РОСКОСМОС-СПОРТ

Узловой модуль «Причал»

Узловой модуль «Причал»

Узловой модуль «Причал» предназначен для наращивания технических и эксплуатационных возможностей российского сегмента Международной космической станции. Модуль пристыкован к надирному узлу многоцелевого лабораторного модуля «Наука».

Дальнейшее развитие российского сегмента МКС обеспечивается за счет стыковки к узловому модулю транспортных систем, в том числе и перспективных.

Разработчиком узлового модуля является Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

 

Он предназначен для решения следующих задач

  1. Выведение и полет с орбиты выведения до монтажной орбиты;
  2. обеспечение сближения и стыковки в автоматическом режиме (телеоператорный режим управления — резервный режим) к многоцелевому лабораторному модулю «Наука»;
  3. обеспечение функционирования приборно-агрегатного отсека корабля в составе российского сегмента Международной космической станции, подготовки к отделению и отделения его от узлового модуля;
  4. доставка на российский сегмент Международной космической станции грузов общей массой не более 700 кг.
  1. Обеспечение возможности стыковки к узловому модулю «Причал» до пяти объектов;
  2. обеспечение возможности перестыковки изделий, оснащенных манипулятором-перестыковщиком, с осевого порта на боковой и обратно;
  3. обеспечение и контроль совместно со средствами российского сегмента МКС, необходимых условий жизнедеятельности экипажа в гермоотсеке узлового модуля «Причал»;
  4. предоставление электрических, гидравлических и механических реконфигурируемых интерфейсов и интерфейсов газообмена между пристыкованными к узловому модулю «Причал» изделиями;
  5. транзитная передача топлива от транспортных грузовых кораблей через магистрали дозаправки и гидроразъёмы стыковочного агрегата в модуль «Наука» и другие модули (впоследствии), а также обратно в грузовой корабль с обеспечением дренажа перед отделением корабля;
  6. трансляция цепей подзаряда и объединенного питания с модулем «Наука» на пристыкованные объекты.

Основные характеристики узлового модуля

Стартовая масса, кг

4650

Диаметр сферического корпуса, мм

3300

Количество стыковочных агрегатов

6

Масса доставляемых грузов, не более, кг

700

Гермообъём, м3

19

Максимальное электропотребление бортовых систем модуля при полёте в составе корабля «Прогресс М-УМ», Вт

700

Среднесуточное электропотребление бортовых систем модуля при полёте в составе российского сегмента МКС, Вт

500

В состав узлового модуля входят корпус и комплекс бортовых систем, включающий систему управления бортовой аппаратурой, радиотехнические средства, систему обеспечения теплового режима, средства обеспечения газового состава, средства управления движением и навигации, транзитные магистрали дозаправки топливом, систему стыковки активная гибридная, систему стыковки пассивную гибридную, средства перестыковки. На модуле применена пассивная система обеспечения теплового режима на тепловых трубах с использованием автоматических электронагревателей в паре с электронными переключателями.

Узловой модуль «Причал» представляет собой сферический герметичный отсек с размещенными внутри и снаружи него составными частями, обеспечивающими выполнение его задач.

На внешней поверхности корпуса размещены активный гибридный агрегат стыковки (АСА-Г), агрегат стыковки пассивный комбинированный (АСП-К) и четыре агрегата стыковки пассивных гибридных боковых (два АСП-ГБ1 и два АСП-ГБ2).

В целях обеспечения стыковки к узловому модулю на его внешней поверхности по оси стыковочного агрегата АСП-К размещены антенны пассивной аппаратуры системы сближения «Курс-П», мишени стыковки и мишени контроля, блок телекамеры из состава радиотехнических средств, а также такелажные элементы средств перестыковки.

Для обеспечения функционирования узлового модуля «Причал» в составе транспортного грузового корабля-модуля «Прогресс М-УМ» на его внешней поверхности со стороны активного агрегата стыковки установлены телекамера контроля стыковки и передающая антенна системы «Клест», антенны активной системы сближения «Курс-НА».

