РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

13.02.2007 00:00

Генеральный директор Самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Николаевич Кирилин о работах по созданию стартового комплекса для запусков РН «Союз» на космодроме во Французской Гвиане.

Церемония закладки камня с «гагаринской» стартовой площадки Байконура в фундамент стартового комплекса РН «Союз-СТ» на космодроме во Французской Гвиане запланирована на 26 февраля. В ней примет участие представительная российско-европейская делегация, в том числе руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов. Однако работы по созданию стартового комплекса для запусков РН «Союз» продвинулись гораздо дальше первого камня. На месте будущего стартового сооружения вырыт огромный котлован газоотводного лотка, заложен фундамент для стартового сооружения и командного пункта. Широко развернуты работы в России по адаптации ракеты-носителя для запусков с космодрома в Куру.

 

О том, что уже выполнено российской стороной, и о проблемах, которые только предстоит решить, рассказывает Генеральный директор Самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Николаевич Кирилин. Напомним, что, согласно условиям контракта, заключенного «Арианэспас» и российской стороной, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» является головным предприятием в части технической организации этого проекта.


- Какого рода адаптацию необходимо провести на РН «Союз», чтобы обеспечить ее использование с космодрома в Куру?

 

- Российская сторона проводит целый ряд работ по адаптации ракеты-носителя «Союз-2» этапов 1А и 1Б к условиям Гвианского космического центра. В первую очередь, выполняя требование французской стороны, мы устанавливаем на борт так называемую аппаратуру безопасности, которая дает возможность выключения двигателей ракеты с земли. На носителях «Ариан-4» и «Ариан-5» предусмотрена возможность ликвидации их с земли в случае отклонения от курса. По аналогии с «Арианом», специалисты «Arianespace» хотят быть уверенными, что, в случае необходимости, полет носителя можно прервать, и иметь инструмент, который позволил бы сделать это. В отличие от французского носителя, российская РН «Союз» оснащена аппаратурой, которая автоматически подает команду на выключение двигателей в случае нештатной ситуации. Поэтому нам удалось убедить французскую сторону, что нет необходимости подрывать ракету во время полета. Тем не менее, на адаптированном «Союзе» будет установлено французское электрическое оборудование, которое позволит по команде с земли выключить двигатели нашего носителя.

 

Дополнительно на РН «Союз-СТ» будут установлены радарные ответчики, которые позволят Службе безопасности контролировать положение носителя во время полета с помощью радаров. Также в рамках адаптации РН предусматривается решение задачи затопления отделившихся боковых блоков. На баках горючего каждого бокового блока будет установлен дополнительный клапан, который откроется после его отделения. Баки наполнятся водой, гарантировав таким образом затопление.

 

Отдельная работа – это адаптация под климатические условия Гвианы. В этой стране, расположенной в экваториальной зоне, температура за всю историю наблюдений не опускалась ниже 18 градусов. Высокая влажность, сезоны дождей, присутствие агрессивных насекомых – все это может помешать нормальной работе ракеты. Однако даже в российских условиях эксплуатации РН «Союз» выдерживает перепад температуры от -40 до +50 градусов по Цельсию. Основной проблемой является образование льда на заправленном носителе из-за высокой влажности. Специалистами ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» были проведены расчетно-теоретические работы и эксперименты, которые показали: «Союз» выдержит испытание тропическим климатом.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".