Новости

14.12.2006 00:00

Интервью Генерального конструктора и генерального директора ФГУП «НПО прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева» Тестоедова Николая Алексеевича

- Уважаемый Николай Алексеевич, в соответствии с Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)» полным ходом идет формирование крупной интегрированной структуры ОАО «Информационные спутниковые системы», в которой руководимому Вами предприятию отведена головная роль. Каковы перспективы предприятия в условиях жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынках?
 
В условиях жесткой конкуренции создаваемое ОАО «Информационные спутниковые системы» будет выглядеть очень достойно. У нас нормальная загрузка на следующий год - около 8 миллиардов рублей, при 3,2 в прошлом году и 4,6 в этом году.


На внутреннем рынке мы по-прежнему делаем акцент на военных заказах. Сегодня они составляют у нас 2/3 от общего объема. Подчеркну, что военные заказчики финансируют полный цикл опытно-конструкторских работ – техническое задание, проект, конструкторскую документацию, наземную экспериментальную отработку. Коммерческих заказчиков не интересует разработка, им нужен спутник. Поэтому даже в условиях жесткого прессинга со стороны экономических служб военных, когда каждый норматив дается очень тяжело, военные заказы экономически более выгодны. Кроме того, эти заказы комплексные - начинаются техническим предложением и заканчиваются сопровождением. Поэтому мы считаем, что на внутреннем рынке наши позиции устойчивы в первую очередь при опоре на военные заказы. И мы продолжаем их развивать.


На внешнем рынке мы работаем, привлекая западных партнеров в качестве поставщиков части оборудования, в создаваемых нами спутниках и совместно выступаем в тендерах. Сегодня предложений на спутниковом рынке больше чем заказов, поэтому это процесс непростой, особенно на Западе. Мы предполагаем работать совместно с западными партнерами. Подписан меморандум с компанией Alсatel Alenia Space о том, что мы готовы продвигать на внутреннем рынке спутник на базе платформ Space Bus 4000. Точно также Alсatel предполагает использование на этой же платформе для западных потребителей отдельных элементов конструкции, которые производятся в России. Это в первую очередь вопрос цены при том же хорошем качестве. Сегодня наши сотрудники уже находятся во Франции и работают в рамках, так называемой, новой промышленной схемы, когда часть работ и оборудования, которые мы покупаем по полезным нагрузкам, мы делаем сами. Сегодня перспективы на внешнем рынке я бы осторожно оценил как не очень большие, но если мы за три года сделаем платформы «Экспресс-1000», «Экспресс-2000» и запустим их на пилотных аппаратах, то есть обеспечим летную квалификацию, то тогда перспективы есть. И конечно мы участвуем в тех тендерах, в которые нас приглашает Роскосмос.
 
- Как в настоящее время осуществляется оперативное руководство предприятием, планируется ли введение матричной структуры коммерческих проектов?
 
 Ну почему только коммерческих проектов?.. Матричная структура существовала всегда. Такую функцию выполняет институт руководителей проектов. И наиболее ярко проявилось, когда мы делали спутник СЕСАТ. Наверное, впервые руководитель проекта имел полномочия и охватывал процесс от предконтрактной подготовки до сопровождения в эксплуатации. Это делал Евгений Николаевич Корчагин. И сегодня мы возвращаемся к усиленной роли ведущих конструкторов. Потому что при нормально работающих подразделениях, на выходе все время нужна цельная продукция, четко сшитая по этапам, которые мы выполняем и сдаем заказчику. Сегодня, когда мы говорим, что важнее: оптимальная загрузка производства, психологический климат в коллективах или количество выпущенных листов, то я скажу – ни то, ни другое, ни третье. Сегодня главное – это жесткая, строгая сдача этапов заказчику. Мы должны успешно продавать свой труд. Сегодня это получается. И только усиливающаяся роль руководителей проектов позволит ситуацию удерживать. Поэтому мы считаем, что матричная структура у нас есть. Усиливать ее искусственно нет смысла.