В целях обеспечения передачи компонентов топлива на внешней поверхности размещены трубопроводы и блоки клапанов транзитных магистралей дозаправки топливом. Для обеспечения фиксации космонавта (оператора) при выполнении внекорабельной деятельности на внешней поверхности также установлены поручни средств фиксации оператора. Корпус и расположенные на его поверхности кабели, трубопроводы и агрегаты закрыты листами микрометеороидной защиты.

Внутренний объем сферического корпуса разделен панелями интерьера на две зоны — приборную и обитаемую. Панели интерьера со средствами фиксации оператора устанавливаются на рамы силового каркаса приборной зоны. Силовой каркас приборной зоны, а также посадочные места из состава корпуса являются конструктивной базой для установки оборудования внутри корпуса, в том числе доставляемого.

Места внутри корпуса, не закрытые интерьером, закрываются фальшь-панелями, крепление которых позволяет осуществить, при необходимости, их замену на этапе целевого использования. На внутренней поверхности корпуса установлены электронагреватели с электронными переключателями СОТР, обеспечивающие термостатирование корпуса.

Узловой модуль был выведен на орбиту в составе транспортного грузового корабля-модуля «Прогресс М-УМ» при помощи ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Байконур. Запуск состоялся 24 ноября 2021 года в 16:06:35 по московскому времени.

До его стыковки с МКС необходимо провести следующие работы:

  • Установить новую версию программного обеспечения бортовой вычислительной системы многоцелевого лабораторного модуля «Наука»;
  • перестыковать пилотируемый корабль «Союз МС» на модуль «Наука» (выполнено 28 сентября 2021 года);
  • перестыковать грузовой корабль «Прогресс МC» с малого исследовательского модуля «Поиск» на модуль «Наука» (выполнено 22 октября 2021 года);
  • проверить герметичность топливных магистралей между служебным модулем «Звезда» и модулем «Наука» средствами грузового корабля «Прогресс МC»;
  • отстыковать и затопить грузовой корабль «Прогресс МC» вместе с «проставкой» пассивного стыковочного агрегата модуля «Наука», что обеспечивает преобразование стыковочного узла многоцелевого лабораторного модуля в узел для стыковки корабля-модуля «Прогресс М- УМ» (выполнено 25 ноября 2021 года).

После стыковки корабля-модуля «Прогресс М-УМ» с российским сегментом Международной космической станции проводятся следующие работы:

  1. Расконсервация узлового модуля «Причал», включая:
  • Очистку атмосферы с помощью агрегата фильтра очистки атмосферы, находящегося в служебном модуле «Звезда»;
  • монтаж воздуховода межмодульной вентиляции;
  • перенос доставляемых на модуле «Причал» грузов на места хранения в российском сегменте МКС;
  • перекоммутацию датчиковой аппаратуры узлового модуля «Причал» для передачи телеметрии в систему бортовых измерений модуля «Наука» вместо приборно-агрегатного отсека корабля-модуля «Прогресс М-УМ»;
  • организацию электрических (силовых и командно-информационных) интерфейсов между узловым модулем «Причал» и модулем «Наука».
  1. отделение приборно-агрегатного отсека корабля;
  2. проведение выхода экипажа МКС в открытый космос по установке на внешней поверхности узлового модуля «Причал» антенн и мишеней, необходимых для стыковки к нему транспортных кораблей «Союз МС» и «Прогресс МС».

Российский сегмент МКС после стыковки корабля-модуля «Прогресс М-УМ», отделения приборно-агрегатного отсека и с пристыкованными кораблями

 

Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ»

Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ» предназначен для решения следующих задач:

  • Обеспечение автономного полёта, сближения и стыковки узлового модуля к МКС;
  • обеспечение электропитания, управления и телеметрического контроля узлового модуля на участке автономного полёта до стыковки с российским сегментом МКС;
  • отделение приборно-агрегатного отсека корабля от узлового модуля «Причал» и обеспечение его схода с орбиты в согласованный район мирового океана.

Основные характеристики

Стартовая масса, кг

8 180

Длина, м

7,23

Наибольший диаметр, м

3,60

Размах солнечных батарей, м

10,7

Базовое изделие: транспортный грузовой корабль «Прогресс М».

