Новости

02.08.2008 10:37

Телестудия Роскосмоса - Вести: «Спастись за две секунды"

Телестудия Роскосмоса - Вести: сюжет "Спастись за две секунды"

Главная задача системы аварийного спасения (САС) – обезопасить космонавтов в момент старта. САС есть на российских и китайских космических кораблях. В НАСА планируют оснастить системой спасения и ракету "Орион", которая придет на смену "Шаттлам".

Американское космическое ведомство обеспокоено безопасностью своих астронавтов. На днях ведущие конструкторы испытали систему аварийного спасения. Новые космические корабли "Орион", которые заменят "Шаттлы", будут оснащены такой двигательной установкой (ДУ САС). Впереди еще много работы.

Для российских ракет это пройденный этап. Уже много десятилетий "Союзы" оснащаются системой аварийного спасения. В начале космической эры такой системы на наших кораблях не было. И космонавты первых "Востоков" сильно рисковали на старте.

"Системы аварийного спасения, которая была на "Союзах", на "Востоке" не было. Там было так: или грудь в крестах, или голова в кустах", - говорит Павел Попович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

С 1966 года система аварийного спасения устанавливалась почти на всех ракетах. С ее помощью спасали не только космонавтов, но и научную аппаратуру. Грузовые корабли "Прогресс" до недавнего времени тоже были оборудованы спасательной двигательной установкой. Даже легендарная царь-ракета – "Н-1", которую создавали для освоения Луны, на всех испытаниях имела САС.

"Старт. Ночью это было, вижу - молния прошла. Это сработал корабельный САС, он ее увел в сторону. Старт "Н-1" с катапультой корабля "Л-3" - это было, конечно, впечатление необыкновенное", - вспоминает Алексей Леонов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

На американских челноках нет такой надежной системы аварийного спасения, как на "Союзах". В случае аварии "Шаттл" должен приземлиться на любом запасном аэродроме. Но если взрываются топливные баки, трагедии не избежать. Так случилось с "Челленджером" в 1986 году в небе над Флоридой.

На головном обтекателе ракеты "Союз" хорошо видна конструкция: то ли зонтик, то ли колокольчики. Это система аварийного спасения. При нештатной ситуации на старте САС за считанные секунды выдергивает кабину с экипажем, поднимает ее на высоту, отводит от места старта и на раскрывшихся парашютах опускает на землю.

"В истории у нас единственный случай использования двигательной установки во внештатной ситуации произошел 26 сентября 1986 года. Но тогда сработала установка предыдущей модификации", - говорит Юрий Богданов, конструктор системы САС КБ "Искра".

Четверть века назад экипаж космического корабля "Союз-Т" Геннадий Стрекалов и Владимир Титов были на грани гибели. За минуту до пуска на старте загорелась ракета.


Стреляющему - так называют специалиста, отдающего команду на старт, - Алексею Шумилину хватило двух секунд, чтобы включить САС. Экипаж был спасен.


"Тебя хватают, как маленького щенка, который упал в речку. Его хватает сильная рука и вырывает оттуда, то же самое произошло и с нами. Нас схватила эта рука, вытащила из самого пекла", - вспоминает Владимир Титов, летчик-космонавт, Герой Советского Союза.

Приземлились космонавты далеко от старта, не долетев несколько сотен метров до кислородно-азотного завода. Говорят, что тогда экипаж мог погибнуть дважды - на старте и здесь, на заводе, если бы угодил в одну из многочисленных цистерн. После этого случая было решено доработать и усовершенствовать двигательную установку системы аварийного спасения.

Сегодня именно по этой установке можно отличить пилотируемый корабль с космонавтами.


Самый сложный этап работы - стыковка САС с ракетой. Все, как на хирургическом столе, даже серьезнее. Установка заправлена 4 тоннами пороха.

Системы аварийного спасения – русские, американские или китайские – похожи, как братья близнецы. И не удивительно: цель у этих аппаратов одна – спасти космический экипаж.


02.08.2008 09:39 Наталья Бурцева