РОСКОСМОС-СПОРТ

Блог: Жизнь космонавта

Все сообщения автора: Зубрицкий Алексей
Изучение систем «Союза»
13.11.2021 17:45

На сегодняшний день транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз МС» является кораблем, на котором космонавты безопасно добираются на МКС и возвращаются на Землю. Для уверенного овладения навыками управления космического корабля и понимания нюансов космонавты-испытатели тратят на изучение систем и алгоритмов управления ТПК сотни часов.

Изучение систем ТПК «Союз МС» является одним из важнейших этапов подготовки космонавтов и делится на четыре этапа:

  1. Подготовка на этапе «Общекосмической подготовки» (ОКП);
  2. подготовка на этапе «Группы специализации и совершенствования» (ГСС);
  3. подготовка в составе экипажа;
  4. подготовка в течение космического полета.

На этапе ОКП изучаются общие принципы построения бортовых систем корабля, понятие об их работе и особенностях эксплуатации. На этапе подготовки в ГСС происходит углубленное изучение систем, порядок эксплуатации и действия в возможных нештатных ситуациях. В составе экипажа космонавты изучают управление кораблем в приближенных к реальным условиям, и здесь каждый отрабатывает действия в штатных и нештатных ситуациях, которые необходимо обязательно досконально знать. В течение космического полета проводятся занятия по освежению знаний и навыков, необходимых для управления кораблем после расстыковки и на этапе спуска.

Подготовка по кораблю «Союз» включает в себя следующие дисциплины:

  • Конструкция и компоновка;
  • пульты и система управления бортовым комплексом;
  • комбинированная двигательная установка;
  • система исполнительных органов спуска;
  • система жизнеобеспечения и комплекс средств спасения;
  • радиоэлектронное и телевизионное оборудование;
  • система электропитания;
  • система стыковки и внутреннего перехода;
  • система обеспечения теплового режима;
  • система управления движением и навигацией.

Подготовка по каждой из этих дисциплин состоит из лекций, семинаров, практических занятий на стендах и комплексных тренажерах. Изучение каждой дисциплины завершается экзаменом длительностью 1-2 часа, который проводится в устной форме. В наших следующих публикациях мы расскажем о нюансах обучения и проведения экзаменов.


Сокол КВ-2 в невесомости
30.10.2021 12:22

Полёты на невесомость являются одним из видов специальной подготовки космонавтов, в рамках которой мы выполняем тренировки с различным оборудованием. Одной из таких являются упражнения по облачению в скафандр «Сокол КВ-2», работе в нём и снятию в условиях невесомости.

В каждом полёте определяются два космонавта, которые будут выполнять работу со скафандрами. За космонавтом закреплён инструктор, помогающий обеспечить безопасность в течение всех режимов невесомости. После взлёта самолет Ил-76МДК набирает высоту. По достижении безопасной высоты звучит команда «5 минут до начала работы», по которой космонавты снимают парашюты и готовятся к работе. Те, чья очередь работать в скафандрах, снимают кроссовки и полётные комбинезоны, надевают полетное бельё, достают скафандр из сумки и занимают место на полу со скафандром возле себя.

Каждый полёт состоит из 10 режимов невесомости. Режим длится 20-25 секунд. Между режимами — пауза, в течение которой самолёт набирает высоту для следующего манёвра.

Циклограмма работы следующая:

  • Режимы 1 и 2: облачение в скафандр;
  • режимы 3-8: упражнения по отработке навыков перемещения в скафандре, работе с грузами и макетами спутников, электроразъёмами и оборудованием скафандра;
  • режимы 9 и 10: снятие скафандра.

При необходимости можно увеличивать или уменьшать длительность, менять очередность упражнений.

Основной задачей таких тренировок является отработка навыков по облачению и снятию скафандра в безопорном пространстве в условиях невесомости. На Земле, то есть в условиях гравитации, облачение в скафандры — привычный для космонавтов порядок действий. В невесомости необходимо тренировать координацию движений, чтобы научиться принимать необходимое положения тела для лёгкого и быстрого надевания и снятия скафандра, понять, как наиболее эффективно проводить эту процедуру. После нескольких тренировок мы научились облачаться в скафандр за 1,5 режима, то есть всего за 30-35 секунд.


