Блог космонавтов МКС (архив)

Дмитрий Кондратьев: «Полет в космос – только начало» (предполетное интервью)
05.12.2010 14:56

15 декабря с Байконура к Международной космической станции отправится пилотируемый корабль с очередным экипажем. Командиром основного экипажа «Союза ТМА-20» назначен Дмитрий Кондратьев, космонавт ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», полковник ВВС Российской Федерации.
По окончании комлексных тренировок Дмитрий Юрьевич дал эксклюзивное интервью пресс-службе Роскосмоса.

 

 

Наша справка.

 

 

 

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ КОНДРАТЬЕВ родился 25 мая 1969 года в г. Иркутске.
В 1986 году поступил в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова, которое окончил в 1990 году по специальности «Летчик-инженер».
В 2000 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности «Экономист». В 2004 году окончил Военно-Воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
После окончания училища проходил службу в различных частях ВВС в должностях летчика, старшего летчика. Освоил 10 типов самолетов. Военный летчик 1-го класса.
Инструктор парашютно-десантной подготовки.
Имеет квалификацию «офицер-водолаз».
В декабре 1997 года был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина.
Награжден медалями Вооруженных Сил Российской Федерации «За отличие в воинской службе» I, II и III степени, медалью «П. Нестерова», памятным знаком «50 лет Космической Эры».
Предстоящий полет станет первым для Дмитрия Юрьевича.

 

 

ДМИТРИЙ КОНДРАТЬЕВ: «Полет в космос – только начало»
Интервью перед полетом


 

«Я сейчас между двумя этапами…»

 

Дмитрий, сейчас уже позади комплексные тренировки. Для Вас и Вашего экипажа начинается «крайний» этап подготовки к полету. Какие ощущения?

 

Ощущения у меня такие – большой этап в жизни завершается и еще больший начинается.
Я прошел отбор в отряд в 1997 году, сейчас 2010-й. Прошло 13 лет. Фактически, 13 лет ежесуточной работы в  ожидании первого полета…
Действительно большой и важный этап уходит, поэтому мне немного грустно. Но начинается новый, еще более важный этап – новые ожидания,  испытания…
У меня такое чувство, что я между двумя этапами сейчас…

 

 

 

 

Основной экипаж ПКК "Союз ТМА-20" во время комплексных тренировок 

 

Расскажите, пожалуйста, что Вам и Вашему экипажу еще предстоит сделать на Байконуре до полета?


На Байконуре у нас будет две недели, в течение которых мы должны дважды провести тренировки на реальном корабле, на котором нам предстоит лететь («Союз ТМА-20»- ред.), посмотреть, как он готовится к полету, проверить, все ли сделано, выдать свои последние пожелания, чтобы на месте можно было какие-то мелкие вещи изменить, доделать.
В принципе, для нас это не в первый раз. В этом составе (вместе с Паоло Несполи и Кэтрин Колман – ред.) мы дублировали экипаж корабля «Союз ТМА-19». Поэтому нам эти операции знакомы.
Кроме того, нужно настроиться на полет. Это большое событие, для которого необходимо сосредоточиться. Важен психологический настрой.
Будут и медицинские тренировки, направленные на улучшение переносимости невесомости, этапа перегрузок. Будут занятия по ручным режимам, по некоторым научным экспериментам, чтобы к старту у нас сохранились навыки, которые нам понадобятся после стыковки с МКС.

 

 

 

 

 


С дублерами - А.Иванишиным, С.Фурукава, М.Фоссумом

 

«Космический полет сегодня – это большой и тяжелый труд»

 

 

Вы прошли длительную подготовку к полету и сейчас у Вас, определенно, сложилось некое впечатление о том, что Вас ждет на станции. Какое?

 

Сейчас космические полеты перешли в новую плоскость. Есть принципиальное отличие между коротким и длительным полетом. Во время короткого полета космонавт присутствует на космической станции десять дней или чуть больше. Длительный полет – это когда космонавт живет на станции.
Здесь на первый план выходят такие вещи, как обеспечение долговременного пребывания на орбите человека, бытовые вопросы, проблемы построения хорошего экипажа, поддержания нормальных рабочих и дружеских отношений, потому что жить вместе в замкнутом пространстве в течение полугода – это тоже сложная задача в дополнение к тому, что каждому космонавту и астронавту, всем, участвующим в выполнении космической программы на МКС, приходится работать очень тяжело. День насыщен, каждая минута космонавта, его рабочее и даже свободное время, планируются специалистами ЦУПа на Земле. Потом, в процессе выполнения задач в течение дня, недели все корректируется, чтобы сделать пребывание космонавта на станции максимально эффективным с точки зрения объема и качества выполняемых задач.

