Новости

15.01.2009 00:00

Интервью А.Н.Перминова журналу «Оборона России»: «Космическая деятельность стала в России одной из основ конкурентоспособности и безопасности» (декабрь 2008 г., часть 1)

Анатолий Николаевич, каково положение России в освоении космоса сегодня? 


В настоящий момент российская космонавтика находится в числе ведущих в мире. В России создана и устойчиво функционирует система доступа в космическое пространство, основанная на целом ряде экономически эффективных средств выведения. При поддержке руководства страны мы реализуем ряд программ в области освоения и использования космического пространства, основные из которых – Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы и федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система». В этом году Советом Безопасности РФ приняты «Основы политики РФ в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этот документ предусматривает качественно новый этап развития ракетно-космической отрасли. Он обязывает нас реально перейти к осуществлению новых амбициозных - в хорошем понимании этого слова - планов в космической сфере. Ведутся проектные работы по новому российскому космодрому на Дальнем Востоке, продолжается сотрудничество с нашими зарубежными партнерами по ряду интересных совместных проектов. Готовится к принятию новая федеральная целевая программа, специально ориентированная на внедрение результатов космической деятельности в экономику страны. Так что у нас есть четкие планы и весомые предпосылки к их реализации.

В каких направлениях мы опережаем страны Запада? В каких направлениях наблюдается отставание?


Россия, безусловно, является мировым лидером в области пилотируемой космонавтики, нами накоплен уникальный опыт длительных – до полутора лет! – полетов человека в космос на орбитальных станциях, который представляется особенно ценным в связи с широко обсуждаемыми сегодня марсианскими планами. Соответственно, мы сохраняем лидерство и по ряду связанных с этим технологий и направлений, включая средства жизнеобеспечения, космическую биологию и медицину, комплексные технологии планирования и реализации длительных полетов.


Мы располагаем уникальными возможностями по экономически эффективной доставке в космос различных полезных нагрузок. Так что мы уверенно себя чувствуем в части средств выведения и ракетного двигателестроения.


Есть существенные достижения в ядерной космической энергетике, создании электроракетных двигателей. Практически уникальна наша программа в области космического материаловедения.


Отстаем мы, пожалуй, там, где зависим от современной электронной компонентной базы – прежде всего, в части создания современных космических аппаратов, других прикладных космических систем, а также в части обеспечения абонентской аппаратурой пользователей на Земле.


Кроме того, нужно понимать, что на протяжении двух десятилетий, когда мы в силу причин экономического характера были не в состоянии финансировать создание новых перспективных космических аппаратов и станций для межпланетных исследований и фундаментальных исследований с орбиты Земли, весь мир на месте не стоял, и, например, американские телескоп «Хаббл», марсоходы и межпланетные станции, летавшие к Юпитеру и Сатурну – это серьезное достижение, которое задает очень высокую планку в этой области. Тут нам еще есть над чем поработать и, вероятно, прежде всего – в рамках международных программ, обеспечивающих взаимовыгодное использование возможностей и достижений их участников.

Каковы основные направления, цели и задачи Федеральной космической программы?


Действующая Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы была утверждена в 2005 году, в последующем в нее вносился ряд изменений.


Как записано в Программе, ее основная цель – удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах.


Для достижения этой цели мы работаем по трем основным направлениям. Первое из них – расширение и повышение эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны. Второе направление - расширение международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнение международных обязательств Российской Федерации, в части разработки, применения и поставок ракетно-космической техники. Наконец, третье направление – укрепление и развитие космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.


Чтобы достичь поставленной цели, в рамках Федеральной космической программы мы решаем следующие задачи. Это развитие, восполнение и поддержание количественно-качественного состава орбитальной группировки космических аппаратов в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны, по таким направлениям, как связь, телевещание, ретрансляция, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, фундаментальные космические исследования, космические микрогравитационные исследования. Это создание, развертывание и эксплуатация элементов российского сегмента Международной космической станции для проведения фундаментальных и прикладных исследований, реализация долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов на российском сегменте станции. Необходимо также обеспечивать функционирование российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС – САРСАТ. Решение всех этих важных задач невозможно без создания перспективных средств выведения космических аппаратов, поддержания и развития объектов космодромов, технологического обеспечения разработки и производства изделий ракетно-космической техники с характеристиками мирового уровня.


