РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

11.07.2008 09:27

Кристиан Файхтингер: К Луне полетят в капсуле

В конце мая Россия и Европейское космическое агентство (ЕКА) утвердили предварительный план по совместной работе над постройкой нового пилотируемого корабля. О перспективах проекта и в целом о российско-европейском сотрудничестве в космической отрасли рассказывает официальный представитель ЕКА в России г-н Кристиан Файхтингер.


Кристиан Файхтингер Официальный представитель Европейского космического агентства в России.

- Господин Файхтингер, расскажите, пожалуйста, с какого времени можно говорить о совместной работе России и ЕКА?

- Сотрудничество между Россией и Европейским космическим агентством идет достаточно давно. Сначала это были отдельные контакты в основном на уровне Академии наук по отдельным проектам. Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества в то время стал проект по изучению кометы Галлея. Свои спутники послали и российская сторона, и европейцы. В рамках этого международного проекта данные с российского спутника были использованы при коррекции траектории европейского аппарата.


В 90-е годы сотрудничество сосредоточилось уже на пилотируемых программах. СССР в то время располагал орбитальными станциями `Салют`, а позже `Мир`. В 1994 году состоялся первый полет космонавта из отряда ЕКА немца Ульфа Мербольда на станцию `Мир`. Полет длился около месяца. В 1995 году космонавтом ЕКА Томасом Райтером был выполнен первый длительный полет также на станцию `Мир`. В течение этого полета состоялись два выхода в открытый космос.


Уже в то время было ясно, что предстоит создание международной космической станции и что Россия будет участвовать в этом проекте вместе с ЕКА, НАСА, Японией и Канадой. Стыковки шаттлов и станции `Мир` положили начало совместных масштабных пилотируемых полетов.


Что касается настоящего момента, то в этом году наше сотрудничество становится качественно иным. Это связано с успешной стыковкой модуля `Коламбус` и благополучным полетом грузового космического корабля ATV `Жюль Верн`. Теперь мы стали полноправными партнерами по станции. У нас есть свои обязательства и свои ресурсы, то есть мы имеем право на определенный процент всех ресурсов, которые есть на станции, что позволит регулярно посылать космонавтов ЕКА на орбиту и более углубленно проводить научные эксперименты. Это открывает новые возможности по сотрудничеству, в том числе и с Россией.
Вообще последние годы были очень насыщенны нашей совместной работой. Корабль ATV стыкуется с российским служебным модулем МКС `Звезда`. Для успешного осуществления такого проекта требовалась очень тщательная и длительная подготовка. ЕКА работала над этим почти 10 лет. Стыковка на орбите - чрезвычайно сложная и опасная операция, требующая надежной работы всех систем, в том числе и на уровне совместимости. Для этого на ATV установлены некоторые российские системы, например - системы стыковки и дозаправки. Успешное прибытие ATV на международную станцию в апреле этого года - результат работы тысяч людей и в Европе, и в России. Мы тесно взаимодействовали с Роскосмосом, РКК `Энергия`, ЦУПом, ЦПК имени Гагарина. В наше общее дело все внесли свой вклад.

- На недавней выставке в Германии ЕКА представило макет пилотируемого модуля ATV Evolution. Была ли заложена в проект ATV вероятность использования его в качестве пилотируемого корабля?

- Я вас немного поправлю. На выставке был совместный павильон ЕКА и немецкого космического агентства DLR. Показанная капсула была инициативой DLR и компании-производителя Astrium. В Европе проводится множество разных исследований, проектов и разработок. И ATV Evolution - один из исследовательских проектов, который проводился немецкой компанией Astrium в отношении того, как мы можем дальше развивать успешный проект грузового корабля. ATV изначально проектировался как корабль для доставки грузов. Надо понимать, что существуют разные задачи. Одна из них - доставка на орбиту топлива, воды, газов и сухих компонентов. Другая задача - возврат со станции чего-либо, например, результатов экспериментов, а также доставка и возврат экипажей.


Если смотреть на эти три задачи, то ATV был спроектирован для выполнения первой из них - доставки грузов. Но в данной ситуации логично рассмотреть варианты расширения возможностей корабля для выполнения и других задач.

- Как вы можете прокомментировать последний документ о сотрудничестве между Роскосмосом и ЕКА, ведь он тоже касается постройки пилотируемого корабля.

- В 2005 году на заседании совета ЕКА на уровне министров стран - участниц агентства ЕКА получило мандат на проведение исследовательских работ по возможным вариантам совместного создания пилотируемого транспортного корабля. Именно с этого момента ЕКА вместе с Россией проводит конкретные исследовательские работы в этом направлении.


Не секрет, что этот проект начался очень тяжело. Это объективная ситуация, связанная с разными подходами и разными возможностями сторон. И цели в создании кораблей тоже довольно разные. Хочу напомнить, что несколько лет назад Россия продвигала свой проект крылатого космического корабля `Клипер` для полета на околоземные орбиты. За три последних года ЕКА и Роскосмос, а также европейские компании и с российской стороны РКК `Энергия` выполнили большой объем работ для определения целей. То есть надо было ответить на вопросы: куда мы хотим лететь? С кем мы хотим лететь? Какую миссию будет выполнять корабль? И уже потом возникает вопрос о том, как это надо делать.


За последние полгода была проведена большая работа в этом направлении. Мы определились с целью. Корабль должен быть способен не только достичь околоземной орбиты, но и совершить полет к Луне. Мы определились также с количественным составом экипажа (до шести человек) и с некоторыми требованиями по поводу ракеты-носителя. Но самое главное - мы определились с принципом конструкции нового корабля.


