РОСКОСМОС-СПОРТ

Блог: Жизнь космонавта

Все сообщения автора: Горбунов Александр
Визир специального комплекса ВСК-4
05.12.2021 18:21

Как экипаж контролирует положение корабля относительно Земли или МКС в автоматическом полете? А как, управляя «Союзом» вручную, оценить обстановку за бортом?

  • Иллюминаторы в спускаемом аппарате по бокам от космонавтов хороши для наблюдения земных красот, но не для работы.
  • Можно использовать ТВ-камеру, расположенную снаружи. Такая есть на корабле, но используется в качестве резерва или для контроля сближения со станцией из ЦУП.
  • Более удобный и надежный прибор — визир специального комплекса ВСК-4. Его и использует командир. Для передачи изображения применяется система зеркал, примерно такая же, как в перископе на подводной лодке.

ВСК-4 состоит из кабинной и наружной частей, соединенных согласующим элементом, в качестве которого выступает иллюминатор в спускаемом аппарате. В кабинной части есть центральный экран, в котором космонавт видит прямое уменьшенное изображение объекта, например, МКС или стыковочного узла, а также периферийная система, где можно наблюдать участки горизонта Земли для построения необходимой ориентации.

Наружная часть оснащена системой пентапризм для создания изображения в периферийной системе, а в головке центральной части установлено поворотное зеркало, позволяющее видеть объекты впереди на оси корабля, либо перпендикулярно оси. При разделении корабля на отсеки в процессе спуска наружная часть визира отстреливается.

Первоначальные навыки работы с ВСК-4 мы получаем на стенде, предназначенном для имитирования близкой к реальной светотеневой обстановки при стыковке пилотируемых кораблей с МКС. В дальнейшем при тренировках на комплексных тренажерах космонавт работает со штатной кабинной частью ВСК-4, а вместо наружной используется система проекторов, при помощи которых формируется виртуальное изображение МКС или Земли.

Такие визиры используются с первых запусков «Союзов». Если полет полностью автоматический, то через него командир только контролирует динамические операции, но если нужно вмешаться в управление, то без ВСК-4 не обойтись. Более чем за полвека этот прибор подтвердил свою высокую надежность, которая обеспечивается простотой конструкции. ВСК-4 не раз помогал космонавтам выходить из нештатных ситуаций при сближении!

 


Визуально-инструментальные наблюдения с борта Ту-134-ЛК
20.11.2021 17:58

Ту-134 — среднемагистральный пассажирский самолет на 80 пассажиров, один из самых массовых самолетов, производимых в СССР. В Центре подготовки космонавтов сейчас несколько самолетов-лабораторий на базе Ту-134, отличающихся от обычных пассажирских.

Помимо специальной компоновки салона имеются дополнительные 7 иллюминаторов — 1 в нижней части фюзеляжа, под полом, из которого можно наблюдать объекты на Земле в надир, 4 иллюминатора в верхней части для наблюдения за звёздным небом и 2 боковых иллюминатора в передней части салона. Иллюминаторы сделаны из кварцевого стекла, чтобы достичь минимального искажения наблюдаемых объектов. После такой модернизации самолеты получили название Ту-134-ЛК.

В нашей подготовке они используются при полётах на визуально-инструментальные наблюдения (ВИН). Каждому космонавту даётся список объектов, по которому их необходимо обнаружить и сфотографировать. Это могут быть различные фабрики и заводы, гидросооружения, исторические части городов, стадионы, памятники, устья рек, торфяники, объекты экологического мониторинга: свалки, карьеры, вырубки, пожары, загрязнения рек и озер.

Самолёт летит на высоте 8-9 км со скоростью 550-650 км/ч, что соответствует скорости бега поверхности земли при наблюдениях с борта МКС: высота 400-420 км, скорость 7,8 км/с. Таким образом при фотографировании в надирный иллюминатор (т.е. который смотрит вниз) создаются условия для съёмки, приближенные к реальному полёту — те же ± 40 секунд для поиска и фотографирования объекта. А в боковые иллюминаторы отрабатывается навык обнаружения и дешифровки объектов. Для фотографирования используются цифровые фотоаппараты, аналогичные тем, с которыми работают космонавты на МКС.

Облачность, различная контрастность объектов, отличающаяся от спутниковых снимков, время года, работа с фототехникой в быстроменяющихся условиях — это то, что не всегда и не в полном объёме можно отработать на тренажерах. Для этого и нужны такие полеты!

 


Основы визуально-инструментальных наблюдений
18.05.2021 10:17

Одной из задач, выполняемых космонавтами на борту Международной космической станции, является фотографирование различных объектов на поверхности Земли. Высота полета МКС над уровнем моря — около 420 км, скорость движения по орбите — около 28 000 км/ч — у оператора для поиска, обнаружения и качественного фотографирования заданного объекта есть около 40 секунд.

Для формирования навыков, требуемых для качественного выполнения этой работы, мы изучаем ряд дисциплин, таких как: основы визуально-инструментальных наблюдений (или просто — ВИН), фотоподготовка, полеты на самолете-лаборатории на ВИН. Основы ВИН — по сути, география, но со своими особенностями.

Алексей Зубрицкий проходит тренировку на ВИН Алексей Зубрицкий проходит тренировку на ВИН


1