РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

#Роскосмос#Русский космос#Владимир Соловьев
13.03.2022 15:00

Заглядывая вперед

Один из наиболее интересных докладов на традиционных «Королёвских чтениях», прошедших в январе в Москве, сделал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генеральный конструктор РКК «Энергия» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), член-корреспондент РАН Владимир Соловьёв. Самое главное — в материале журнала «Русский космос».

 

О востребованности пилотируемой космонавтики

Владимир Алексеевич начал с обоснования необходимости пилотируемой космонавтики:

«Основная цель полета на орбитальных станциях — это исследования, проведение научных экспериментов, отработка технологий, их внедрение на благо человека».

За 22 года на российском сегменте МКС, по его словам, реализовано либо реализуется сейчас около 100 научно-прикладных программ и более 400 научных экспериментов.

По мнению генконструктора, можно долго спорить, какие из них полезны, а какие не очень, но все они проведены на высоком техническом уровне и дали много серьезных результатов. Он напомнил, что пилотируемая космонавтика — это показатель научно-технического потенциала страны, она стимулирует прорывное развитие новых технологий не только в ракетно-космической технике, но и для повышения уровня жизни на Земле.

В.А.Соловьёв отметил и обосновал преимущества человека перед автоматом. В сложных или нештатных ситуациях, а также в трудно предсказуемых условиях человек действует существенно эффективнее автоматики. К тому же только экипаж может провести сложные монтажные и ремонтно-восстановительные работы уникального научного и служебного оборудования станции или космических аппаратов в ходе полета. Кроме того, только человек может в полете выполнять функции и исследователя, и испытателя, обеспечивая тем самым гибкость применения методов исследований. Наконец, только при участии человека в ход экспериментов можно вносить изменения и корректировки, а также привлекать дополнительные технические средства непосредственно во время космического полета, что недоступно автоматам.

 

Для улучшения жизни на Земле

Говоря о пользе, приносимой пилотируемой космонавтикой, Владимир Соловьёв выделил следующие направления:

  • Внедрение достижений космической медицины в земное здравоохранение (от методов телемедицины, средств диагностики и оказания медицинской помощи до аэромобильных госпиталей медицины катастроф). Докладчик напомнил, как несколько лет назад он совместно с Институтом медико-биологических проблем презентовал руководителю МЧС (в то время) Сергею Шойгу новые надувные аэромобильные модульные госпитали, которые разворачивались на месте посадки экипажей. Теперь такие мобильные госпитали широко используются в Минобороны и МЧС;
  • развитие биотехнологий с целью получения новых лекарственных препаратов, вакцин и штаммов микроорганизмов для применения в фармацевтике (от расшифровки структуры белков для лекарственных препаратов до методов тканевой инженерии с использованием 3D-печати);
  • отработка новых приборов для системы оперативного обнаружения и мониторинга последствий стихийных бедствий и катастроф;
  • стимулирование интереса молодежи к науке и космическим исследованиям, повышение образовательного уровня студентов и школьников.

«Очень много времени сейчас уделяется своеобразным урокам из космоса, это очень важное и нужное дело», — подчеркнул В.А.Соловьёв.

 

О новой станции

Владимир Алексеевич отметил, что в РКК «Энергия» сейчас полным ходом идет эскизное проектирование новой Российской служебной орбитальной станции (РОСС). Он назвал задачи, которые должны решаться с помощью этой станции:

«Нужно обеспечивать максимальные возможности по наблюдению всей территории Российской Федерации, включая высокоширотные районы Земли, и начинать исследования с участием защищенного человека при наибольшем воздействии радиационных поясов и космических излучений, что необходимо для более полного понимания проблем, с которыми могут встретиться будущие пилотируемые межпланетные экспедиции».

Эти задачи могут быть решены созданием РОСС на орбите с большим наклонением, чем у орбиты МКС. Сейчас станция летает по орбите наклонением 51.7°, откуда обеспечивается обзор около 20% территории нашей страны.

Выбор наклонения более 80° и высоты орбиты ~300—350 км обеспечивает:

  • Полный обзор Земли с постоянным, каждые полтора часа, контролем приполярных райо­нов;
  • использование российских космодромов и наземных измерительных пунктов, а это очень важно для отслеживания движения по Северному морскому пути, контроля за ледовой обстановкой. Такое наблюдение, по мнению организаций, имеющих отношение к Севморпути, даст огромный экономический эффект. Конечно, это потребует новой современной аппаратуры;
  • посадку кораблей на территории РФ.

Этапы развертывания РОСС

На первом этапе на орбите будет построен каркас станции. Генконструктор РКК «Энергия» назвал его «бабочкой» с крыльями, имея в виду большие солнечные батареи. В состав станции вначале будет входить научно-энергетический модуль, который уже создан в металле, а также базовый, шлюзовой и узловой модули, которые еще предстоит создать и запустить на орбиту в период 2026–2028 гг. Объем гермоотсеков РОСС на этом этапе будет около 228 м3.

