Ru En

Новости

Сегодня создатели легендарной боевой машины «Катюши», ракеты Р-7, а также разработчики двигателя будущего, который в качестве топлива вместо бензина мог бы использовать водород, отпразднуют 75 лет со дня образования своего научного центра

31.10.2008 13:14

Сегодня, 31 октября 2008 г., исполняется 75 лет со дня основания РНИИ - реактивного научно-исследовательского института (ныне ФГУП Центр Келдыша) – первой в стране и мире государственной ракетной организации. Вот лишь несколько славных дел центра: легендарная боевая машина «Катюша», ракета Р-7, а также разработка двигателя, который в качестве топлива вместо бензина будет использовать водород.

К 75-летию Центра Келдыша


31 октября 2008 г. исполняется 75 лет со дня основания РНИИ - реактивного научно-исследовательского института (ныне ФГУП Центр Келдыша) – первой в стране и мире государственной ракетной организации.


Постановление Совета труда и обороны СССР от 31 октября 1933 года № 104 о создании РНИИ стало важным этапом в истории отечественной ракетной техники.


РНИИ был образован на базе Ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Московской группы по изучению реактивного движения (ГИРД). Возглавил институт начальник ГДЛ военный инженер 1-го ранга Иван Терентьевич Клейменов, а его заместителем был назначен начальник ГИРДа Сергей Павлович Королев.


В короткий срок РНИИ стал научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, в которой органически сочетались проектирование, изготовление и испытание ракет и ракетных снарядов, летательных аппаратов и двигателей для них с научными исследованиями, обеспечившими создание этих объектов ракетной техники.


Главная задача довоенного и военного периодов истории института – создание ракетного вооружения нашей армии. В период 1933-1940 годов в институте были завершены разработки и переданы на вооружение осколочно-фугасные реактивные снаряды, предназначенные для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Особенно эффективным оказалось применение пороховых реактивных снарядов для стрельбы по площадям с наземных многозарядных высокоманевренных пусковых установок. Такая установка БМ-13 была принята на вооружение и стала легендарной артиллерийской системой залпового огня – “Катюшей”, сыгравшей большую роль в Великую Отечественную войну. В 1942 году указом Президиума Верховного Совета СССР за успешную разработку нового оружия коллектив института был награжден орденом Красной Звезды, разработчикам оружия была присуждена Сталинская премия, а руководителю разработки А. Г. Костикову – звание Героя социалистического труда.


Коллектив института сыграл основополагающую роль в создании фундамента отечественной ракетной техники: в разработке первых поколений ракет, ракетных двигателей и реактивных снарядов, методов их испытаний и отработки, в воспитании специалистов ракетной техники. С момента создания института в нем работали выдающиеся ученые и конструкторы С.П.Королев и В.П.Глушко, Ю.А.Победоносцев, М.К.Тихонравов, И.Т.Клейменов, Г.Э.Лангемак. К.Э.Циолковский был почетным членом технического совета РНИИ.


Деятельность института в военный период отмечена созданием жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) для истребителя – перехватчика, разработкой новых конструкций реактивных снарядов для артиллерии и реактивных торпед для ВМФ, проектированием, изготовлением и отработкой первого в СССР ЖРД с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, постройкой и испытаниями первого отечественного турбореактивного двигателя.


Институт стал в ту пору настоящей кузницей кадров высшей квалификации, ракетным университетом, в стенах которого выросли сотни талантливых специалистов, составивших в последующие годы основу и славу отечественной ракетно-космической науки и техники. Это: С.П.Королев, В.П.Глушко, А.М.Люлька, М.М.Бондарюк, А.М.Исаев, Л.С.Душкин, Н.А.Пилюгин, Б.Ф.Раушенбах, В.П.Мишин, Г.И.Петров, В.Я.Лихушин, А.П.Ваничев, В.М.Иевлев, В.С.Авдуевский и многие другие. Более 30 специалистов стали в дальнейшем членами АН СССР.


