РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

20.11.2008 16:54

Об участии ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в проекте МКС

Десять лет назад, 20 ноября 1998 года, началась эксплуатация Международной космической станции (МКС). С космодрома «Байконур» был осуществлен успешный запуск РН «Протон» с функционально-грузовым блоком (ФГБ) "Заря" на борту. И вот уже десять лет «Заря» успешно функционирует на орбите, подтверждая эффективность организационно-технического обеспечения эксплуатации и управления полетом.

ГКНПЦ им. М. В. Хруничева начал работу по пилотируемым модулям орбитальных станций и транспортным кораблям более 35-ти лет назад. Серия долговременных орбитальных станций (ДОС) "Салют", тяжелые транспортные корабли серии "Космос", станция "Мир" - эти славные страницы пилотируемого космоса для многих на нашем предприятии неразрывно связаны с биографией. На базе пилотируемого транспортного корабля снабжения «Космос-929» были разработаны так называемые функционально-грузовые блоки - прообразы модулей «Мира» и ФГБ «Заря» для МКС.


Определение конфигурации МКС с участием России было начато в 1993 году. 4 октября 1993 года в Москве проходило совместное совещание с участием представителей НАСА, Росавиакосмоса, РКК "Энергия" и ГКНПЦ. На совещании представители нашего предприятия предложили начать развертывание МКС с запуска элемента, обеспечивающего поддержание орбиты станции, электроснабжение, хранение больших запасов топлива и полезных грузов, интерфейсы между американскими и российскими модулями. НАСА и Роскосмос поддержали это предложение. Таким образом, была определена конфигурация МКС, в которой в качестве первого элемента был выбран ФГБ, названный впоследствии «Заря».

23 июня 1994 года в Вашингтоне В. Черномырдин и А. Гор подписали "Совместное заявление о сотрудничестве по Международной космической станции", а Генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев и Администратор НАСА Дэн Голдин - контракт между Росавиакосмосом и НАСА. В рамках этого контракта были выделены первые средства на развертывание работ по ФГБ в ГКНПЦ - 25 миллионов долларов США.


15 октября 1994 года было подписано письмо-контракт «Энергетический блок ФГБ» между ГКНПЦ и компанией Локхид.


Весной 1995 года по решению НАСА субконтракт на ФГБ был передан компании Боинг как главному подрядчику по МКС. Окончательный субконтракт на разработку, изготовление, испытания ФГБ и поддержание его на орбите между ГКНПЦ и компанией Боинг был подписал 15 августа 1995 года. В процессе создания ФГБ в рамках субконтракта согласованы две крупные модификации и дополнительное финансирование для их выполнения. Вместе с последующими дополнениями сумма контракта составила 270 миллионов долларов США.

Необходимо отметить, что ФГБ "Заря" - первый модуль, который создавался в рамках сотрудничества США и России, а субконтракт на его создание можно считать первым примером внешнеэкономического сотрудничества российской авиакосмической компании в области создания орбитальных станций. Эта работа поставила перед нашим предприятием совершенно новые задачи и существенно отличалась от внутригосударственных программ по станциям «Салют» и «Мир». Для нас это был своеобразный «прорыв», ведь ранее ГКНПЦ выполнял только госзаказы, а теперь приходилось работать по новым техническим, экономическим, управленческим стандартам, вести переговоры с иностранным заказчиком, обосновывать цену в соответствии с международными коммерческими правилами, ежедневно общаясь с партнерами и преодолевая проблемы, связанные с различиями в техническом и технологическом оснащении. В этих жестких условиях профессионально и слаженно работали дирекция программы МКС, внешнеэкономический департамент, экономические службы, группа Главного конструктора пилотируемых программ, подразделения КБ «Салют», РКЗ, ЗЭРКТ.


Модуль "Заря" был полностью скомплектован и официально принят комиссией в составе представителей Росавиакосмоса, РКК «Энергия», ГКНПЦ, НАСА, Боинг.
20 ноября 1998 года ФГБ был успешно выведен на орбиту с помощью РН «Протон».


ФГБ разработан, изготовлен и запущен точно в срок, в соответствии с требованиями субконтракта. ГКНПЦ стал единственным участником программы МКС, своевременно выполнившим свои обязательства, за что был награжден НАСА и Боингом званием «Лучший поставщик по МКС 1998 года».


Нашим предприятием выполнен значительный объем работ по созданию Служебного модуля «Звезда». Изготовление, испытания, запуск «Звезды», изготовление двух РН «Протон» для ФГБ и СМ, управление полетом СМ с 2000 года до настоящего времени, изготовление необходимой материальной части и сопровождение полета «Звезды» осуществлялось и осуществляется в рамках госбюджетного финансирования по контрактам с Росавиакосмосом.