 

 


Прежде всего, космический полет сегодня – это рискованный и тяжелый труд в специфических условиях невесомости, замкнутого пространства и других нюансов – радиации, факторов космического пространства и т.д. Это труд, к которому готовятся много лет. В результате он должен принести максимальную пользу тем, кто ставит эксперименты, кто обеспечивает эту работу.
Космонавт на орбите сегодня – это вершина очень большой пирамиды. Космическая отрасль России насчитывает десятки тысяч человек, большое количество заводов, научных организаций и других структур, которые являются фундаментом обеспечения выполнения космических полетов, и космонавт находится на острие всех процессов.
Поэтому я не отрываю себя от коллективов заводов, научных и других заинтересованных организаций в нашей стране и за рубежом, считаю, что это коллективная работа, а я – часть  громадного коллектива и намерен работать именно в таком ключе, чтобы у нас было четкое взаимодействие.


«Традиции поддерживают преемственность поколений»


По традиции космонавты, улетающие с Байконура, высаживают деревья на аллее космонавтов на 17й площадке. Но Ваш экипаж летит зимой – не самое лучшее время для посадки. Вы все-таки будете сажать деревья?


 

Действительно, есть традиция, по которой космонавты, летящие в первый раз, сажают деревья на Байконуре. Там целая аллея, посаженная космонавтами, начиная с первых космонавтов.  И российскими, и иностранными, еще со времен программы «Интеркосмос» во времена Советского Союза. И сейчас наши коллеги из Европы и Америки тоже сажают деревья…
Но это будет декабрь… Я все же надеюсь, что деревья, которые мы посадим, приживутся до весны. Зимой сложно сказать, выживет ли дерево. Но даже если будут какие-то проблемы – посадим еще раз! Традиция есть - не будем нарушать!

 

 

 

 

По традиции, экипажи "Союза ТМА-20" после сдачи экзаменов побывали на Красной площади


 

А как Вы вообще относитесь к космическим традициям и суевериям?


Космические традиции – вещь хорошая и нужная. У космонавтов много традиций, они дают стабильность, поддерживают преемственность поколений. И какие-то традиции наш экипаж, безусловно, будет соблюдать.
Но я, например, не считаю себя суеверным… И если традиции наш экипаж будет поддерживать вместе, то суеверия у каждого свои.  Коллектив у нас разный – разные страны, профессии, жизненный опыт. Я бы не сказал, что у нас есть общие суеверия.
Например, скажу, что в авиации есть суеверие- перед вылетом летчик не бреется, не стирает летный комбинезон…


А космонавты бреются перед полетом?

 

(С улыбкой) Космонавты бреются. Но я не следую этим суевериям в таком виде… Вот нельзя летчикам и космонавтам говорить, что у них что-то «последнее», надо говорить «крайнее». Мелочи…


Будет ли с Вами в полете талисман, который обычно еще используют на «Союзе» как индикатор невесомости?


Я не беру с собой талисманов. Как уже говорил, не считаю себя суеверным человеком.
А что касается тех талисманов, которые иногда космонавты вешают перед собой в космическом корабле, у меня нет сейчас таких планов – что-то такое взять с собой. Отсутствие перегрузки по окончании работы третьей ступени мы определим по другим факторам.
Ну, а талисман- это моя семья, мои дети, мои друзья, с которыми я буду общаться во время полета.

 

«Космос и спорт неразрывны»


Дмитрий, известно, что Вы серьезно занимаетесь спортом. Могут быть связаны увлечение спортом и космос?

