Завтра, 20.12.2018 в 01:15 мск:Трансляция возвращения экипажа корабля «Союз МС-09»

Новости

12.12.2008 12:37

Сегодня Заводу экспериментального машиностроения (ЗЭМ) Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва 90 лет

Сегодня Завод экспериментального машиностроения (ЗЭМ) Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва отмечает 90-летие со дня основания. Руководство Федерального космического агентства и Корпорации поздравило работников и ветеранов предприятия с этой знаменательной датой.

Пресс-служба Роскосмоса (на основе материалов сайта РКК «Энергия» им. С.П.Королева и журнала «Российский космос»)


 

Колыбель ракетной и космической техники


Заводу экспериментального машиностроения исполняется 90 лет


Журнал «Российский космос»

Свое нынешнее имя город Королев получил в 1996 году. А до этого он назывался Калининградом и относился к закрытым объектам. Его история началась в далеком 1918 году, когда правительство приняло решение эвакуировать Петроградский орудийный завод в Подмосковье. Местом новой дислокации стал бывший казенный завод «военных самоходов» (автомобилей) у полустанка Подлипки.
   
Бог войны — артиллерия


В октябре 1918 года первый эшелон со 112 рабочими из Петрограда прибыл на новое место. Строительство заводских корпусов и рабочего поселка шло в очень тяжелых условиях. В 20-е годы на заводе делали пушки. В 1921 году Московскому орудийному заводу присвоили имя М. И. Калинина, так как на нем будущий «всесоюзный староста» работал шлифовщиком в 1911-1912 годах (в Петрограде). В 1928 году дачные Подлипки получили статус рабочего поселка, а в 30-е годы завод стал ведущим предприятием по разработке и производству противотанковой, танковой и зенитной артиллерии.


В 1931 году директором завода назначили талантливого организатора И. А. Мирзаханова, который позже стал заместителем наркома вооружения. В декабре 1938 года рабочий поселок, где проживали 28 тысяч человек, преобразован в город Калининград. В январе 1939 года «за исключительные заслуги перед страной в деле вооружения Рабоче-крестьянской Красной армии, создания и освоения новых образцов вооружения» завод наградили орденом Ленина, а в мае 1941 года — орденом Трудового Красного Знамени.


Осенью 1941 года завод № 8 эвакуировали на Урал — в Свердловск, Молотов и Воткинск. В Подлипках остался филиал, где ремонтировали поступавшее с фронта стрелковое и артиллерийское оружие. В 1942-м на заводе, теперь уже № 88, наладили серийный выпуск зенитных установок, танковых и противотанковых пушек, а также различных орудий для ВМФ. За годы войны здесь выпустили свыше 5 тысяч зенитных установок.


Осенью 1942 года на части территории завода в Завокзальном районе разместилось Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), которым руководил выдающийся конструктор В. Г. Грабин. Под его руководством была разработана знаменитая пушка ЗИС-3, а также ряд танковых и самоходных установок. В 1954-м на этой территории создали ЦНИИ-58, где под руководством будущего академика А. П. Александрова проектировали и изготавливали ядерные реакторы. В 1959 году институт вошел в состав королевского ОКБ-1.
   
Вместо пушек — ракеты


Пока советские специалисты в Германии занимались изучением трофейных немецких ракет, правительство решало, кто должен заниматься организацией, разработкой и производством нового вида оружия. 13 мая 1946 года вышло историческое Постановление Совета министров СССР № 1017-419сс. И уже через три дня министр вооружения Д. Ф. Устинов подписал приказ о создании на базе Калининградского артзавода № 88 Государственного союзного НИИ-88. В кратчайшие сроки была разработана структура предприятия. 16 августа 1946 года С. П. Королева назначили главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия.


Вскоре в Подлипки стали прибывать из Германии первые эшелоны с немецкими ракетами. Это был, пожалуй, самый трудный период в жизни предприятия. Следовало очень быстро подготовиться к освоению совершенно новой техники. Экспериментальный цех располагался в освободившемся ангаре аэродрома недалеко от Ярославского шоссе. Опыт работы с артиллерийскими системами помог быстро освоить механическую обработку деталей и узлов, однако изготовление деталей из алюминиевых сплавов, медницкие, клепальные и сварочные операции вызывали определенные трудности. Вскоре в коллектив НИИ-88 влились вернувшиеся из Германии специалисты, освоившие немецкие ракеты.


