Блог космонавтов МКС (архив)

Воскресный репортаж Дмитрия Кондратьева: «Транспортные грузовые корабли для МКС» (30 января 2011 года, МКС)
30.01.2011 20:56

Прошедшая неделя оказалась загруженной из-за нескольких объемных задач по подготовке к расстыковке грузового корабля «Прогресс», к стыковке нового «Прогресса» и японского грузового корабля HTV. Все виды работ проводились в плотной координации с наземными специалистами. В основном, астронавты обеспечивали прием японского грузовика, а российские космонавты – расстыковку старого и стыковку нового «Прогресса». Все операции прошли штатно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Корабль HTV полностью разработан и построен в Японии. Это японский вклад в программу МКС. HTV на сегодняшний день один из самых крупногабаритных грузовых кораблей. Он позволяет доставлять большое количество грузов для МКС. HTV имеет уникальную систему стыковки. Он приближается к МКС, зависает на близком расстоянии. И в этот момент экипаж, используя канадский манипулятор, захватывает HTV за специальный узел и затем стыкует корабль к одному из стыковочных узлов. То есть, HTV не имеет собственной активной системы стыковки с МКС. На одной из фотографий показан вид из модуля Cupola, зависшего возле американского сегмента МКС, HTV. Для обеспечения операции захвата HTV в Cupola установлена робототехническая рабочая станция, которая предоставляет необходимые средства управления и контроля за процессом захвата и стыковки грузовика. Такая конструкция позволяет экономить на стоимости разработки и изготовления, сокращать время на постройку корабля. Схожая система будет установлена на перспективные коммерческие грузовые корабли, которые в скором времени начнут регулярные доставки грузов на МКС. HTV имеет два объема для размещения грузов: один внутренний герметичный, другой – внешний негерметичный. Грузы из внутреннего объема доставляются внутрь станции, а из внешнего отсека – размещаются, с помощью того же канадского манипулятора, снаружи станции для дальнейшего использования для ремонта внешних элементов станции и проведения экспериментов в открытом космосе. HTV не имеет привычных раскрытых панелей солнечных батарей, как у других кораблей. Солнечные батареи размещены на его цилиндрической поверхности.
Российские грузовые корабли «Прогресс» являются модификацией транспортного пилотируемого корабля «Союз». Вместо спускаемого аппарата и бытового отсека на «Прогрессе» установлен единый грузовой невозвращаемый отсек. Кроме того, российский грузовик имеет ручной режим управления, который позволяет в случае отказа системы управления движением вручную стыковать корабль к станции. Такое резервирование позволяет повысить надежность всей системы в целом. В этом случае оператор находится внутри МКС и с помощью видеокамеры, установленной на «Прогрессе», управляет им, как будто космонавт находится внутри «Прогресса». Название режима – телеоператорный режим управления. Другие грузовые корабли, HTV и ATV, не имеют аналогичной системы ручного управления. И во время прошедшей в воскресенье стыковки космонавты находились в «горячем резерве» на случай возможной нештатной работы автоматики. В этот раз вмешиваться космонавтам не пришлось. Как видно на фотографиях, стыковка проводится обычно в тени для обеспечения лучшей видимости стыковочной мишени, расположенной возле стыковочного узла.
В отличие от стыковки, во время расстыковки «Прогресса», большинство операций проводится под управлением специалистов ЦУПа. Экипаж только наблюдает за процессом расстыковки в автоматическом режиме.
В настоящее время ни один из грузовых кораблей не имеет возвращаемого отсека для доставки результатов экспериментов на Землю. В перспективе некоторые коммерческие корабли будут иметь возможность доставки грузов обратно на Землю, что, безусловно, повысит отдачу от проводимых на борту МКС научных исследований и экспериментов.
В течение предстоящих дней экипажу предстоят работы по разгрузке доставленных грузов.

 

 

Дмитрий Кондратьев

30 января 2011 года

МКС