 

Я считаю, что эти два понятия неразрывны. Человек, который собирается лететь в космос,  должен обладать очень хорошим здоровьем, чтобы без последствий перенести все неблагоприятные условия космического полета. Но и просто быть здоровым человеком тоже необходимо, прежде всего, для себя самого, для своей семьи, для общества.
Многие космонавты в прошлом занимались различными видами спорта, и в настоящее время стараются поддерживать, если не соревновательный, то, по крайней мере, очень хороший уровень в своих видах спорта.
Считаю, что спорт развивает не только силу, выносливость, но и стойкость, терпение. Все эти качества, безусловно, необходимы и космонавтам, и всем другим людям. Я занимался каратэ в течение многих лет и имею коричневый пояс. До сих пор стараюсь поддерживать спортивную форму. Хочу, чтобы молодые люди выбирали спорт как альтернативу всякого рода вредным привычкам.
Стараюсь участвовать в различных мероприятиях по привлечению молодежи в спортивные ряды. Моему старшему сыну сейчас 5,5 лет и он уже посещает секцию каратэ в Звездном городке. Надеюсь, что и в полете получится провести ряд мероприятий по популяризации моего любимого вида спорта и здорового образа жизни.

 

 

 

«Мои сыновья – лекарство от всех болезней»

 

У Вас двое сыновей. Младший, Вячеслав, наверное, еще пока не очень понимает, что папа - космонавт. А старший, Владислав?

 

Да, у меня сейчас двое прекрасных сыновей. Младшему будет на момент моего полета 11 месяцев. Замечательные дети, я их очень люблю!
Это, я считаю, лекарство от всех болезней. Если человек уставший, расстроенный, какие-то жизненные неурядицы – как приходишь домой, начинаешь с ними общаться – все проходит. Старший уже все понимает, он знает, куда папа направляется, что полгода его дома не будет.
Но сейчас есть связь, которая позволяет нам ежедневно разговаривать с любыми абонентами на Земле, посылать друг другу фотографии, видеозаписи. Если будет возможность, супруга с детьми сможет приехать в Центр управления полетами, мы сможем пообщаться в прямом эфире. Так что, с точки зрения общения, обмена информацией с семьей – это будет происходить на ежедневной основе, и это большая поддержка космонавта во время полета.


 

 

 

Дмитрий со старшим сыном Владиком...

 

 

и младшим - Славиком

 

А о чем Вы будете рассказывать своим сыновьям с орбиты?


Я, наверное, буду больше показывать. Какие-то фотографии интересные, например.
Старший уже проявляет интерес к технике. Он технически развитый молодой человек и ему интересно то, что можно разобрать и собрать. В этом ключе буду ему рассказывать и показывать что-то космически - интересное. Практически, у нас неограниченные возможности общения с семьей, в плане обмена электронными сообщениями, фотографиями.


 

Фотографии семьи с собой возьмете?


Фотографий не беру, поскольку сейчас уровень развития средств коммуникации между МКС и Землей таков, что мне жена сможет присылать ежедневно по электронной почте самые свежие фото. Это гораздо интереснее, когда ты видишь свою семью, друзей, близких друзей каждый день, переживаешь вместе с ними все события.

 


«Гагарин – символ начала новой эры»


 

Вам предстоит быть командиром МКС в то время, когда в мире будут праздновать 50-летие полета Гагарина. Чувствуете ли Вы особую ответственность в связи с этим?


Да, для меня это действительно большая честь. И, конечно, большая ответственность, поскольку мы будем находиться на «переднем крае», в связи с юбилеем за нашим экипажем на станции будет, безусловно, следить весь мир. Важно уровень, планку, заданную полетом Гагарина, первым выходом в космос Леонова, созданием первых космических станций, поддерживать. Наша страна всегда была лидером в освоении космоса, в этом статусе и должна оставаться.
Полет Гагарина – это начало не только большого этапа пилотируемой космонавтики в нашей стране, но и во всем мире. Большой этап для человечества в целом.
Гагарин сейчас является даже не кумиром, а символом начала новой эры. Это, я считаю, правильно и справедливо. Имя Гагарина – символ покорения космоса, символ того, что мечты сотен поколений о полетах с нашей планеты, за пределы допустимого, реальны, осуществимы. И мы это видим сейчас, что очень важно.
Полет Гагарина является подвигом, потому что он на самом деле выполнил такой полет в первый раз – в неизведанное, на новой технике, надежность которой была малоизвестна, в безвоздушное пространство. И этот подвиг совершил молодой летчик, офицер.
Возьмем наше время. К сожалению, снизился интерес к исследованию космического пространства во многих странах. Но все в мире знают два факта – всегда, все люди, дети - это полет Гагарина и высадка американцев на Луну.  Я думаю, и в будущем мы увидим не менее важные, значимые события в исследовании космического пространства. Надеюсь, это будет при нашей жизни…