Институт стал родоначальником ряда ведущих организаций отечественной ракетно-космической техники. Из недр института сформировались:

  • в 1944 г. - филиал по разработке ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) (ныне МИТ) во главе с Ю.П.Победоносцевым,
  • в 1946 г. - ОКБ "Сатурн" во главе с А.М.Люлька, 
  • ОКБ завода № 293 (ныне ОКБ "Факел") во главе с М.Р.Бисноватым,
  • в 1948 г. - КБ Химмаш во главе с А.М.Исаевым,
  • в 1950 г. - ОКБ-670 во главе с М.М.Бондарюком,
  • в 1952 г. - ОКБ-1 во главе с Л.С.Душкиным,
  • в 1954 г. - филиал по разработке астронавигации крылатых ракет (ныне Московский институт электромеханики и автоматики) во главе с Р.Г.Чачикяном,
  • в 1958 г. - филиал по разработке ЖРД малой тяги (ныне ФГУП НИИМаш) во главе с М.Г.Мироновым.

В июле 1942 года постановлением Государственного Комитета Обороны РНИИ был преобразован в НИИ реактивной техники с непосредственным подчинением Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину. Сотрудники института во главе с начальником генерал-майором П. И. Федоровым вошли первыми на территорию немецкого ракетного полигона “Близна” вместе с нашими наступающими войсками и блестяще выполнили задание руководства страны по оценке германских разработок в области ракетной техники. Они тщательно изучили образцы немецкой техники и уцелевшую документацию и выдвинули конкретные предложения, направленные на развитие работ в нашей стране.


После выхода известного Постановления СМ СССР от 13.05.46, положившего начало широкому развертыванию работ по ракетной технике, головным Министерством по разработке и производству реактивных аппаратов с ЖРД определяется Министерство вооружения. Для НИИ-1, находившегося в это время в МАПе, наступает новый этап деятельности.


Новым начальником института назначается 35-летний академик М. В. Келдыш.


Келдыш стремительно вошёл в курс дел и уже через две недели после назначения формулирует важнейшие стратегические задачи Института:

  • исследование рабочего процесса и создание нового поколения высокоэффективных, с большей удельной тягой ЖРД;
  • термогазодинамика высоких скоростей;
  • крылатые ракеты.

Вокруг Келдыша формируется коллектив выдающихся учёных, таких как Г. И. Петров, Л. И. Седов, Г. Н. Абрамович, А. П. Ваничев, Е. С. Щетинков и др. Под их руководством были проведены фундаментальные и прикладные научные исследования в области термодинамики, аэрогазодинамики, теории горения, теплообмена. Закладываются основы методов проектирования, испытаний и отработки ЖРД и СПВРД, проводятся исследования, позволившие решить проблемы тепловых режимов и тепловой защиты летательных аппаратов.


В 1954 году выходят два исторических постановления правительства СССР по разработке в КБ С. П. Королёва межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, а в конструкторских бюро С. А. Лавочкина и В. М. Мясищева межконтинентальных крылатых ракет “Буря” и “Буран”.


Коллектив института успешно выполнил государственное задание и внёс свой вклад в создание первой в мире межконтинентальной ракеты Р-7 и мощной ракеты-носителя на её основе, модификации которой эксплуатируются и в настоящее время.


Постановлением правительства на НИИ-1 и персонально на М. В. Келдыша возлагалась координация всех научных исследований при создании крылатых ракет.


Для выполнения работ по крылатым ракетам был создан ряд новых подразделений и развёрнуто строительство уникальной стендовой базы. Успешные летно-конструкторские испытания крылатой ракеты "Буря", проведенные в 1957-1959 годах, подтвердили выполнение заложенных в ТЗ данных как отдельных систем, так и ракетного комплекса в целом.


Работы по динамике крылатых ракет позволили перейти к решению новых проблем управления космическими аппаратами. В НИИ-1 под руководством Б. В. Раушенбаха была разработана и создана система ориентации для автоматической станции “Луна-3”, сфотографировавшей 7 октября 1959 года обратную сторону Луны, а также система ориентации искусственных спутников Земли.


Настоящим триумфом можно назвать работы института по обоснованию схемы ЖРД с дожиганием генераторного газа (замкнутая схема). В лаборатории А. П. Ваничева ещё в 1959 году были проведены комплексные испытания таких ЖРД, подтвердившие работоспособность двигателя, возможность достижения высокого давления в камере сгорания и, в результате, существенного повышения удельного импульса тяги. Эти исследования положили начало широкому развитию работ по созданию ЖРД замкнутых схем во всех отечественных двигательных КБ. В настоящее время общепризнанны преимущества двигателей такой схемы. И лучшей иллюстрацией этого является использование США на ракете “Атлас” двигателей РД-180 НПО “Энергомаш”, выполненных по этой схеме.