Из Подлипок спецпоезда с техникой отправлялись на полигон Капустин Яр. Летные испытания Фау-2 проходили в СССР в октябре — ноябре 1947 года. Надежность ракет составляла около 64 % из-за низкого качества и несоответствия технологии. Все замечания постарались учесть при создании Р-1 — точной копии Фау-2, но сделанной из отечественных материалов. Одновременно завод приступил к освоению ракет Р-2 с отделяемой головной частью и дальностью полета уже 576 км.
   
Ракетно-ядерный щит страны


В 1951 году на завод начала поступать документация на ракеты следующего поколения — Р-5 и Р-11. Их модификации оснащались ядерными зарядами. Р-5М — первая отечественная стратегическая ракета, положившая начало ракетно-ядерному щиту страны. Вооруженные силы получили малоуязвимое оружие в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные автомобили, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные корабли). Особо следует отметить Р-11ФМ для подводных лодок. С. П. Королев лично руководил установкой ракеты в шахту подлодки и пуском. Спустя четыре года производство Р-11ФМ передали на машиностроительный завод в Златоуст главному конструктору В. П. Макееву, а Р-5 — годом позже — на Днепропетровский ракетный завод М. К. Янгелю.


В августе 1956 года ОКБ-1 с заводом № 88 выделились из НИИ-88 в самостоятельную организацию, которую возглавил С. П. Королев. Директором завода назначили Р. А. Туркова.


Предприятию поставили новую сложную задачу — создание баллистической ракеты дальнего действия Р-7. Высоконадежная ракета должна была доставить водородную бомбу в любую точку на территории вероятного противника. «Семерка» отличалась от предшественниц не только размерами и массой, но и новейшими конструктивными и технологическими решениями, прежде всего пакетной схемой. Р-7 с дальностью полета 12 500 км была принята на вооружение в 1960 году.


Еще на стадии проектирования и подготовки конструкторской документации стало ясно, что производственные площади и высота цехов завода недостаточны для изготовления и сборки крупногабаритных агрегатов ракет Р-7. Поэтому перед запуском в производство уникальной ракеты построили «большую высотку», где проводили сборку и испытания Р-7. Всего завод сделал 33 ракеты этой серии. С 1957 года к серийному производству «семерки» подключился куйбышевский завод «Прогресс».


Параллельно с Р-7 в 1959-1965 годах изготавливалась боевая межконтинентальная ракета Р-9, лишенная таких недостатков «семерки», как длительный цикл предпусковой подготовки и возможность поражения старта вероятным противником. Подготовку к старту автоматизировали, а сам пуск мог производиться с земли или из шахты. Время готовности составляло 20 минут благодаря системе «Долина», которая обеспечивала длительное хранение жидкого кислорода без потерь.


Одни из самых удачных разработок ОКБ-1, повлиявших на поддержание паритета в ракетно-ядерном противостоянии с вероятным противником — твердотопливные ракеты РТ-1 и РТ-2. В декабре 1968-го РТ-2 заступила на боевое дежурство.
   
Ракетные двигатели


В 1951 году на заводе началось производство двигателей для ракет ПВО Москвы по документации ОКБ-2 главного конструктора А. М. Исаева. Ежемесячно в течение четырех лет выпускалось по 50 двигателей. В 1955 году система ПВО Москвы поступила на вооружение.


Завод освоил новые технологические процессы. В 1951-1956 годах здесь делали четырехкамерные двигатели для крылатых ракет «Буря», двигатели для морских ракет Р-11ФМ, ускорители для реактивных самолетов.


В июне 1953 года С. П. Королев поручил новому подразделению разработку рулевых двигателей для Р-7, а позже — двигателя 8Д714 с тягой 5 т для блока Е — третьей ступени ракеты Р-7, разработанного под руководством М. В. Мельникова в содружестве с КБ С. А. Косберга (Воронеж). В сентябре 1959 года ракета с этим двигателем доставила на поверхность Луны вымпел с гербом СССР.