В ходе десятилетней эксплуатации МКС было совершено 26 полетов американских шаттлов, 31 полет российских грузовиков «Прогресс», 16 - пилотируемых кораблей «Союз» и 1 полет европейского корабля ATV «Жюль Верн». За эти годы на станции работало 17 постоянных экспедиций и 15 экспедиций посещения, осуществлено 36 выходов в космос. В настоящее время на борту работает 18-я экспедиция.


Материально-техническая и стендовая базы, имеющиеся в распоряжении ГКНПЦ и его подрядчиков, полностью обеспечивают оперативное решение вопросов, возникающих при эксплуатации ФГБ «Заря». Запас функциональной устойчивости конструкции и систем модуля достаточен для выполнения новых требований спецификаций, полученных от американской стороны в процессе эксплуатации. Такая адаптивность к изменениям требований позволила осуществить ряд модернизаций в полете, что увеличило функциональные возможности модуля.


На этапе эксплуатации МКС по контракту с Росавиакосмосом ГКНПЦ осуществляет управление полетом ФГБ в ЦУП-Москва и ЦУП-Хьюстон, сопровождение управления полетом на наземных стендах, материально-техническое обеспечение на орбите, поставку наземного ЗИПа, заправку сменных панелей СОТР, разработку сертификатов безопасности, прочностные расчеты, доработку стендовых изделий, продление сроков эксплуатации систем, анализ замечаний членов основных экспедиций и экспедиций посещения МКС. Управление полетом такой сложной технической системы, какой является МКС, - задача для профессионалов, обладающих глубокими техническими знаниями и многолетней практикой.


20 ноября 1998 года, в день запуска ФГБ «Заря», специалисты по управлению полетом, а также специалисты по конструкции и системам заступили на круглосуточную, непрерывную вахту управления орбитальным полетом ФГБ «Заря».


После проведения орбитальных испытаний модуля, через две недели после запуска стартовал шаттл «Эндевор», и 4 декабря 1998 года к ФГБ был пристыкован первый американский модуль «Юнити». Начало практической совместной эксплуатации российского и американского сегментов МКС было положено. Сергей Крикалев и Роберт Кабана первыми ступили на борт ФГБ «Заря».


Дирекция программы МКС широко привлекает специалистов КБ, РКЗ, ЗЭРКТ к переговорам с Боингом по заключению новых контрактов в поддержку эксплуатации МКС. Специалисты нашего предприятия дают не только профессиональные технические консультации, но и помогают обосновывать перед заказчиком цену работ, на которые заключается контракт.


В процессе создания и эксплуатации модуля «Заря» в дополнение к основному контракту были заключены субконтракты на сумму 55 миллионов долларов США для проведения проектно-конструкторских работ, работ по изготовлению в обеспечение новых требований, как до пуска, так и в процессе полетной эксплуатации.


Впервые в практике эксплуатации орбитальных станций проведена масштабная модернизация модуля «Заря», связанная с демонтажем и удалением со станции ряда служебных систем, которые функционировали на начальном этапе сборки станции и в настоящее время не задействованы. Блоки этих систем были демонтированы, удалены с МКС и на их место космонавтами были установлены спроектированные в КБ «Салют», изготовленные на РКЗ и доставленные на орбиту американскими шаттлами специальные хранилища. Использование этих хранилищ позволило решить одну из острых проблем на МКС - проблему предоставления свободных объемов для размещения многочисленных грузов, необходимых для функционирования экипажа и станции.


В настоящее время проводится большой комплекс работ по обеспечению возможности полета модуля «Заря» после 2013 года, т. е. после 15 лет полета в составе МКС. Важность этой работы трудно переоценить, т. к. в связи с аварией Шаттла существенно растянулась по времени сборка станции. Так, европейский и японский модули доставлены на орбиту только в 2008 году. Реализация этого нового требования предусматривает несколько этапов и проводится в рамках нового контракта с компанией Боинг.


Первые два этапа связаны с циклическими испытаниями прочности герметичного корпуса динамического изделия, являющегося копией корпуса летного изделия, а также с испытаниями прочности стыковочных агрегатов, установленных на модуле. Следующие этапы связаны с анализом и испытаниями систем и агрегатов, которые невозможно заменить в полете, и с созданием модернизированного оборудования для замены на борту модуля «Заря» в обеспечение дальнейшей надежной эксплуатации.


Опираясь на опыт работы по продлению срока службы станции «Мир» с 5-ти лет по техническому заданию фактически до 15 лет, мы с оптимизмом смотрим на возможность продления срока службы модуля «Заря» еще на 7 лет, т. е. до 2020 года, а возможно и на более длительную перспективу.

Директор программы МКС ГКНПЦ имени М.В. Хруничева

Сергей ШАЕВИЧ

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".