Ru En

Новости

Интервью А.Н.Перминова журналу «Оборона России»: «Космическая деятельность стала в России одной из основ конкурентоспособности и безопасности» (№1(4) январь 2009 г., часть 2)

20.01.2009 00:00

Анатолий Николаевич, на каком этапе находится выполнение программы ГЛОНАСС?


12 сентября 2008 года подписано постановление Правительства Российской Федерации №680 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система». В соответствии с этими изменениями предусматривается ускоренное развертывание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС до полного состава, доведение ее тактико-технических характеристик до необходимого уровня, а также обеспечение использования в общегосударственном и глобальном масштабах. При этом для обеспечения паритета Российской Федерации с ведущими зарубежными операторами глобальных навигационных спутниковых систем, в Программе предусматривается ряд мер, направленных на опережающее создание научно-технического и технологического задела в области спутниковой навигации.


С учетом достигнутых нами результатов и новых требований к системе ГЛОНАСС, мы планируем обеспечить полномасштабное использование национальной спутниковой навигационной системы на территории России в начале 2009 года, а в глобальном масштабе – в конце 2010 года. Для достижения поставленных целей выделено дополнительных финансовых средств из федерального бюджета в размере 63,2 млрд. рублей.


25 сентября 2008 года успешно произведен запуск трех навигационных аппаратов «Глонасс-М». А 25 декабря 2008 года космическая группировка ГЛОНАСС пополнилась еще тремя спутниками. Проводится также модернизация средств наземного комплекса управления системы ГЛОНАСС с целью повышения точностных и эксплуатационных характеристик, создаются новые образцы российской навигационной аппаратуры потребителей, реализуются плановые мероприятия по внедрению технологий спутниковой навигации на объектах транспортной инфраструктуры, разрабатываются необходимые регламенты, обеспечивающие широкомасштабное применение технологий спутниковой навигации в гражданском секторе экономики.

Страны Западной Европы, США, Китай активно готовятся к пило¬тируемым полетам на Луну и на Марс. Готовятся ли подобные программы в нашей стране?


Считаю необходимым уточнить следующее. Нужно понимать, что активно готовятся к пилотируемым полетам за пределы околоземной орбиты пока лишь Соединенные Штаты Америки, причем конкретная программа со сроками и финансированием у них есть только для возвращения на Луну – первая пилотируемая высадка в новом тысячелетии планируется сейчас не позднее 2020 года. Что касается Марса, то это пока в значительной степени стратегические планы и политические намерения, озвученные предыдущим руководством США. Мне кажется, что как смена администрации США, так и общее развитие мировой экономики, в том числе мировой кризис, сулит в этом плане определенную программную нестабильность. Страны Европы предварительно пришли к выводу о необходимости участия в программах освоения Луны и Марса, но в каком объеме и на какие именно проекты будут выделены деньги Европейскому космическому агентству в свете событий последнего времени и прогнозов на ближайшие годы – не очень ясно.


Что касается России, в уже упоминавшихся «Основах политики в области космической деятельности» предусматривается целый ряд перспективных работ, например, таких, как создание новой перспективной пилотируемой транспортной космической системы, которая планируется таким образом, чтобы обеспечивать доставку экипажей на лунную орбиту, средств для исследования и освоения Луны, Марса и других планет и объектов Вселенной, включая околоземный пилотируемый сборочно-экспериментальный комплекс. Однако, проводя активные научно-исследовательские работы и развивая перспективную транспортную систему и сопутствующие технологии, мы еще не приняли программных решений в части Луны или Марса. Многое будет зависеть от развития событий в наступившем году.

Будет ли возрождена программа многоразовых пилотируемых полетов?


Как вы знаете, в ноябре 2008 года мы отметили двадцатилетие со дня первого и единственного полета отечественного многоразового транспортного корабля «Буран». Программа «Энергия-Буран», которая, несомненно, явилась выдающимся научно-техническим достижением, тем не менее, была после этого закрыта в силу целого ряда политических и экономических обстоятельств, однако не в последнюю очередь – и из-за того, что возможностей ее полномасштабного использования по целевому назначению тогда не просматривалось.


В настоящее время разработана Концепция развития пилотируемой космонавтики на период до 2020 года. Этим документом предусматривается реализация пилотируемых космических программ по дальнейшему освоению околоземного космического пространства, полеты для исследований и освоения Луны и подготовке к пилотируемым экспедициям к Марсу с высадкой экспедиций на поверхность Марса. В связи с этими планами вопрос о целесообразности возрождения программы создания и эксплуатации полностью многоразовых пилотируемых космических систем пока не рассматривается. Хотя о частичной поэлементной многоразовости можно вести речь. Здесь, однако, требуется детальный всесторонний анализ, в том числе – использующий опыт реализации и итоговых результатов по эксплуатации американской системы «Спейс Шаттл», достаточно близкой по своим проект¬но-техническим характеристикам к отечественной системе «Энергия-Буран».


Мы знаем, что находящаяся в эксплуатации с 1981 года по настоящее время транспортная система «Спейс Шаттл» не принесла ожидаемых результатов как в части снижения стоимости доставки на орбиту полезных грузов по сравнению с одноразовыми носителями, так и в части ряда других технических характеристик, включая надежность и безопасность системы.