Учитывая экономическую ситуацию в стране в тот период, когда мы планировали эту программу, она, конечно, не отличается амбициозностью и была направлена прежде всего на решение «земных», прикладных задач, связанных с созданием космических средств для удовлетворения потребностей государственных структур и отчасти – отечественной фундаментальной науки.


Однако в последние годы в мире сформировались новые перспективные позиции, прежде всего, связанные с изучением и освоением планет и тел Солнечной системы. О своих амбициях по исследованию и освоению Луны, а в более далекой перспективе и по осуществлению или участию в планируемых полетах на Марс уже помышляют ведущие страны и организации мира - США, Китай, Индия, Япония, Европейское космическое агентство. Сейчас Роскосмос при поддержке руководства страны работает над тем, чтобы российская космическая программа заняла достойное место в решении глобальных задач освоения космоса. Кроме того, все большее внимание уделяется проблемам использования результатов космической деятельности в национальной экономике. 

Анатолий Николаевич, какие пункты Федеральной космической программы уже выполнены на сегодняшний день?


Работая с 2006 года в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, мы обеспечили надежное функционирование и дальнейшее развитие орбитальных группировок космических аппаратов (КА) социально-экономического назначения.


В настоящее время группировка действующих спутников фиксированной спутниковой связи состоит из 13 космических аппаратов, насчитывающих в общей сложности 230 различных ретрансляторов. В этом году орбитальная группировка пополнена новым современным связным спутником «Экспресс-АМ33». Сегодня группировка связных КА обеспечивает высокое качество связи и предоставление современных мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видео-конференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет) пользователям в государственной сфере и массовым пользователям.


Успешно продолжается эксплуатация космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК». Его ввод в эксплуатацию положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки космической системы мониторинга Земли.


В целях наращивания отечественной группировки аппаратов дистанционного зондирования Земли и метеорологии выполнены основные объемы работ по изготовлению КА «Метеор-М», «Электро-Л» и «Канопус-В». Их запуск и ввод в эксплуатацию позволят предоставлять метеослужбам необходимые метеоданные, осуществлять оперативное выявление катастрофических явлений в природе и техногенных аварий, своевременно предупреждать о лесных пожарах.


В рамках программы фундаментальных космических исследований российские ученые продолжают работу с аппаратурой «Конус-А» (спектрометр гамма-всплесков) на борту американского КА «Винд», научным комплексом «Рим-Памела» (магнитный спектрометр электронов, протонов и античастиц) в составе КА «Ресурс-ДК», с аппаратурой для исследования атмосферы планет (приборов «ОМЕГА» и «СПИКА-М») на борту европейского аппарата «Марс-Экспресс», а также приборов «ПФС» и «СПИКА-В» на борту европейской станции «Венера-Экспресс».


Выполнен основной объем работ по изготовлению астрофизической обсерватории «Спектр-Р». Практически завершены работы над научно-исследовательским аппаратом «Коронас-Фотон», активно ведутся работы по созданию межпланетной станции «Фобос-Грунт».


В 2007 году осуществлен успешный полет автоматической лаборатории «Фотон-М». Совместно с европейскими партнерами на борту этого аппарата проведены эксперименты в области космического материаловедения и биологии.


По программе пилотируемых полетов осуществлялись регулярные полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс М» к Международной космической станции (МКС). В целом Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции и продолжает последовательно поддерживать предложение о продлении сроков ее эксплуатации на период после 2015 года.


Обеспечивается готовность наземной экспериментальной базы для отработки элементов ракеты-носителя «Ангара», включая проведение огневых испытаний двигателей для этого носителя, работы по созданию и отработке новых разгонных блоков и транспортных модулей, продолжаются летные испытания носителя «Союз-2». На космодроме Байконур осуществляется дальнейшая модернизация стартовых и технических комплексов РН типа «Протон», «Союз», «Зенит-М».


Так что, объем работ по программе выполнен значительный. Но, конечно, основная работа еще впереди.

Каковы объемы и источники финансирования Программы?


Финансирование Федеральной космической программы России осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, инвестируемых в космическую деятельность негосударственными заказчиками.