 

 

Дмитрий возлагает цветы на могилу Гагарина у Кремлевской стены 

 


«Пропаганда космических исследований - большое и нужное дело»


Вы точно подметили - сегодня популярность космонавтики не так велика, как в 60-е годы, а профессия космонавта уже не является престижной. Что нужно делать, чтобы эту ситуацию изменить?


Первичным здесь является собственно космическая программа. Когда каждый человек и в нашей стране, и во всем мире будет понимать, что исследование космоса значимо, что это приносит огромную пользу всем людям на Земле – и технологическую, и экономическую, и техническую, и научную – тогда все будут осознавать важность и нужность космических программ и необходимость инвестиций в космические исследования.
Я считаю, что пропаганда космических исследований, того, что космонавты делают на орбите, является в целом большим и нужным делом.
Конечно, необходимо привлекать средства массовой информации к нашей деятельности. Больше показывать, рассказывать. Я, кстати, слежу за тем, что делается в этом смысле на сайте Роскосмоса. Проекты, в которых задействованы космонавты, работающие на МКС,- хорошая идея. И современная. Сейчас интернет – самое популярное СМИ. Даже телевидение уступает ему.
Безусловно, мы будем делать все, чтобы поддержать уровень осведомленности российской и мировой общественности в том, что мы делаем, говорить о том, как это важно для развития науки и техники.


 

А Вы собираетесь создать свой блог или что-то похожее во время полета?

 

Собираюсь. Но подробности до прибытия на станцию раскрывать не хочу.

 

 

 

«Летать дальше, выше, быстрее…»


Дмитрий, насколько мне известно, Ваши родители- инженеры. Откуда тяга к полетам?


У меня не было проблемы с выбором профессии в детстве. Мой отец - авиационный инженер. Он был вертолетчиком гражданской авиации, летал на вертолетах, а потом работал на авиационных заводах. Я всю жизнь был свидетелем его работы, поэтому для меня проблемы выбора не было. Я знал, что буду летчиком, что пойду в авиацию. Думал, куда – в гражданскую или в военную. Выбрал военную авиацию, поступил в летное училище и летал на самолетах в Советском Союзе, а потом в Российской Федерации, в разных концах России. Космонавтика, вся космическая отрасль, выросла из авиации. Когда человек впервые поднялся в воздух, он начал искать возможности подняться выше, дальше. Это продолжение тяги человека - летать. В атмосфере, за пределы атмосферы – это стало естественным продолжением и моей профессии летчика. Я сделал первый шаг – стал летчиком. Следующий шаг был логичным – стать космонавтом. Летать дальше, выше, быстрее, как поется в песне.
И я предпринял попытку стать космонавтом. В середине 90-х был объявлен конкурс по отбору космонавтов по всей стране, были сотни кандидатов, если не тысячи. В нашу группу было отобрано 12 человек, включая меня. Я считаю, мне просто повезло. Другие кандидаты были не менее достойные - подготовленные, грамотные, профессиональные люди. Мне действительно повезло… В 1998 году, в начале года, приступил к тренировкам.

 


«Каждый космический эксперимент важен»


Расскажите, пожалуйста, о научных экспериментах, намеченных по программе Вашей экспедиции. Какие из них Вам наиболее интересны?