Помимо больших затрат на создание системы, стоимость подготовки и запуска кораблей «Шаттл» оказалась также весьма высокой, что не позволило получить ожидаемый экономический выигрыш и привело в конечном счете к необходимости аренды для выведения американских полезных нагрузок иностранных ракет-носителей, в том числе, кстати, и российского «Протона», а впоследствии – к необходимости ускоренной модернизации собственных одноразовых ракет-носителей.


По результатам многочисленных исследований, многоразовые транспортные космические системы становятся экономически более выгодными, чем одноразовые ракеты-носители, когда количество требуемых запусков в год достигает 20-25 пусков. К настоящему моменту для «Шаттла» эта величина составляет порядка 4-5 запусков в год – судите сами, может ли подобная система быть экономически эффективной.


Сегодня для использования в перспективных околоземных, лунных и марсианских пилотируемых программах ведущие космические агентства мира, в том числе, естественно, и Роскосмос, разрабатывают пилотируемые корабли следующего поколения. При этом учитывается высокая надежность и эффективность кораблей типа «Аполлон» и многочисленных модификаций российского «Союза». Соответствующие проработки и исследования, в том числе – на основе международной кооперации будут вестись на протяжении нескольких ближайших лет. Но должен еще раз подчеркнуть: мы не отрицаем необходимости рассмотрения многоразовых космических транспортных средств в средне- и долгосрочной перспективе. С учетом этого, в частности, ведутся проектные работы по новому российскому космодрому «Восточный».

Не могли бы Вы подробнее остановиться на создании ракет-носителей нового поколения?


Рост потребностей общества в использовании космических средств и результатов космической деятельности обуславливает увеличение интенсивности космических запусков. По предварительной оценке наших специалистов, потребности в запусках космических аппаратов для решения отмеченных ранее задач возрастают с 25 в 2006 году до более, чем 60 в 2040 году. Для удовлетворения этих потребностей до 2015 года необходимо завершить ряд важных мероприятий по развитию отечественной системы средств выведения. К ним, в частности, относится своевременный ввод в эксплуатацию ракет-носителей «Союз-2», «Ангара-А5», разгонных блоков на основе высокоэффективных двигательных установок и создание нового носителя среднего класса повышенной грузоподъемности (СКПГ). В период 2015-2018 годов необходимо завершить летную отработку и начать эксплуатацию ракеты-носителя СКПГ для запусков пилотируемого космического корабля нового поколения. Следующий этап – обоснование концепции принципиально новой многоразовой ракетно-космической системы (МРКС) с грузоподъёмностью 35 тонн.


Для реализации в долгосрочной перспективе проектов пилотируемых экспедиций к Марсу предусматривается выработка требований и формирование технического облика ракеты-носителя сверхтяжелого класса.

Каковы перспективы относительно создания нового космодрома «Восточный», и когда можно ожидать начала его эксплуатации?


Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. перед нами поставлена задача создания в восточной части России нового космодрома «Восточный» в целях формирования условий для осуществления космической деятельности страны со своей территории. Космодром предназначен для подготовки и запуска космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, а также грузовых и пилотируемых транспортных кораблей, обеспечивающих выполнение программ пилотируемых космических полетов, в том числе международных, включая в перспективе полеты для изучения и освоения небесных тел.


Создание нового космодрома позволит рационально использовать возможности космодромов Плесецк и Байконур путем перераспределения между ними задач по запускам космических аппаратов различного целевого назначения.


Мы планируем свою работу по созданию космодрома «Восточный» осуществлять в три этапа.


На 1-м этапе (до 2010 года) - проведение необходимых науч¬но-исследовательских, изыскательских и проектных работ по определению инфраструктуры космодрома и проектированию его элементов.


На 2-м этапе производится строительство первой очереди космодрома, обеспечивающей в 2015 году первый пуск ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности с автоматическим космическим аппаратом.


На третьем этапе предполагается завершить строительство объектов второй очереди нового космодрома для обеспечения готовности к пуску пилотируемого корабля нового поколения в 2018 году.

Анатолий Николаевич, не влияет ли похолодание отношений России с западноевропейскими странами и США на уровень нашего сотрудничества с этими странами в космической области?


- Говоря о международном сотрудничестве в космосе, должен отметить, что мы отдаем приоритет сохранению и развитию конструктивного взаимодействия с космическими агентствами стратегических партнеров России в космосе – США, стран Евросоюза, Китая, Бразилии, Индии. При этом мы активно взаимодействуем, пусть и в меньших масштабах, и с другими странами, развивающими космическую деятельность.


Достижения России в пилотируемых программах, средствах выведения, современных автоматических космических комплексах, системах управления и двигателестроении широко используются при реализации таких проектов, как Международная космическая станция, «Морской старт», «Наземный старт» и других.


Продолжаются работы по проекту «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ). Полностью оформлены договорно-правовые отношения, успешно реализуются монтажно-строительные работы. Первый пуск «Союза-СТ» запланировано произвести в будущем году.


У нас есть общее понимание с Европейским космическим агентством и космическим агентством Японии относительно необходимости продления сроков эксплуатации МКС. Активно развиваются совместные работы с ЕКА в части технологического сотрудничества.


Так что в части космической деятельности на международной арене мы чувствуем себя вполне уверенно.


Беседу вел Сергей ТУМАР

Новости