Переход к замкнутым схемам ЖРД выдвинул в последующие годы ряд новых проблем, связанных с организацией смесеобразования и обеспечением устойчивости систем регулирования, которые в процессе совместных работ с КБ были успешно решены. Работы по динамике ЖРД и продольной устойчивости ракет позволили решить такие сложные задачи, как запуск ЖРД под водой, запуск в условиях минометного старта, устойчивость системы "двигатель – ракета".


В период 1965-1991 годов основные работы по ракетным и ракетно-космическим комплексам оборонного, народнохозяйственного и научного назначения в нашей стране были сосредоточены в специализированном Министерстве общего машиностроения, что в значительной мере способствовало обеспечению качественно нового уровня разработок ракетного оружия и ракетно-космических комплексов различного назначения. В этот период институт становится головной научно-исследовательской организацией по проблемам ракетного двигателестроения и получает новое наименование – НИИ тепловых процессов (НИИТП). Институту поручается выполнение ответственных НИР и НИОКР, направленных на создание высокосовершенных ЖРД, РДТТ и воздушно-ракетных двигателей (ВРД), освоение новых топлив, создание высокоэффективных бортовых энергетических установок, ядерных энергодвигательных комплексов и ряда специальных систем.


Возобновленные во второй половине 60-х годов исследования по РДТТ обеспечили разработку оптимальных проектных решений по крупногабаритным двигателям маршевых ступеней, выбору рецептур твердых топлив, теплозащитных и эрозионностойких материалов.


Были разработаны и внедрены в практику КБ методики профилирования сопел с большими степенями расширения, методики расчета теплообмена и теплозащиты РДТТ и др. В последнее время предложены новые схемы РДТТ высокой эффективности (с составными зарядами) для обеспечения существенного повышения удельного импульса тяги.


В 1975 году за заслуги в развитии ракетно-технической техники Центр Келдыша был награжден орденом Трудового Красного Знамени.


В 1978 году в институте были возобновлены работы по прямоточному воздушно-реактивному двигателю (ПВРД) для крылатых ракет. Было создано специализированное КБ с экспериментальной и стендовой базой под руководством главного конструктора И. Б. Леванова. Этим КБ разработан проект сверхзвукового ПВРД (СПВРД), а к 1991 году завершена отработка специального двигателя оригинальной схемы для крылатой ракеты “Яхонт”, которая в настоящее время находится в эксплуатации.


Фундаментальные работы В.М.Иевлева положили начало новому направлению исследований в институте – созданию ракетных ядерных (ЯРД) и электрических двигателей (ЭРД) и энергетических установок. Комплексный анализ различных схем ЯРД, проведенный В.М.Иевлевым и его сотрудниками, выявил перспективность и принципиальную осуществимость ЯРД.


В ходе работ, выполнявшихся широкой кооперацией организаций, входящих в МОМ и МСМ, в ОКБ А. Д. Конопатова был разработан стендовый прототип ЯРД и проведены его успешные испытания на специализированной стендовой базе в Семипалатинске.


Работы по ЭРД в начале 60-х годов под руководством А.А.Поротникова переросли в одно из важнейших направлений деятельности института, которое успешно развивается и в настоящее время.


В 2002 г. в составе геостационарного спутника Земли "Экспресс" № 4 А прошел летные испытания двигатель КМ-5. Для испытаний ЭРДУ в Центре Келдыша сооружен крупнейший в Европе стенд с вакуумной камерой объемом 90 м3.


Использование ядерной энергетики на космических аппаратах с большой остротой поставило вопрос обеспечения радиационной безопасности на всех этапах их эксплуатации, а также при возможных аварийных ситуациях. Работы института в этом направлении дали надежное решение проблемы, что было подтверждено при аварии спутника “Космос—954” в 1978 году.


Коллектив Института внес большой вклад в решение научных задач исследования космоса, в частности, была создана аппаратура и проведены исследования излучения Земли и атмосферы в космическое пространство, созданы измерительные средства для системы имитации космического пространства в наземных условиях, разработана аппаратура для исследования свойств планет, в первую очередь Венеры. С помощью созданных в институте приборов впервые в мире были измерены освещенность, спектральный состав излучения и скорость ветра непосредственно на поверхности Венеры.