Параллельно велась разработка медно-титанового двигателя тягой 7,5 т для блока Л — четвертой ступени ракеты 8К78. С ее помощью запускались аппараты на Марс, Венеру, а также спутники связи и телевидения «Молния» на высокоэллиптическую орбиту. Были созданы двигатели для межорбитального блока ДМ. Прошел стендовые испытания и двигатель для ОДУ, который в 1988 году успешно отработал на космическом корабле «Буран».
   
Первые ИСЗ


Создание межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 позволило С. П. Королеву подойти к проектированию и изготовлению искусственных спутников Земли и межпланетных станций. На создание первого простейшего спутника ПС-1 отводилось очень мало времени, часто детали делались по эскизам. Спутник представлял собой шар диаметром 580 мм. Основные трудности возникли при изготовлении сферических полуоболочек, их сварке со шпангоутом, полировке наружных поверхностей. Проводились многократные испытания на отделение спутника от центрального блока РН. Запуск ПС-1 4 октября 1957 года возвестил о начале освоения космоса и триумфе нашей страны.


На создание второго спутника — ПС-2 с герметичной кабиной для подопытной собаки Лайки ушло меньше месяца. ПС-2 делали почти без чертежей, по указаниям конструкторов. Выручали энтузиазм и высокая квалификация слесарей-сборщиков. Спутник с собакой Лайкой был запущен 3 ноября 1957 года.


Третий искусственный спутник Земли массой 1327 кг, укомплектованный исследовательской аппаратурой, являлся уже научно-космической станцией. Он вышел на околоземную орбиту 3 мая 1958 года.
   
Спутниковый спецназ


Спутники «Электрон-1» (Э-1) и «Электрон-2» (Э-2), предназначенные для изучения радиационных поясов Земли, завод изготовил в 1963 году. Поверхность спутника Э-2 покрывали элементы солнечной батареи (СБ), на спутнике Э-1 СБ открывались во время полета. Запуск спутников состоялся в январе 1964 года. Еще два спутника Э-3 и Э-4 запустили в июле 1964 года.


В 1961 году завод получил необычное задание: изготовить спутник для передачи программ телевидения и дальней двусторонней многоканальной телефонной и фототелеграфной связи «Молния-1». Запуск спутника в апреле 1965 года прошел успешно. Впервые в мире появилась спутниковая связь, и жители Владивостока получили возможность смотреть московское телевещание. Всего на заводе изготовили восемь спутников «Молния».
   
Цель — Луна


Первая станция «Луна-1», или «Мечта» (Е1), запущенная в январе 1959 года, пролетела рядом с Луной. «Луна-2» (Е1А), стартовавшая в октябре 1959 года, доставила на поверхность Луны советский вымпел. Станция «Луна-3» (Е2А) сфотографировала обратную сторону Луны и передала снимки на Землю. С конца 1965 года к работам присоединилось ОКБ им. С. А. Лавочкина, которому позже передали эту тематику. В январе 1966 года в путешествие отправилась станция «Луна-9», которая совершила мягкую посадку на Луну и передала на Землю снимки с поверхности ее естественного спутника.
   
Межпланетные станции


В 1960 году С. П. Королев утвердил график создания космических станций для полетов к Венере и Марсу. Сроки пусков этих аппаратов определялись астрономическими датами оптимального взаимного положения планет. Пускам предшествовали статические и динамические проверки конструкции, отработка системы посадки на планеты, комплексные испытания в КИС.


Первую станцию для полета к Марсу и посадки на Красную планету (1М) после автономных испытаний на заводе в августе 1960 года отправили на ТП. Она стартовала в начале октября 1960 года. Для полета на Венеру завод изготовил вариант станции 1ВА. В 1960-1965 годах завод сделал 19 межпланетных станций 2МВ, 3МВ.