В течение полета у нас будет множество экспериментов разного плана – научных, научно-технических, медицинских, биомедицинских – более 40 в программе.
Выделять какой-то из них было бы неправильно. Каждый эксперимент важен, каждый в своей области приносит большую пользу. Поэтому как специалист, который будет проводить их на орбите, я никакой из них не выделяю. Это как в большой семье – нет детей более любимых или менее любимых, они все любимы, каждый по-своему.
Я могу подтвердить для всех ученых, инженеров, которые являются постановщиками экспериментов, что буду ко всем относиться с одинаковым пониманием, педантизмом, аккуратностью. И сделаю все от меня зависящие, чтобы все эксперименты были выполнены с  высоким качеством.
Например, для меня самыми интересными будут исследования, связанные с наблюдениями, съемками земной поверхности. Вот мы недавно говорили со специалистами, что неплохо было бы сделать серию снимков с МКС для создания галереи ландшафтов территории России. Снимки такие были, но съемки проводились в советские времена, в основном.
Прошло несколько десятилетий, все изменяется, и было бы интересно, во-первых, обновить эту базу, а, во-вторых, сейчас с точки зрения техники появились большие возможности, то, чего раньше не было. То есть, можно сравнить по времени, что происходило, что поменялось в геологических структурах. Сейсмические явления происходят, ландшафт меняется. С точки зрения науки это интересно.
Я буду снимать то, что мне интересно, в свободное время. Это будут и научные снимки и, может быть, художественные.
 

«Единый отряд космонавтов – максимально эффективная структура»


Дмитрий, когда Вы вернетесь из полугодовой экспедиции, на базе Центра подготовки космонавтов, скорее всего, уже будет работать объединенный отряд. Как Вы считаете, рационально ли решение о его создании?


 

Можно привести в качестве примера структуры космических отрядов наших партнеров - европейского, канадского, японского, американского космических агентств. Везде на сегодняшний день существуют единые отряды.
Исторически, например, в США, существовали и военный, и гражданский отряды. Сейчас же все агентства пришли к заключению, что исследования космического пространства должны проводить профессионалы из разных областей, но объединенные в единой структуре. Это наиболее удобный и перспективный метод структуризации, который позволит решать задачи с лучшим качеством в интересах государства, прежде всего, и организаций, которые в этом заинтересованы. Я считаю, что в России настало время создать единый отряд.
У нас их было несколько. Первым был создан военный отряд. Затем, есть отряд в РКК «Энергия», был отряд в Российской академии наук, до сих пор существует в Институте медико-биологических проблем.
Но сейчас эти отряды работают менее эффективно, чем если бы они все были в единой структуре. Поэтому в Центре подготовки космонавтов создается инфраструктура, которой будет достаточно для обеспечения деятельности единого отряда Роскосмоса. В экипажи по решению Российского космического агентства и ЦПК будут назначаться те люди - опыт которых необходим для конкретного полета, безотносительно, из какой отрасли пришел этот человек в отряд космонавтов. Главными параметрами будут его знания, квалификация, опыт. На основе этих качеств будут назначаться в экипажи космонавты.
Я думаю, это максимально эффективная структура, и это принесет пользу.

 

 

 

Официальная фотография основного экипажа ПКК "Союз ТМА-20"/ МКС-26/27

 

«Варяг – слава людей российских»


«Крайний» вопрос. Уже давно и традиционно командиры экипажей «Союзов» выбирают позывной. Какой он у Вашего экипажа?


Мой позывной -  Варяг. Я выбрал его давно, еще в 2001 году, когда в первый раз был назначен в дублирующий экипаж МКС номер 5. Я был командиром «Союза» и бортинженером МКС.
Само название - «Варяг» имеет в России исторические корни, и оно несет двойную смысловую нагрузку. Первая часть относится к более чем 1000-летней истории, вторая – к относительно недавнему времени. Это – слава российского военного флота, геройский подвиг моряков крейсера «Варяг», которые сражались против японской эскадры и погибли, но врагу не сдались.
Более ранняя история, исторические корни – это когда варягами называли князей, которые положили начало династии Рюриковичей и стали основателями Государства Российского. Их деятельность привела к созданию из разнородных племен мощного государства, они положили начало большому историческому процессу, а уже далее многовековая история привела к тому, что Россия стала огромной с точки зрения территории, духа, развития, мировой державой.
Я думаю, что эти два аспекта очень важны. Название, которое я выбрал в качестве позывного,  считаю, отражает славу России, славу людей российских, и то, что Россия должна развиваться как большое мощное государство, благодаря своим славным сыновьям и своей истории.

 

Спасибо за интервью и удачи Вам в полете!


Пресс-служба Роскосмоса

 

Пресс-служба Роскосмоса выражает благодарность Д.Ю.Кондратьеву за предоставленные фотоматериалы