Новости

26.12.2006 00:00

Руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов: «Вместе на земле и в космосе»

Российская газета: В освоении космоса Россия и Казахстан всегда шли плечом к плечу. На космодроме Байконур во время запуска первого казахстанского спутника связи и вещания КAZSAT вы сказали, что сегодня есть шесть основных проектов, совместно реализуемых Россией и Казахстаном в области космоса. Однако на слуху два - это создание и запуск спутника связи КAZSAT и космический ракетный комплекс "Байтерек". Не могли бы вы рассказать об остальных?

 

Анатолий Перминов: Действительно, создание и запуск 18 июня 2006 года российской ракетой-носителем "Протон" первого казахстанского спутника связи КAZSAT, а также создание на космодроме Байконур космического ракетного комплекса "Байтерек" на базе ракеты-носителя "Ангара" - наиболее известные российско-казахстанские космические проекты.

 

К четырем другим можно отнести: создание авиационного ракетно-космического комплекса (АРКК) "Ишим", разработка и в последующем реализация комплексной программы проведения научных исследований и экспериментов Республики Казахстан на борту Международной космической станции (МКС), включая оснащение многоцелевого лабораторного модуля, разработку и внедрение технологий дистанционного обучения специалистов по аэрокосмическому направлению, а также создание командно-измерительного комплекса Республики Казахстан на базе оптических и радиотехнических средств полигона Сары-Шаган.

 

Но сфера сотрудничества наших стран не ограничивается этими проектами, которые только условно можно назвать основными.

 

РГ: На днях должен состояться запуск трех навигационных космических аппаратов системы ГЛОНАСС. Каково ее состояние сегодня и что она дает? Кто из стран СНГ может использовать эту систему?

 

Перминов: Система ГЛОНАСС предназначена для непрерывного, оперативного, высокоточного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа военных и гражданских пользователей в любом районе Земного шара, воздушного и околоземного космического пространства.

 

Она позволяет значительно повысить эффективность использования всех видов транспорта, обеспечить безопасность движения, снижение расхода топлива на маршрутах движения, а также получить ряд других положительных эффектов в строительстве, землепользовании и других областях экономики. Кроме того, в соответствии с правилами международной организации гражданской авиации и международной морской организации эксплуатация авиационных и морских судов в ближайшее время станет невозможной без их оснащения соответствующим навигационным оборудованием.

 

РГ: Какая перспектива у космодрома Байконур? Многие считают, что главной космической гаванью страны должен стать космодром Плесецк?

 

Перминов: Президенты В. Путин и Н.Назарбаев подписали соглашение о сотрудничестве России и Казахстана по эффективному использованию комплекса "Байконур". Наряду с определением магистральных направлений взаимовыгодного сотрудничества наших стран в космической сфере это соглашение продлевает срок аренды Россией комплекса "Байконур" до 2050 года.

 

Уверенность, что Россия будет иметь возможность эксплуатировать космодром в течение длительного времени, создает благоприятный инвестиционный климат для российской практической космонавтики и позволяет выстраивать перспективные планы на достаточно продолжительную перспективу.

 

С одной стороны, Россия может спокойно вкладывать свои средства в поддержание и развитие наземной космической инфраструктуры космодрома и в социально-экономический сектор всего комплекса "Байконур".

 

Наталья Ячменникова,

22 декабря 2006 г.