Постольку, поскольку экономическая ситуация в России с момента принятия программы в 2005 г. динамически менялась, а кроме того – появлялись новые задачи, объем финансирования Программы неоднократно корректировался. На момент ее утверждения Правительством Российской Федерации в октябре 2005 г. общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составлял 305 млрд. рублей, объем привлекаемых внебюджетных средств – 181,81 млрд. рублей.


В 2007 году и в сентябре 2008 г. прошел ряд корректировок этой программы. Сегодня общий объем бюджетных ассигнований на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупки серийной космической техники и поддержание объектов наземной космической инфраструктуры составляет 563,3 млрд. рублей, инвестиционные расходы – 121,5 млрд. рублей (с учетом цен соответствующих лет). Объем привлекаемых средств составляет 173,9 млрд. рублей.


Сегодня российская космонавтика вступает в новый этап своего развития. Руководством страны поставлены задачи по расширению космической деятельности, обеспечению независимого выхода России в космическое пространство. Эти задачи сформулированы в Указе Президента Российской Федерации «О космодроме «Восточный», подписанном в ноябре прошлого года, Системе взглядов на осуществление Россией независимой космической деятельности со своей территории во всём спектре решаемых задач на перспективу до 2040 года (одобрена оперативным совещанием Совета Безопасности Российской Федерации в апреле 2007 года) и в Основах политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.


В целях реализации «Основ политики...» Роскосмосом подготовлен проект уточнения ФКП-2015, предусматривающий решение в полном объеме как уже поставленных в Программе задач, так и новых задач, вытекающих из последних принятых руководством страны документов.

Анатолий Николаевич, не ограничивается ли сегодня участие России в развитии программы МКС только лишь «космическим извозом»?


Роль России в развитии программы МКС по-прежнему остается весьма весомой. С помощью космических кораблей «Союз ТМА» мы обеспечиваем доставку и возвращение международных экипажей, постоянную готовность к проведению их экстренного спасения в случае возникновения на станции чрезвычайной ситуации. Российские «Прогрессы М» снабжают станцию топливом и расходуемыми материалами, продуктами питания, при необходимости – обеспечивают удаление отходов и проведение коррекций орбиты. Ключевую роль в подготовке и осуществлении экспедиций на станцию играют российский наземный комплекс управления, Центр управления полетом, Центр подготовки космонавтов, Институт медико-биологических проблем.


В связи с планируемым с середины 2009 года увеличением численности экипажа станции до 6 человек, Россия вдвое увеличит программу изготовления транспортных пилотируемых кораблей семейства «Союз» и не менее, чем в полтора раза – кораблей типа «Прогресс», в том числе – по контракту с NASA. Надо сказать, что свой вклад в снабжение станции теперь будут вносить и европейские тяжелые «грузовики» типа ATV, однако следующий такой запуск запланирован только на середину 2010 года.


Мы, естественно, не намерены выполнять лишь роль «космического извозчика». У нас имеется и план дальнейшего развития российского сегмента станции. Программа экспериментов отобранных к исполнению на Российском сегменте МКС насчитывает 287 пунктов. В этих целях в 2009 году предусматривается введение в состав Российского сегмента МКС малого исследовательского модуля МИМ-2. В апреле 2010 года к модулю «Заря» планируется пристыковать новый российский элемент – малый исследовательский модуль МИМ-1, который, помимо всего прочего, оснащен еще одним стыковочным узлом для приема кораблей «Союз ТМА». Наконец, в 2011 году на орбиту отправится тяжелый многоцелевой лабораторный модуль. Это позволит увеличить объем выполняемых исследований и экспериментов по российской программе, в том числе – и на внешней поверхности станции. Повысится комфортность для работы и отдыха экипажа, улучшатся условия для космонавтов и астронавтов во время выходов в открытый космос.


В случае принятия партнерами по МКС решения о продолжении срока эксплуатации МКС после 2015 года, в состав Российского сегмента МКС будут введены дополнительные модули: узловой модуль в 2012 году, научно-энергетические модули НЭМ-1 и НЭМ-2 – в 2014 и 2015 году соответственно. Введение этих модулей повысит энергетические возможности российского сегмента и позволит значительно увеличить возможности выполнения отечественной программы научно-прикладных исследований и экспериментов.


Вопросы задавал Сергей ТУМАР