«С этого момента мы можем начать полеты на РОСС и осваивать приполярную орбиту», — уверил Владимир Соловьёв. По его словам, на втором этапе в составе РОСС появятся два крупных модуля — целевой производственный и целевой (тематический), а также арсенал разного рода внешних платформ.

«Необходимо уже сейчас продумывать новую философию пилотируемых полетов, позволяющую реализовывать систему посещаемых станций без уменьшения эффективности проводимых на орбите целевых работ. Хотелось бы поэксплуатировать РОСС в таком режиме и посмотреть, что из этого получится», — подытожил он.

 

Обслуживание автоматических космических аппаратов

Владимир Соловьёв отметил еще одну возможность новой станции:

«На РОСС предлагается создать комплекс, где базовая платформа — это еще и пилотируемая станция-матка, которая позволяет уверенно эксплуатировать большое количество космических аппаратов. Среди них — инспекторы для внешнего осмотра станции и обнаружения приближающихся объектов, универсальные платформы для отработки сменных полезных нагрузок, буксиры для транспортировки неисправных спутников, аппараты дистанционного зондирования Земли и высокоскоростной связи.

Другая принципиальная особенность РОСС:

«Навигационное отслеживание и понимание развития ледовой обстановки, основных нефтеносных районов и загрязнений даст колоссальный экономический эффект. Это требует достаточно современной аппаратуры, но это то будущее, которое очень важно для нашей страны».

 

О доставке экипажей и грузов

Судя по слайдам презентации, на первом этапе экипажи на РОСС будут доставляться на очередной модификации кораблей «Союз». Уменьшение экипажа до двух человек, а также отработка сверхскоростного перелета до станции за два часа позволит уменьшить массу корабля и использовать для его запуска уже имеющиеся ракеты-­носители типа «Союз-2.1б».

Владимир Алексеевич кратко остановился на этом:

«На первом этапе планируются запуски кораблей „Союз“ и „Прогресс“ с космодрома Байконур и, возможно, с Восточного. В дальнейшем на замену „Союзам“ и „Прогрессам“ должны прийти перспективные транспортные корабли. В частности, на базе лунного корабля „Орёл“ надо создать более легкий, более современный и обязательно многоразовый транспортный корабль, который мог бы выводиться ракетой-носителем „Союз-5“ и который заменил бы корабль „Союз“».

«Мы осознаем, — продолжил он, — что отработка сверхбыстрой доставки экипажа на станцию показала отсутствие необходимости наличия в составе корабля бытового отсека, ранее предназначавшегося для повышения комфорта экипажа при длительных автономных полетах. Теперь мы можем от этого отсека отказаться и тем самым облегчить корабль. Сейчас мы отрабатываем одновитковую (за два часа) схему доставки. Начнем ее использовать на грузовых кораблях „Прогресс“ с 2023 года».

 

О полетах на Луну

В завершение Владимир Соловьёв коснулся дальней перспективы российской пилотируемой программы — полета космонавтов на Луну.

Он пояснил: «...программу пилотируемого освоения спутника нужно начинать только после создания определенного задела и на Луне, и на Земле. В противном случае это будет просто одиночный полет с целью установить российский флаг в нужном месте, что по сути было бы повторением американской лунной программы „Аполлон“. Поэтому нами разрабатывается двухпусковая схема полета на Луну с использованием сверхтяжелой ракеты-носителя. При этом первым пуском мы выводим на орбиту Луны взлетно-посадочный аппарат (ВПА). Вторым — пилотируемый транспортный корабль (ПТК) с экипажем в четыре человека. На окололунной орбите они стыкуются, экипаж переходит из корабля в модуль, совершает на нем посадку на поверхность, потом взлетает, опять состыковывается с кораблем, на котором экипаж и возвращается на Землю. Эта схема обсуждалась неоднократно. Она реализуема. Дело за малым — надо иметь носитель сверхтяжелого класса».

 

О лунной базе

Далее В.А.Соловьёв представил изображение возможной лунной базы в начальной конфигурации:

«Но вопрос, что делать на лунной базе, еще подлежит обсуждению и с Институтом космических исследований, и с Академией наук. Тем не менее мы считаем, что ее создание надо начинать только тогда, когда мы будем полностью уверены в надежности техники и безопасности экипажа. Безусловно, к этому времени мы должны научиться использовать лунные ресурсы, в том числе воду. И, конечно, к этому времени должны быть созданы средства навигации и связи, работающие на Луне и на окололунной орбите. Неплохо было бы иметь и резервный взлетно-посадочный корабль. Все это весьма и весьма важно создать до начала пилотируемых полетов».

По мнению Владимира Алексеевича, все элементы лунной программы должны быть использованы в дальнейшем при формировании программы полета к Марсу и его освоения.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".