Станция «Зонд-3» (3МВ № 3), запущенная в июле 1965 года в сторону Марса, сфотографировала обратную сторону Луны. В ноябре 1965 года стартовали АМС «Венера‑2» (3МВ № 4), которая пролетела рядом с Венерой, и «Венера-3» (3МВ № 1), доставившая на поверхность Венеры вымпел нашей страны.
   
Космические корабли


В 1960 году вышло постановление правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». В нем говорилось о необходимости развития этой отрасли науки и техники, распределялась ответственность между предприятиями за отдельные направления работы.


С этого времени ОКБ-1 и завод № 88 перешли к проектированию, изготовлению и запускам пилотируемых кораблей. Разработчикам пришлось решать множество научно-технических задач, в первую очередь обеспечения жизнедеятельности и безопасности полетов космонавтов. В 1959 году завод приступил к созданию корабля «Восток».


В Завокзальном районе, на территории бывшего НИИ‑58 было организовано второе производство предприятия для изготовления и заводских испытаний кораблей и спутников. Его возглавил Г. Я. Семенов.


С декабря 1960 года на заводе действовало разработанное по инициативе С. П. Королева «Положение по 3КА», которое определяло порядок изготовления и заводских испытаний пилотируемых изделий. Запрещались вариантность изделий, изменение технологии сборки и испытаний, применение деталей, узлов, имеющих отступления от техдокументации и техпроцессов.


12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый виток вокруг Земли. Сбылась давняя мечта С. П. Королева. Это событие навеки останется величайшим достижением человечества. За успешное выполнение этого полета многие сотрудники ОКБ-1 и завода получили государственные награды. Директору Р. А. Туркову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На кораблях «Восток» совершили полеты Г. С. Титов, А. Н. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский, В. В. Терешкова.


На пилотируемых кораблях резко возросло количество приборов и кабелей, антенн, датчиков, высокоточных механизмов и приводов, реактивных двигателей малой тяги, наземного испытательного оборудования разработки ОКБ-1. В 1963 году было организовано приборное производство, которое возглавил И. Б. Хазанов.


Затем появились трехместный корабль «Восход» (3КВ) и двухместные корабли «Восход-2» (3КД) для выхода космонавтов в космос. В октябре 1964 года стартовал корабль «Восход» с летчиками-космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым, Б. Б. Егоровым. В марте 1965 года экипаж корабля «Восход-2» — космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов — впервые в мире осуществил выход в открытый космос.


На базе корабля «Восток» был создан автоматический спутник-разведчик «Зенит-2». В1961-1964 годах завод изготовил 15 кораблей «Зенит-2».


На смену кораблям «Восток» и «Вос­ход» пришел космический корабль «Союз» (11Ф615). Вначале (1960) он предназначался для облета Луны, а позже (1965) — для доставки и возвращения экипажей с орбитальных станций. Пуск первого корабля «Союз» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1966 года.
   
Лунная программа


В состав комплекса входили ракета-носитель тяжелого класса Н-1 (изготовитель — завод «Прогресс») и лунная система Л3 (изготовитель — ЗЭМ) для полета двух космонавтов к Луне, высадки на ее поверхность одного человека и возвращения экипажа на Землю. Основным элементом лунной программы являлась тяжелая ракета-носитель Н-1. К изготовлению трехступенчатой ракеты завод приступил в конце 1960 года. Новое изделие по­требовало новых площадей, подготовки производства, создания уникального оборудования и оснащения, а также решения сложных технологических проблем. Но после трех неудачных пусков из-за аварий на первой ступени дальнейшие испытания и изготовление РН были прекращены.
   
Орбитальные станции


Большое значение для развития космонавтики имело решение о создании долговременных орбитальных станций серии «Салют». Первая орбитальная станция имела внушительные размеры: диаметр — свыше 4 м, длину — 15 м и массу — около 20 т. Ее создавали в кооперации с заводом им. М. В. Хруничева. ЗИХ изготавливал корпус и выполнял сборку станции, а ЗЭМ — поставлял необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели, проводил электрические испытания станции в КИС. Станция и корабль «Союз» оснащались стыковочными агрегатами, обеспечивающими внутренний переход из корабля на станцию. В апреле 1971 года первая долговременная станция «Салют» вышла на орбиту.