В 1985 году в Министерстве общего машиностроения начинается реализация крупнейшей программы создания новых систем оборонного назначения. В рамках реализации этой программы проводится ряд принципиально новых разработок, в том числе в части электрофизических исследований, выполняются уникальные работы по генерации электронных и нейтральных пучков большой мощности.


Впервые в мировой практике на установке “Онега” был реализован стационарный электронный пучок мегаваттного уровня мощности в атмосфере.


Создание установки “Онега” и её успешная эксплуатация послужили базой для разработки уникальной малогабаритной высокоэнергетической плазменной системы для создания в плотных слоях атмосферы искусственных плазменных образований.


В 1992 г. институт вошёл в состав Российского космического агенства, а в 1995 г. получил современное наименование: Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. В настоящее время Центр Келдыша – многопрофильное головное предприятие ракетно-космической отрасли по ракетному двигателестроению и космической энергетике. В Центре осуществлены масштабные проекты исследовательского, оборонного и народно-хозяйственного назначения, активно развивается новый аспект деятельности – международный, что позволило установить взаимодействие и реализовать ряд совместных перспективных проектов с ведущими ракетно-космическими фирмами США, Европы и Азии. Сегодня международные связи Центра охватывают более 20 стран на всех континентах мира.


Центр Келдыша, как головная научно-исследовательская организация по ракетно-космическому двигателестроению и энергетике, все свои усилия направляет на укрепление позиций российской ракетно-космической техники в мире.


28 мая 2000 г. впервые в космосе на борту ОС “Мир” был выполнен подготовленный Центром Келдыша совместно с Московским авиационным институтом уникальный эксперимент с моделью принципиально нового бескорпусного капельного холодильника-излучателя.


На международной космической станции внедрена отработанная на станции “Мир” новая система пожаротушения.


Центром Келдыша предложены и совместно с РКК “Энергия” разработаны устройства для предотвращения загрязнения станции и космических аппаратов продуктами неполного сгорания топлива ЖРД малой тяги, использующихся в системе управления станцией.


Большой объем работ выполнен в Центре Келдыша и в последнее время.


За прошедшие пять лет отделением ЖРД проведены работы по оптимизации системы охлаждения и смесеобразования одного из самых напряженных двигателей на топливе кислород-керосин – тридцати тонного 14Д23 для третьей ступени ракеты носителя Союз 1Б. Совместные с КБ Химавтоматики работы были завершены успешными летными испытаниями в декабре 2006: с помощью этой ракеты был выведен французский спутник «КОРО». Достигнут рекордный удельный импульс для кислородно- керосинового двигателя 359с, чем была подтверждена правильность заложенных в конструкцию двигателя технических решений.


Проведен большой объем экспериментальных работ по исследованию возможности применения метана в качестве перспективного ракетного топлива. Были изучены охлаждающие свойства метана, подтверждена стабильность характеристик и показана возможность использования его в качестве хладагента с большей охлаждающей способностью, чем у керосина при отсутствии закоксовывания тракта охлаждения.


На основе экспериментального задела Центра Келдыша в рамках международного Российско-Европейского проекта “Волга” совместно с НПО “Энергомаш” и КБХА ведется разработка двигателя многоразового применения на топливе кислород-метан.


С участием Центра Келдыша восстановлено производство компонентов ракетного топлива: гептила, пероксида водорода, нафтила, организовано новое производство керосина Т-1ПП. Инициированы работы по экологичному зеленому топливу – как альтернативе гидразину. Ведутся работы в обеспечение топливом Гвианского космического центра (космодром Куру во Французской Гвиане).


Применительно к ракете носителю «Союз ST» при запусках с космодрома в Куру исследовано воздействие тропических осадков на криогенные баки. Выданы рекомендации по способам борьбы с обледенением, в том числе с использованием специального сбрасываемого теплозащитного покрытия и вибровоздействия.


Разработаны методы численного моделирования и созданы предметно-ориентированные программные комплексы для моделирования и прогнозирования рабочих процессов и функциональных параметров ракетных двигателей различных типов, позволяющих сократить расходы на проектирование и отработку ракетных двигателей.


Сформулированы основы проектирования перспективных РДТТ на новых топливах, в том числе с использованием двухсоставных зарядов (патент РФ № 2225524 за 2003г.).