Испытание гипоксией – 30 минут на высоте 5 км
08.10.2021 12:08

Космонавты ежегодно проходят медицинскую врачебно-экспертную комиссию. Еще одним специальным исследованием является испытание в барокамере.

В день обследования необходимо получить разрешение об отсутствии противопоказаний к подъему в барокамере у терапевта и ЛОРа. Сначала на космонавта надевают пояс с датчиками для снятия кардиограммы, манжет для измерения давления и пульсоксиметр. Кроме этого, под подбородком размещается высотная маска, подключенная к баллону с кислородом. В течение испытания она расположена у лица, чтобы в случае ухудшения самочувствия космонавт мог поднести маску к лицу и прекратить гипоксическое состояние.

Итак, космонавт занял место в кресле внутри барокамеры. Закрывается дверь и выполняется контрольный замер показаний пульса и давления, после начинается подъем до высоты 5000 м со скоростью 15 м/с. Здесь выполняется т.н. площадка — экспозиция длительностью 30 минут. Врачи внимательно следят за самочувствием и реакцией организма на пониженное атмосферное давление, отслеживая медицинские показания в реальном времени.

В барокамере установлено допоборудование — в течение 30-минутной площадки проводятся различные исследования. Например, несколько раз проходим тесты на скорость реакции — при помощи устройства с разноцветными светодиодами, оборудованного цветными клавишами, нужно реагировать на загорание светодиодов по алгоритму.

Чтобы космонавт не скучал в одиночестве и мог проверить, не изменилось ли из-за низкого парциального давления кислорода цветовосприятие, внутри лежат книги с фотографиями высочайших гор планеты. Сидишь на искусственно созданной «высоте» и наслаждаешься красотой снимков.

По завершении 30 минут начинается повышение давления в барокамере, скорость которого соответствует снижению со скоростью 50 м/с. Такая скорость нарастания давления требует умения компенсировать давление на барабанные перепонки и проверяет состояние черепных пазух и органов слуха. После «спуска на землю» проводится финальный замер показаний пульса и давления. В конце идем в кабинет ЛОРа, где проводится тональная аудиометрия, цель которой — проверить, не случилось ли негативных последствий с ЛОР-органами из-за перепадов давления.


Полеты на Л-39 для профессиональных летчиков
10.09.2021 12:06

Как мы уже рассказывали, во время тренировок на учебно-тренировочных самолетах Л-39 все космонавты делятся на две группы. Космонавты и кандидаты в космонавты, которые имеют:

  1. Первоначальное летное образование (военные летчики). Эта группа выполняет полёты из передней кабины самолета: контрольные — вместе с инструктором, а тренировочные — самостоятельно;
  2. без первоначального летного образования. Эта группа космонавтов выполняет полёты из задней кабины самолета (в составе экипажа).

Сегодня поговорим о первой группе. Поскольку большинство военных лётчиков в лётных училищах начинали подготовку с Л-39, то для них этот самолет является ранее освоенным. После училища каждый военный лётчик получает большой опыт полётов на различных типах самолетов, стоящих на вооружении ВС РФ. Поэтому подготовка к полётам и полёты в лётном отряде Центра подготовки космонавтов для них не имеют больших отличий от тех, которые выполняли в лётных полках.

Перед полетами на самолете Л-39 космонавты сдают зачёты по знанию авиационной техники, руководства по летной эксплуатации самолета, района полёта аэродрома и др. Затем нужно пройти предварительную подготовку к полётам. Непосредственно полёты первая группа космонавтов может выполнять как из передней кабины (контрольные и тренировочные), так и из задней кабины (в составе экипажа). При восстановлении навыков в полёте после перерывов выполняются сначала несколько контрольных полетов в комплексе по нескольким упражнениям с инструктором в задней кабине, затем выполняются тренировочные полеты — самостоятельно в передней кабине.

Полёты выполняются днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, на простой и сложный пилотаж, на малых, средних и больших высотах, а также выполняются полеты на групповую слетанность.