Специально разработанные сильфонные баки обеспечили автоматическую дозаправку станции в космосе топливом и водой с помощью грузового корабля «Прогресс», изготовленного в 1975 году. В январе 1978 года первый корабль 7К-ТГ состыковался со станцией «Салют-6».


В рамках международной программы «Союз-Аполлон» для корабля «Союз» был разработан андрогинный стыковочный узел. Успешная стыковка «Союза» с американским кораблем «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года.


Одновременно с производством кораблей «Союз» (11Ф615) создавалась новая модификация — корабль «Союз‑Т» (11Ф732). В июне 1980 года первый корабль этой серии с космонавтами Ю. В. Малышевым и В. В. Аксеновым выполнил стыковку со станцией «Салют-6». Корабли «Союз» и «Прогресс» уже несколько десятилетий остаются основной продукцией Завода экспериментального машиностроения.


В 1978 году директором ЗЭМ назначили А. А. Борисенко, главным инженером — И. Б. Хазанова, замдиректора по производству — А. П. Собко.


На смену «Салютам» пришла по­стоянно действующая станция нового поколения — «Мир», а позже МКС. Эти станции делали в той же кооперации с ЗИХом и КБ «Салют». Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики ХХ века. Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1996 года с выведения энергетического модуля «Заря».


Огромная заслуга в осуществлении пилотируемых программ в Советском Союзе принадлежит министру общего машиностроения С. А. Афанасьеву.
   
«Энергия-Буран»


В этой одной из самых сложных и масштабных программ принимали участие более 1200 предприятий СССР. Она потребовала серьезной реконструкции цехов и строительства новых объектов, подготовки производства, организации новых участков, приобретения и изготовления нового нестандартного оборудования, технологической оснастки и инструмента, как на самом ЗЭМе, так и на техническом комплексе космодрома.


ЗЭМ изготавливал объединенную двигательную установку орбитального корабля, состоящую из 46 двигателей многократного запуска, систему электропитания, выполнял сборку и испытания «Бурана». Здесь также делали носовую часть РН «Энергия» с титановым конусом, хвостовой отсек и обтекатели блоков А, проводили окончательную сборку и испытания блоков на Байконуре.
   
Завоевание рынка


С развалом СССР и переходом на рыночные отношения для завода, так же как и для всех предприятий отрасли, наступили нелегкие времена. Пришлось искать потребителей высокотехнологичной продукции в других местах. Организовали сначала цех, а потом Центр по производству протезно-ортопедических изделий. Потом наладили выпуск товаров народного потребления. Закрытое прежде предприятие стало активно искать партнеров не только в стране, но и за рубежом.


В начале 90-х началась разработка проекта по запуску космических аппаратов на орбиту ИСЗ с экватора. В мае 1995 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Морской старт» («Си лонч»), в котором приняли участие Россия, США, Украина, Канада и Норвегия. В состав комплекса входят сборочно-испытательное судно, стартовая платформа «Одиссей» и ракета космического назначения (РН «Зенит», разгонный блок ДМ и спутники). Сборка ракеты и комплексные испытания ракеты, а также заправка разгонного блока производятся на сборочном судне. Самоходная платформа типа катамаран является плавучим стартовым комплексом. 28 марта 1999 года состоялся первый демонстрационный пуск ракеты.
   
Спутники «Ямал»


В 1999 году был запущен космический аппарат нового поколения «Ямал‑100», сделанный по заказу Газпрома. Он предназначен для фиксированной спутниковой связи и вещания.


Данный класс спутников по своим характеристикам является конкурентоспособным на коммерческом рынке. Гарантийный срок эксплуатации данного аппарата — не менее 10 лет. 24 ноября 2003 года РН «Протон» вывела спутники связи «Ямал-200» на расчетную орбиту. Сразу после этого начались работы над «Ямалом-200». Сейчас на заводе создается спутник «Ямал-300».


Трудовые традиции и богатейший производственный опыт коллектива ЗЭМа будут способствовать выпуску новой технологичной продукции для укрепления обороноспособности страны и будущих космических программ.