Проведен комплекс работ по внедрению насадков радиационного охлаждения на основе углерод-углеродного композиционного материала (КМ) на двигатель 14Д58М, который успешно эксплуатируется в составе РН «Зенит-SeaLaunch» на протяжении последних лет.


На основании проведенного комплекса расчетно-теоретических и экспериментальных работ разработаны технические требования и рекомендации по внедрению новых КМ и изделий из них в перспективные двигатели типа РД-191, 14Д23, РД-0124А и др.


В рамках работ союзного государства России и Белоруссии разработано, изготовлено и поставлено во ФГУП “ВНИИСВ” (г. Тверь) термическое оборудование для опытной линии ЛУВ-25М, предназначенной для производства особо качественных высокомодульных и высокопрочных углеродных волокон из полиакрилонитрила производительностью до 25т/год.


Разработан высокоэффективный солнечный тепловой кислород-водородный двигатель для перспективных средств межорбитальной транспортировки. Разработан оптимальный радиационно-охлаждаемый сопловой насадок со вдувом генераторного газа для двигателя третьей ступени РН «Циклон-4».


Совместно с КБХА разработана и испытана система лазерного зажигания запального устройства ракетного двигателя на газообразных компонентах топлива. Создан и отработан экспериментальный образец устройства лазерного зажигания различных типов топливных пар.


Разработаны технологические процессы нанесения на плоской поверхности многослойных покрытий и имплантированных наноструктур.


Одно из перспективных направлений нанотехнологий – создание высокопрочных материалов на базе компактирования нанопорошков. Совместно с НИЦ «Курчатовский институт» ФГУП «Центр Келдыша» разрабатывает метод магнитодинамического прессования на основе генерации импульсных магнитных полей. Метод позволит получить материал с повышенной прочностью. Инструменты из такого материала будут обладать высокой твердостью и длительным ресурсом.


Широкое применение нашли созданные в Центре Келдыша плазмотроны мегаваттного класса.


На основе уникальных генераторов плазмы разработаны высокотемпературные установки термической ликвидации экологически вредных отходов различных производств. Выпущен технический проект мобильной промышленной установки для переработки пестицидов. Выпущена конструкторская документация на плазменный остеклователь для установки по утилизации бытовых отходов.


В кооперации с НПО «Квант» и ФТИ им. Иоффе разработаны модули солнечных батарей нового поколения на основе гетероструктурных ФЭП.


В кооперации с РКК «Энергия», ИКИ, ИМБП и НИКИЭТ разработана концепция международного проекта пилотируемой экспедиции на Марс. Разработана и внедрена в производство технология заправки штатных тепловых труб для ряда космических аппаратов гражданского и оборонного назначения. Проведены летные испытания и принят на вооружение газогенератор для космического аппарата специального назначения. Разработана конструкция, изготовлен и испытан экспериментальный образец аппаратуры ИКФС-2 (инфракрасный Фурье-спектрометр) для космического аппарата «Метеор-М». Разработан, изготовлен и испытан прототип энергетической установки с твердополимерными топливными элементами. Разработана конструкция, изготовлены и испытаны экспериментальные образцы блока электролизного и блока подготовки воды для системы кислородообеспечения Международной космической станции.


Завершены работы по созданию лабораторной модели 30-см ионного двигателя ИД-300 мощностью 2-3 кВт. Испытания ИД-300 показали, что его характеристики находятся на уровне лучших мировых аналогов.


Завершена наземная отработка холловского двигателя КМ-45, партия таких двигателей поставлена в Индию. Первые летные испытания двигателей КМ-45 запланированы на 2008 год в составе индийского геостационарного спутника связи GSAT-4.


Разработана методика укороченных ресурсных испытаний холловских двигателей.


Завершены доводочные испытания холловского двигателя КМ-60, разрабатываемого по заказу ОАО «ИСС им. академика М.Ф.Решетнева» для перспективной спутниковой платформы «Экспресс-1000». По достигнутым параметрам и уровню отработки двигатель КМ-60 не имеет аналогов.


Создана и испытана лабораторная модель холловского двигателя КМ-88 мощностью до 2 кВт с удельным импульсом до 3000 с. Впервые проведены 100-часовые эрозионные испытания КМ-88 при напряжении разряда 700 В (удельный импульс 2600 с).


