Новости

14.08.2008 16:15

В Космическом центре имени М.В. Хруничева почтили память героического экипажа самолета ДБ-А (бортовой номер Н-209), без вести пропавшего во льдах Северного Ледовитого океана

В память о героях-летчиках легендарного самолета ДБ-А (бортовой номер Н-209), разработанного заводом №22 в Филях (ныне ГКНПЦ имени М.В. Хруничева), у памятной стелы, установленной год назад, 13 августа 2007 года, состоялся митинг.


На этом мероприятии, посвященном 71 годовщине со дня гибели экипажа легендарного летчика, Героя Советского Союза, Сигизмунда Александровича Леваневского, стартовавшего по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США) 13 августа 1937 г., собрались руководители предприятия, профсоюзной организации, сотрудники Космического центра, родственники членов экипажа.


В своем выступлении родные погибших летчиков с огромной признательностью вспоминали людей, которые многие годы помогали в поисках пропавшего экипажа, благодарили руководство Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева за то, что была найдена возможность создания и установки обелиска геройски погибшему экипажу.


В завершение памятного митинга руководство, сотрудники космического центра и родные членов экипажа возложили цветы к подножию стелы.

Леваневский Сигизмунд Александрович (15.05.1902 - 13.08.1937) – полярный лётчик Главсевморпути.


Родился 15 мая 1902 года в городе Санкт-Петербурге в польской семье. Участник Октябрьской революции 1917 года, красногвардеец. Позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года.


С 1924 года – курсант Севастопольской ВШМЛ, окончил её в 1925 году. Затем – лётчик-инструктор Севастопольской ВШМЛ. С 1928 года военный лётчик Леваневский С.А. – в запасе.


В 1928-29 годах – лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима. В 1929-33 годах – начальник Всеукраинской лётной школы Осоавиахима (город Полтава). С весны 1933 года – в Полярной авиации. Летом 1933 года перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. 13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему аварию при выполнении кругосветного перелёта американскому лётчику Дж.Маттерну. 20 июля 1933 года доставил американца в город Ном (Аляска). Осенью 1933 года совершил ряд агитперелётов по Украине.


В феврале 1934 года через Европу вылетел с Г.А. Ушаковым и М.Т. Слепнёвым в США для закупки самолётов. На них они должны были участвовать в спасении челюскинцев. Были закуплены два самолёта «Консолидейтед Флейстер».


29 марта 1934 года на одном из них вылетел с Г.А. Ушаковым из Нома в Ванкарем. Из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку. Самолёт был разбит, и поэтому С.А.Леваневский не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Но, тем не менее, он всё же (потеряв самолёт) доставил в Ванкарем руководителя спасательной операции Г.А. Ушакова.


За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Леваневскому Сигизмунду Александровичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.


С 1934 года учился в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В начале 1935 года он прервал учёбу для подготовки трансарктического перелёта в США через Северный полюс.


3 августа 1935 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – Г.Ф. Байдуков, штурман – В.И. Левченко) предпринял попытку перелёта Москва – Северный полюс – Сан-Франциско (США). Однако из-за технических неполадок полёт был прерван над Баренцевым морем, самолёт совершил посадку на аэродроме Кречевицы (в районе Новгорода).


Летом 1936 года Сигизмунд Леваневский выехал в США для закупки самолёта для нового трансарктического перелёта. Не найдя там ничего подходящего, закупил гидросамолёт «Валти» V-1А, и 5 августа 1936 года вылетел на нём из Лос-Анджелеса и, через Сан-Франциско, Уэлен, Якутск и Свердловск, 13 сентября 1936 года прибыл в Москву.


В апреле-мае 1937 года испытал в Севастополе, а затем перегнал в Москву закупленные в США амфибию S-43 и летающую лодку «Дуглас» DF.


12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (второй пилот – Н.Г. Кастанаев, штурман – В.И. Левченко, бортрадист – Н.Я. Галковский, бортмеханики – Г.Т. Побежимов и Н.Н. Годовиков) Леваневский С.А. стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден. По одной из наиболее аргументированной версии, Н-209 потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.


Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

По материалам пресс-службы ГКНПЦ им. М.В.Хруничева

и патриотического Интернет проекта «Герои страны»

(www.warheroes.ru)