештатные ситуации и уровне мотивации у представителей разных стран были подмечены давно. Для прогнозирования этих различий и возможной нейтрализации последствий в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН был разработан эксперимент «Взаимодействие».

 

Сплотиться ради цели

Научный руководитель эксперимента, доктор медицинских наук Вадим Гущин: «Работы, проводимые в рамках эксперимента „Взаи­модействие-2“, имеют особое научное значение в связи с перспективами увеличения дальности и продолжительности пилотируемых космических полетов. Трудно себе представить, что осуществить межпланетный полет удастся силами только одного государства, он непременно будет интернациональным. В этих условиях сближение систем ценностей членов интернационального экипажа является необходимым условием для достижения его сплоченности, а также эффективного внутригруппового взаимодействия и достижения наивысшего результата работы.

На основании полученных результатов по экспериментам „Взаимодействие“ и „Взаимодействие-2“ будут подготовлены рекомендации по развитию системы психологического мониторинга, психологической поддержки в полете в целях оптимизации взаимоотношений как внутри экипажа, так и между экипажем и ЦУПом.

Мы предполагаем, что в автономных межпланетных полетах космонавт сможет самостоятельно и приватно получать от компьютера информацию об особенностях своего взаимодействия с другими членами экипажа сразу же после тестирования и — на основе углубленного новыми данными понимания происходящих в экипаже процессов — оптимизировать свое поведение.

Кроме того, методика и результаты космического эксперимента „Взаимодействие-2“, в частности критерии „психологического подобия“ и единства ценностей, могут использоваться на Земле для формирования и психологической поддержки сплоченных международных команд, осуществляющих деятельность в экстремальных условиях обитания».

 

Раскопки сознания

В целях эксперимента была создана компьютерная методика Personal Self-Perception and Attitudes (PSPA), что в переводе означает «Личностная самооценка и отношения». Этот тест, составленный на русском и английском языках, основан не на традиционном опросе, а на выборе каждым участником исследования критериев оценки себя и членов экипажа. Такая методика существенно повышает точность восприятия социального окружения.

Работа по эксперименту начиналась еще до полета. Каждый участник выбирал группу из 12 человек, включавшую других членов экипажа и сотрудников ЦУПа. Для каждого из них он формулировал два противоположных по смыслу критерия, используя характеристики, значимые в его представлении об этих людях. Тестируемый также создавал три образа «Я»: Я — настоящее, Я — реальное и Я — прошлое. Таким образом формировался опросник «Социальная карта».

Далее наступал период самоопросов. Первый из них проходил на Земле, очередные — раз в две недели — выполнялись в полете. Завершался этап последним анкетированием через 10 дней после приземления. Результаты каждого самоопроса записывались в базу данных на флэшке, закрытой паролем, который знали только экспериментатор и космонавт. По возвращении на Землю данные обрабатывались программой PSPA и анализировались.

 

Со своих спрос строже

Эксперимент «Взаимодействие» завершился в 2014 г. В нем приняли участие более двадцати российских космонавтов. Анализ полученных данных показал, что космонавты по-разному воспринимают своих соотечественников и иностранных членов экипажей МКС. Ученые связывают такой эффект со стереотипами мышления. «Малознакомый человек, общение с которым протекает по формальным правилам, кажется нам более идеальным, чем тот, с которым взаимодействие происходит постоянно», — поясняет научный руководитель эксперимента, доктор медицинских наук Вадим Гущин.

Кроме того, оказалось, что при оторванности от привычного круга общения и под влиянием стресса долговременного космического полета у части космонавтов оценки других членов экипажа упрощались до «черное — белое», «хороший — плохой», что мешало адекватному видению себя и окружающих и, как следствие, осложняло взаимодействие.

Был обнаружен еще один важный настораживающий факт: в ходе экспедиции между экипажем и Центром управления существенно увеличивается «психологическая дистанция».

 

С опросником Шварца

Полученные данные оказались очень информативными и полезными для группы психологической поддержки. Было принято решение усовершенствовать методику и провести второй этап эксперимента — «Взаимодействие-2». На этой стадии стояла задача изучить влияние национальности на ценностные приоритеты космонавтов, их сплоченность и идентификацию с группой, восприятие взаимодействия. Кроме того, оценивался объем и качество общения с ЦУПом.

Начиная с 45-й экспедиции (2015 г.) для оценки влияния факторов культуры стал применяться опросник PVQ, основанный на теории социального психолога Шалома Шварца и направленный на изучение базовых ценностей космонавтов. Через эксперимент «Взаимодействие-2» прошли участники двадцати экспедиций на МКС.

Оказалось, что для российских членов экипажей более близкими являются групповые ценности. Для них универсализм (ценности, безусловно, значимые для всего человечества — равенство, социальная справедливость, единение с природой) является наиболее важной категорией как до полета, так и после его завершения. На втором месте находится самоопределение, связанное со свободой, независимостью, творческими способностями, интеллектом.

На третьей и четвертой строчке расположились еще две общечеловеческие ценности — традиции (уважение к своим корням, стабильность общества, сохранение верований) и доброта. Интересно сравнить эти данные с выводами, полученными психологом из Университета Британской Колумбии П. Зюдфелдом в 2006 г. по результатам контент-анализа воспоминаний семи астронавтов-мужчин, трех астронавтов-женщин и двух сотрудников NASA с использованием ценностей из той же классификации Шварца.

Так, ценность достижения (честолюбие, социальное одобрение, успех, признание) уверенно занимает у американцев первое место. После полета отмечался заметный рост значимости ценностей универсализма, доброты, гедонизма (в интерпретации П. Зюдфелда — Enjoyment, радость жизни).

«В целом как для российских, так и для американских членов экипажей МКС можно сделать вывод, что полет практически не влияет на приоритеты ценностей, а еще больше усиливает их значимость. В этом проявляется салютогенез — положительное влияние участия в космическом полете на развитие личности», — прокомментировала результаты ведущий научный сотрудник ИМБП, кандидат психологических наук А. Г. Виноходова.

 

Наше досье

Шалом Шварц — американо-израильский социальный психолог, создатель теории базовых скрытых мотиваций общечеловеческих ценностей и потребностей. Внес вклад в разработку шкалы ценностей в контексте теории социального обучения и теории социального познания.

Классификация Шварца (Ценностный опросник) включает в себя двенадцать базовых ценностей, разбитых на три класса: индивидуальные, групповые и смешанные. Эта шкала применяется психологами во всем мире для исследования динамики изменения ценностей как в группах в связи с изменениями в обществе, так и личности в связи с ее жизненными проблемами.

 

Русский космос, Игорь Маринин

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".