РОСКОСМОС-СПОРТ

Первая космическая съемка

Первый космонавт Юрий Гагарин восхищался увиденным из космоса, однако показать красоту Земли не смог — на «Востоке-1» не было фотоаппарата... Первым космическим кинооператором — стал Герман Титов. За 60 лет пилотируемых полетов космическая фотография стала одним из основных средств познания внеземного пространства, востребованной космической технологией. Космическую фотографию сейчас можно рассматривать и как самостоятельный вид фотоискусства.

Пытаясь вспомнить всё, чему его учили на занятиях по киноподготовке, Герман Титов осуществил десятиминутную киносъёмку через иллюминатор, затем в течение всего полёта снимал короткие сюжеты по несколько минут, а также сделал первые фотографии Земли из космоса.

«Я старался вспомнить все, чему меня учили на занятиях по киноподготовке, чтобы заснять на кинопленку вид нашей планеты с высоты космического полета, заснять для того, чтобы люди могли посмотреть на свой дом — планету со стороны. И практика по киноделу мне действительно пригодилась. Я, подготовив камеру „Конвас“, решил определить экспозицию. На Земле я часто это делал на глазок, но здесь не рискнул, так как ошибка в экспозиции могла дорого стоить. Это не съемка сюжета на рыбалке. Я достал фотоэкспонометр, и... оказалось, что его можно спокойно убирать обратно. Стрелка чувствительного элемента под действием перегрузок и вибраций отвалилась и в условиях невесомости занимала совершенно произвольные положения. Появилась, как у нас говорят, первая вводная. Ничего не оставалось, как на глазок прикинуть освещенность и подобрать диафрагму. И тут я вспомнил поговорку „нет худа без добра“. Некоторые пленки на Земле у меня получались, прямо скажем, не лучшего качества. Но практика „на глазок“ выручила меня, и пленка из космоса получилась удачной.»

Мало кто сегодня знает, что теоретическая подготовка первых космонавтов состояла из семи предметов, причем курс кинофотосъемки составлял 65 часов, что в два раза превышало объем курса астрономии и в три раза — геофизики. В перечне из 54 вопросов, выносимых на государственный экзамен, к этому предмету относились лишь два: первый — по устройству аппаратуры, второй — по определению экспозиции и выбору объектива для съемки. Но это ровно столько же, сколько было в разделах, посвященных парашютной и штурманской подготовке (основные вопросы, естественно, касались корабля, ракеты и космической медицины).

Титов снимал репортерской кинокамерой «Конвас» отечественного производства как на обычную пленку, так и на цветную. Космонавт выполнил киносъемку земной поверхности с высоты 244 км и стал первым космическим кинооператором.

Цветные фотографии Земли из космоса были отпечатаны с 35-мм кинопленки камеры «Конвас-автомат» и занесены в «Дело о рекордах космического полета гражданина СССР Г.С. Титова на космическом корабле-спутнике «Восток-2» 6-7 августа 1961 года. Некоторые из них, разумеется, попали на обложки журналов. Контраст космического пространства и поверхности планеты, дугообразный изгиб линии горизонта свидетельствуют о внеземном производстве снимков.

Всего пленки было 300 м (минут на 15 съемки), и Титов израсходовал ее всю. Отвечая на вопросы после доклада, космонавт подчеркнул необходимость работать с фотоаппаратурой очень быстро: «Дело в том, что тут нужно определять выдержку каждый раз, а пока ее определишь, все проходит, что хотелось зафиксировать»

Уже первая космическая съемка показала, что такого рода работа требует особо подготовленной техники.

Титов докладывал: «Экспонометр у меня сразу отказал, стрелка отскочила. Я успел единственный раз заметить освещенность иллюминатора „Взора“, диафрагма, по-моему, получилась 2,5. Дальше я уже работал с киноаппаратом на глаз. Снял во „Взор“ Землю два раза. Снял широкоугольным объективом 18 и 50 мм».

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".