19

 

В состав транспортного грузового корабля-модуля входят:

  • Приборно-агрегатный отсек, заимствованный от базового изделия, в котором размещаются приборы и агрегаты бортовых систем, обеспечивающих автономный полёт, стыковку с МКС и последующее отделение и сход приборно-агрегатного отсека с орбиты;
  • переходный отсек, обеспечивающий механические и электрические интерфейсы приборно-агрегатного отсека с кораблем, а также размещение двигателей причаливания и ориентации среднего пояса;
  • сам узловой модуль «Причал».
Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ» представляет собой сборку узлового модуля «Причал» с приборно-агрегатным отсеком посредством вновь разработанного переходного отсека. Приборно-агрегатный отсек по конструкции соответствует приборно-агрегатному отсеку базового корабля «Прогресс М» с доработками по увеличению его жесткости и прочности в связи с увеличенной до 8 180 кг массой корабля.

В состав приборно-агрегатного отсека входят:

  • Агрегатный отсек;
  • верхний и нижний приборный отсеки.

Аналогично базовому кораблю в агрегатном отсеке располагаются агрегаты комбинированной двигательной установки — базовый блок с двигателем коррекции тягой 300 кгс и двигатели причаливания и ориентации нижнего пояса тягой 13 кгс. Верхний и нижний приборные отсеки образуют единый герметичный объем, в котором размещаются приборы бортовых систем.

Для обеспечения управления и контроля на внешней поверхности приборно-агрегатного отсека размещены две антенны бортовой радиотехнической системы «Квант-В», а также антенна системы бортовых измерений со стороны днища агрегатного отсека. Радиоконтроль параметров орбиты осуществляется при помощи средств радиоконтроля орбиты. Антенны радиоконтроля орбиты также размещены на внешней поверхности приборно-агрегатного отсека.

Для обеспечения электропитания размещены две панели солнечных батарей, аналогичные установленным на грузовом корабле «Прогресс М». Для обеспечения управления движением также установлены датчики системы управления движением и навигации — датчики инфракрасной вертикали и датчик Солнца.

На переходном отсеке размещены:

  • Элементы разделяемого стыка с узловым модулем, обеспечивающие отделения связки приборно-агрегатного отсека с переходным отсеком перед сходом с орбиты;
  • отрывные электрические платы связи приборно-агрегатного отсека с узловым модулем «Причал»;
  • блоки двигателей причаливания и ориентации среднего пояса тягой 13 кгс;
  • две антенны бортовой радиотехнической системы «Квант В»;
  • антенна аппаратуры УКВ радиоканала телеоператорного режима управления.

Разделяемый стык переходного отсека с узловым модулем «Причал» обеспечивает по команде с наземного контура управления срабатывание пирозамков отделения приборно-агрегатного отсека, расхождение связки с переходным отсеком. После отделения приборно-агрегатного отсека от узлового модуля управление связкой приборно-агрегатного отсека с переходным отсеком обеспечивает система управления движением и навигации отсека.

Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ» выводится на орбиту ракетой-носителем «Союз-2.1б».
Номинальные параметры орбиты выведения:

Высота орбиты выведения

193×240 км

Высота орбиты стыковки и спуска приборно-агрегатного отсека

до 460 км

Наклонение орбиты

51,6°

Схема полета и стыковки

Баллистическая схема полета до стыковки с МКС аналогична базовому кораблю «Прогресс М» (двухсуточная с возможностью увеличения длительности при возникновении нештатных ситуаций). Стыковка узлового модуля производится к многоцелевому лабораторному модулю «Наука». Она состоялась 26 ноября 2021 года в 18:19 по московскому времени.

Схема полета приборно-агрегатного отсека после отделения от узлового модуля «Причал» аналогична схеме полета данного отсека кораблей-модулей «Прогресс М-СО1» (с модулем «Пирс») и «Прогресс М-МИМ2» (с модулем «Поиск»). Номинальная продолжительность полёта связки после отделения — до трех витков. Запасами топлива обеспечивается штатное и повторное сближение и стыковка с последующим сходом с околоземной орбиты. Расстыковка в настоящее время запланирована на 22 декабря 2021 года в 01:20:30 по московскому времени

Циклограмма автоматической стыковки полностью аналогична базовому кораблю «Прогресс М». В случае отказов на участке причаливания имеется возможность завершения стыковки в телеоператорном режиме управления.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".