Новости

10.03.2009 12:35

ТПК «Союз ТМА-14»: дублирующий экипаж - Уилльямс Джеффри (бортинженер)

ДЖЕФФРИ УИЛЛЬЯМС


бортинженер корабля «Союз ТМА», командир МКС, астронавт НАСА (США), 396 космонавт мира


ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 18 января 1958 года в городе Сьюпериор, штат Висконсин (США).

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.

 

Жена – Энн-Мари Мур (девичья фамилия) из Ньюбурга, штат Нью-Йорк. В семье двое сыновей.


Его родители, Ллойд и Юнис Уилльямс, проживают в г.Винтер, штат Висконсин.
   
ОБРАЗОВАНИЕ: в 1976 году окончил среднюю школу г.Винтер;


в 1980 году – получил степень бакалавра в области прикладных наук и машиностроения в Военной академии США;


в 1987 году – получил степень магистра в области аэрокосмического машиностроения и степень авиационного инженера в Военно-морской школе;


в 1996 году – получил степень магистра в области национальной безопасности и стратегических исследований в Военно-морском колледже США


ОРГАНИЗАЦИИ: член Ассоциации ВС США, Общества летчиков-испытателей, Американского общества вертолетчиков, Американской ассоциации военных летчиков, Ассоциации выпускников Военной академии США, Общества Ордена Дедалиана, Общества христианских офицеров, Ассоциации участников космических полётов.
   
ПОЧЕТНЫЕ НАГРАДЫ: почетный выпускник школы летчиков-испытателей ВМФ, класс 103, в 1988 году получил награду адмирала Уилльяма Моффета в Военно-морской школе, в 1985 году получил стипендию для исследований в области аэронавтики от Общества Дедалиана. Получил две мeдали "За отличие в службе", медаль "За отличие", медали НАСА «За космический полёт» и «За исключительные заслуги», награда НАСА «За отличие», медаль армии США «За заслуги» и другие медали за службу. Имеет значки авиатора-аса и парашютиста.
   
ОПЫТ РАБОТЫ: во время учёбы в Академии, выступал за команду по парашютному спорту и получил звания мастера парашютного спорта и инструктора. После окончания в мае 1980 года Академии армии США в звании младшего лейтенанта он служил лётчиком армии США с сентября 1981 года, затем 3 года-в Третьем авиационном батальоне дислоцированным в Германии. После возвращения в США Уилльямс прошел курс аэрокосмического машиностроения и был назначен на работу в Космический центр им.Джонсона (КЦД), где проработал более 4 лет. В 1992 году был отобран в Школу летчиков-испытателей ВМФ и после ее окончания, в июне 1993 года, служил летчиком-испытателем и начальником отдела летных испытаний на базе Эдвардс в Калифорнии. В 1995 году был отобран для обучения в Военно-морском колледже США по программе обмена между армией и флотом. В июне 2007 года ушел в отставку.


У Уилльямса около 2500 часов налёта более чем на 50 типах самолётов.


ОПЫТ РАБОТЫ В НАСА: Уилльямс был отобран для работы в КЦД в 1987 году. До перевода в 1992 году работал инженером отдела операций по запуску и посадке «Шаттла», пилотом в Лаборатории интеграции бортовой радиоэлектроники «Шаттла» и начальником Офиса разработки операций в Директорате полетных операций экипажа. Отобранный НАСА в мае 1996 года, он вернулся в КЦД в августе 1996 года. После завершения 2-х годичного курса подготовки он выполнял технические задания в Отделе систем «Шаттла» и затем в Отделе полетных операций (в Космическом центре им.Маршалла). В мае 2000 года Уилльямс выполнил космический полет в составе экипажа СТС-101 в качестве полётного инженера и руководителя программы ВКД. После этого полета работал в Отделе ВКД Офиса астронавтов НАСА, затем в комиссии по кабине КК «Шаттл», а затем короткое время в Штаб-квартире НАСА по юридическим вопросам. В июле 2002 года Уилльямс был командиром 9-суточной подводной экспедиции по изучению коралловых рифов в Национальном заповеднике океанологии и климатологии вблизи побережья Флориды. В ноябре 2002 года он начал подготовку к длительной экспедиции на МКС, регулярно переезжая из КЦД в Звёздный городок и обратно. Уилльямс был дублером командира экипажа МКС 12 (который стартовал в сентябре 2005 года). В 2006 году Уилльямс работал на борту МКС в качестве борт-инженера экспедиции МКС 13. Уилльямс провёл в космосе более 193 суток, включая 109 часов ВКД.

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ: СТС-101 «Атлантис» (19-29 мая 2000 года) был третьим полетом «Шаттлов» к Международной космической станции (МКС). В задачи полета входил перенос и установка более 2 тонн оборудования, а также выход в открытый космос, который стал первым для Уилльямса (длительностью около 7 часов). Полет длился 236 часов 9 минут, и за это время корабль пролетел путь около 10 млн. км за 155 витков.


Джефф Уилльямс выполнял функции бортинженера (БИ) и космонавта-исследователя в составе экипажа МКС 13 на борту МКС. Экипаж МКС 13 стартовал на борту российского корабля «Союз ТМА-8» с космодрома Байконур 30 марта 2006 года и состыковался с МКС 2 апреля 2006 года. В течение шести месяцев полёта на МКС помимо штатных работ и научной деятельности Уилльямс выполнил два успешных выхода в открытый космос (ВКД) общей длительностью 12 часов 25 минут в российском и американском скафандрах, а также приветствовал на борту два экипажа «Шаттла». Во время полета МКС 13 возобновилась работа по сборке станции, а также работа экипажа из 3-х человек. Экипаж МКС 13 завершил полёт 28 сентября 2006 года, осуществив мягкую посадку в Казахстане.

УВЛЕЧЕНИЯ: бег, рыбалка, кэмпинг, лыжи, подводное плавание и работа по дереву.