Рассмотрев разные варианты и крылатых, и капсульных схем мы остановились на последней. И тот внутренний документ, о котором идет речь, в рабочем порядке отражает наш совместный план рассмотреть постройку корабля по капсульной схеме. Также фиксировались требования совместимости по запускам, как с европейского космодрома `Куру`, так и с российского. Ракета должна быть способна выводить на орбиту груз до 18-20 тонн и предназначаться для пилотируемых полетов. Существующий российский носитель `Союз` этого сделать не сможет, следовательно, потребуются модификации или новые проекты. Российская сторона сейчас работает над этим вопросом. Это также, я думаю, связано с новым космодромом (`Восточный`. - `НГ`).

- То есть речь идет именно о российском носителе и вариант `Ариана-5` не рассматривается?

- Мы договорились, что первые пуски будут выполнены российской ракетой. Но будущий корабль должен быть совместим и с европейским носителем. Однако на сегодняшний день `Ариан-5` не приспособлен для запуска пилотируемых кораблей, то есть требуется его адаптация для этих целей. Доработки потребует также и космодром. Но на фазе эксплуатации корабля планируется использовать и российский носитель, и носитель ЕКА `Ариан-5`.


Далее, мы пришли к единому мнению о разделении ответственности с учетом прошлого опыта работы россиян и европейцев в космосе. Для ЕКА было бы логично взять на себя работы по созданию служебного/двигательного отсека с учетом успешного опыта разработки для ATV. Россия в свою очередь имеет огромный опыт в создании капсул. Однако каждая из сторон будет также участвовать в разработках и отсеков другой стороны. Такой корабль, конечно, надо и проектировать вместе. Для этого нужна совместная инженерная группа, которая будет рассматривать вопросы в комплексе.


Я хочу особо отметить, что на данный момент цель проведения всех этих работ, исследований и переговоров - представление базовых предложений со стороны ЕКА для совета на уровне министров государств, входящих в ЕКА. Заседание совета состоится в ноябре текущего года, и мы хотели бы выйти с предложением проекта нового совместного пилотируемого корабля. С российской стороны тоже, я думаю, требуется одобрение такого рода сотрудничества. И если будет дано `добро`, то уже можно будет говорить о развертывании проекта в ближайшие годы.

- Недавно прошла информация о том, что ЕКА объявило о наборе в отряд космонавтов для полета на Луну. Это правда?

- Правда в том, что ЕКА производит набор в отряд космонавтов. Программа эта сейчас открыта, и граждане всех стран - участниц ЕКА имеют возможность подать заявку и постараться попасть в последнюю группу, из которой потом будет производиться окончательный отбор кандидатов на полеты в космос. Но нет специальной отборочной программы для полета на Луну или Марс. Профессия космонавта в данном случае универсальна. Если сейчас мы летаем и готовим космонавтов к работе на МКС, то в недалеком будущем возможны полеты и на Луну.

- Уже очень близкое прекращение полетов американских кораблей многоразового использования изменит способы доставки экипажей на МКС. Вероятно, что космонавты ЕКА будут летать на станцию, используя российские `Союзы`. Идет ли на данный момент проработка этого вопроса сотрудничества?

- Конечно. Все партнеры МКС находятся в постоянном контакте относительно всего спектра вопросов. Выведение шаттлов из парка транспортных кораблей создает определенные трудности для партнерства, потому что российские `Союзы` будут единственными кораблями, которые смогут осуществлять доставку экипажа. Учитывая роль НАСА как интегратора по МКС, на американское агентство будет возлагаться главенствующая роль и ответственность договориться со всеми партнерами, в том числе и с Россией, о том, как будет осуществляться обслуживание станции во время отсутствия американских кораблей.

- Значит ли это, что этот вопрос ЕКА будет решать через НАСА, а не напрямую с Роскосмосом?

- Я бы не стал именно так формулировать. Партнерство по станции предусматривает всесторонние контакты. Но существуют четкие обязательства как российской стороны, так и американской. Раз обязательства НАСА перед ЕКА по доставке космонавтов на МКС временно не могут быть исполнены, следовательно, они должны найти альтернативные варианты и вести переговоры, например, с Россией.


Доставка экипажей не единственная проблема, связанная с прекращением полетов американских кораблей. Речь идет о задачах по доставке и возврате грузов с орбиты, которые сейчас выполняют шаттлы. Здесь наряду с российскими `Прогрессами` будет использоваться европейский ATV и строящийся японский транспортный корабль.

- В последнее время США широко рекламируют свои планы полетов на Луну и Марс. Можно ли говорить, по вашему мнению, о новом космическом буме, аналогичном подъему космонавтики в 60-х, 70-х годах прошлого века?

- Очень хотелось бы это видеть! Если говорить о буме, то я думаю, мы стоим на его пороге. Но надо сказать, что космические исследования, а тем более масштабные проекты стоят очень дорого. Сегодня финансовая сторона играет очень большую роль и во многом определяет необходимость сотрудничества. На данный момент почти ни одна страна в одиночку не сможет пойти на расходы по финансированию масштабных космических проектов.

- Можно ли говорить, что Китай составляет исключение? У них ведь есть свои разработки, опыт, носители и пилотируемые корабли. Но КНР не принимает участия в таких масштабных международных проектах, как, например, МКС.

- Как я понимаю, Китай прикладывает очень большие усилия, чтобы стать признанной космической державой, в том числе и как третья страна после России и США, способная самостоятельно осуществлять пилотируемые полеты. Хотелось бы, чтобы подобный энтузиазм присутствовал и в Европе, чтобы не отстать от ведущих держав. Расходы на космос очень велики, но они необходимы, если мы хотим делать новые открытия, совершенствовать технологии и двигать человечество вперед по пути прогресса.

Роман Смирнов , Независимая газета.

http://www.avia.ru/inter/843/

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".