Проведена модернизация многорежимного холловского двигателя КМ-7И с номинальной мощностью 5 кВт с целью увеличения удельного импульса (до 2650 с).


Завершены работы по созданию инженерной модели холловского двигателя КМ-88 с удельным импульсом 2200 с. Продолжается успешная эксплуатация холловского двигателя КМ-5 на борту геостационарного спутника связи «Экспресс-А4», выведенного на орбиту в июне 2002 года. По состоянию на май 2008 г огневая наработка на двигатель составила 1550 часов при 900 включениях. Это максимальный огневой ресурс работы холловского двигателя в натурных условиях когда-либо полученный при решении задачи коррекции орбиты геостационарных КА связи.


Обладая уникальным опытом научно-исследовательских и конструкторских работ в области ракетно-космического двигателестроения и располагая высоко квалифицированными кадрами в широком спектре отраслей науки и техники, Центр Келдыша ставит своей основной задачей укрепление космического потенциала России, являющегося гордостью и национальным достоянием страны.


В то же время, опираясь на высокие технологии в области ракетного двигателестроения и космической энергетики, Центр Келдыша активно занимается конверсионными разработками по таким направлениям, как энергетика, энергосберегающие технологии и экология.


Центр Келдыша в последнее время занимается ключевыми технологиями “земного” супермотора для автомобилей, использующего в качестве топлива водород вместо бензина. Решение этой задачи приведет к новой мировой технической революции, сравнимой по масштабам с внедрением компьютеров или информатики.


Специалистами Центра предложен новый метод передачи тепловой энергии на основе термохимических реакций, позволяющий резко снизить потери тепла при транспортировке, что может иметь огромное значение для России, где потери тепла превышают сегодня 30 %.


Весьма эффективными оказались разработки технологий и оборудования для очистки и опреснения минерализованных природных и сточных вод. Соответствующая продукция Центра нашла применение как в России, так и за ее пределами. Наиболее свежим примером успешной деятельности в этом направлении является ввод в строй завода в городе Актау (Казахстан) для опреснения морской воды производительностью до 20000 мз в сутки.


Разработаны, изготовлены и введены в эксплуатацию установки для очистки природных и сточных вод в Каракалпакии (Республика Узбекистан), в Калахари (Южно-африканская республика), в Дагестане (Россия), на площадках 2ж и 254 космодрома Байконур, в г.Алмаата, в г.Астана, в с.Корсаково (Орловская область), на заводе «Прибор» (г.Курск), на заводе «Интеко» (г.Москва), на заводе «Автотор» (г.Калининград) и др.


Разработана конструкция и освоен выпуск микрофильтрационных элементов на основе трековых мембран, проведены их натурные испытания в составе микрофильтрационных установок.


Серьезные успехи достигнуты в создании нового энергетического оборудования, основанного на процессах газификации твердых топлив (низкокалорийных углей, древесных и бытовых отходов и т.п.). Разработан эскизный проект на пилотную установку для газификации угля с получением жидких синтетических углеводородов.


Разработан радиометрический комплекс для бесконтактной тепловой диагностики высокотемпературных сред и объектов.


Начиная с 1942 г, более 700 сотрудников Центра Келдыша были награждены орденами, более 80 – стали лауреатами различных Государственных премий, более 7 - получили почетные звания Заслуженных работников.


Научный потенциал Центра Келдыша в настоящее время включает в себя четырех академиков РАН , 19 докторов наук и 70 кандидатов наук.


Центр Келдыша обладает уникальной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базой. Более 50% стендов и установок не имеют аналогов в России и странах СНГ, а более 25% имеют характеристики, соответствующие мировому уровню или превосходят его.


Интеллектуальная собственность Центра включает в себя 2,5 тысячи авторских свидетельств на изобретения, более 80 патентов и несколько десятков зарегистрированных программ для ЭВМ.


Более полное изложение достижений Центра Келдыша можно найти в вышедшей из печати 5 лет назад книге "70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники". В ней подробно освещена деятельность большинства сотрудников Центра и их главные достижения в науке и технике.


Все достижения Центра за 75 лет – это результат огромной творческой деятельности нескольких поколений его сотрудников (ученых, инженеров, техников, рабочих), результат тесного взаимодействия с нашими коллегами и партнерами в России и за рубежом, результат огромной помощи со стороны руководства Роскосмоса.

www.kerc.msk.ru

Новости