  • Автор: Алексей Зубрицкий
  • Фото: Александр Гребенкин

Врачебно-экспертная комиссия: центрифуга
20.08.2021 15:08

Члены отряда космонавтов Роскосмоса ежегодно проходят врачебно-экспертную комиссию, успешное прохождение которой дает допуск к специальным видам тренировок. Одним из медицинских обследований является вращение на центрифуге в сидячем положении с перегрузкой 3g и 5g.

Вращение 5g является зачетным испытанием. Непосредственно в день вращения нужно пройти обследование у терапевта и ЛОРа. При посадке в центрифугу на обследуемого надеваются медицинские датчики, с помощью которых будет записываться ЭКГ, пульс и другие показатели. После того как космонавта зафиксировали ремнями в капсуле, он готов к вращению.

Сначала выполняется вращение с перегрузкой 3g — центрифуга разгоняется, пока перегрузка не достигнет трех единиц. Затем проводится т.н. площадка — 30 секунд поддерживается перегрузка 3g, а после — плавное замедление вращения до полной остановки. Во время испытания происходит контроль состояния оператора:

  • По команде врача специальной клавишей необходимо гасить лампочки, которые загораются в поле зрения на панели перед лицом — это проверка периферийного зрения;
  • в конце 30-секундной «площадки» на экране перед лицом испытуемого появляются кольца с разрезами (как на таблице в кабинете окулиста) — необходимо определить и запомнить, в какую сторону разрезы у самых маленьких колец — это проверка остроты зрения;
  • во время вращения без перерыва необходимо рукой удерживать зажатой тангенту — подтверждение, что оператор в сознании.

После остановки измеряется артериальное давление и пульс, а через несколько минут отдыха выполняется повторное вращение, но уже с перегрузкой 5g. Вращение с перегрузкой 5g аналогично вращению с 3g, но только на 30-секундной «площадке» поддерживается перегрузка уже в 5 единиц.

Физиологически перегрузка ощущается, как утяжеление всех частей тела в несколько раз. Например, если вы весите 70 кг, то при перегрузке 5g вы будете весить 350 кг. Если в процессе вращения ничего не делать, то человек потеряет сознание. Поэтому, когда перегрузка начинает нарастать, необходимо напрячь мышцы ног и пресса для компенсации оттока крови от головы и контролировать это мышечное напряжение до конца вращения.


Тренировки в небе
06.07.2021 20:04
Летная подготовка — один из видов наших специальных тренировок. Она проходит на двухместном учебно-тренировочном реактивном самолете Л-39. Сам Л-39 предназначен для первоначального обучения курсантов летных училищ ВВС технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, воздушной навигации, а также групповой слетанности. Этот самолет используется для специальной летной подготовки космонавтов и как никто другой подходит для первого знакомства с полетами и авиационной техникой в целом.

В процессе подготовки к полетам космонавты разделены на две группы:

  1. Первая группа — космонавты и кандидаты в космонавты, которые имеют первоначальное летное образование (военные летчики). Они выполняют полеты из передней кабины самолета, контрольные — вместе с инструктором и тренировочные — самостоятельно (без инструктора в задней кабине).
  2. Вторая группа — космонавты и кандидаты в космонавты без первоначального летного образования. Они выполняют полеты из задней кабины самолета (в составе экипажа).

Основные задачи специальной летной подготовки:

  • Формирование навыков управления сложной авиационной техникой;
  • взаимодействие в экипаже и с группой управления полетами;
  • порядок распределения и переключения внимания на всех этапах полета;
  • порядок ведения радиообмена;
  • тренировка определения пространственного положения самолета с помощью приборов;
  • порядок ведения визуальной ориентировки и воздушной навигации;
  • тренировки по действиям в особых случаях в полёте и при вынужденном покидании самолета.

Специальная летная подготовка — один из важных элементов подготовки к космическому полету с точки зрения управления сложной техникой во взаимодействии с членами экипажа и наземной командой. Кроме того, она учит умению действовать в критических ситуациях и при дефиците времени.

P.S. За фотографию благодарим нашего коллегу Николая Чуба.


1