РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

11.04.2009 10:04

Интервью Руководителя Федерального космического агентства А.Н.Перминова телеканалу "Вести"

Финансовый кризис коснулся и космической отрасли, но, несмотря на это, все задачи, поставленные на 2009 год, буду выполнены. Об этом в интервью "Вестям" сообщил глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

- Анатолий Николаевич, здравствуйте.

- Добрый день.

- Итак, на МКС обновление экипажа. В мае новый запуск пилотируемого корабля. Можно ли сказать, что пресловутый кризис не коснулся или практически не коснулся космической отрасли? И как бы вы обрисовали перспективы нашей пилотируемой космонавтики?

- Ну, если в двух словах, тогда, действительно, кризис, конечно, всех коснулся. И нас, в том числе. Но в 2009 году, я думаю, мы выполним в полном объеме те задачи, которые стоят в области пилотируемой космонавтики. И, ориентировочно, где-то 27 мая планируем старт следующего пилотируемого корабля. На этом корабле сейчас прошла корректировка. Полетит, конечно, россиянин, бельгиец от Европейского космического агентства и канадец. Они начнут работы, и особенностью является то, что уже назад через десять дней никто возвращаться не будет. Этот корабль останется там для подстраховки. Так как в сентябре, возможно, будет уже шесть человек - постоянный экипаж, как мы и планировали.

- А третий участник следующей экспедиции - это космический турист или профессиональный космонавт?

- Планировалась экспедиция посещения, в просторечии это космический турист, казахстанский космонавт. По просьбе казахстанской стороны. Но, к сожалению, пришло официальное письменное подтверждение за подписью руководителя Космического агентства Казахстана, где говорится о том, что в виду финансовых трудностей они снимают этот полет. И мы сейчас решаем вместе со своими коллегами, кто полетит в сентябре. Или это будут два россиянина, или это будет, возможно, японский представитель. Но факт тот, что с этого года будут с разных стран участники, те, кто занимается Международной космической станцией. Это и канадцы, и европейцы, и японцы, и русские, и американцы. Потому что работают лабораторные модули и японские, и американские. Вот такая вот перспектива на этот год. А что дальше будет… У нас, конечно, полностью спрогнозирована пилотируемая программа, аж до 2040 года. Ну, вы знаете, все меняется.

- В составе следующей экспедиции два иностранца из трех участников. Наверно, это уже служит сигналом того, что международное сотрудничество развивается успешно?

- Да, международное сотрудничество на Международной космической станции развивается успешно. В конце года мы тоже запускаем малый исследовательский модуль. То есть, и у нас потребуется увеличение работ, особенно по превращению МКС в околоземную лабораторию. А что касается основных направлений, то, конечно, у нас этот год очень напряженный. Мы должны закончить строительство ракетно-космического старта в Южной Америке на Куру. И в декабре запланирован первый запуск ракеты-носителя "Союз-2" с французского космодрома. Это одна из важнейших задач. Дальше, в этом же году, мы должны закончить строительство, оказать помощь в создании ракеты-носителя космического назначения Южной Корее на космодроме "Наро". И так далее. У нас на сегодняшний день подписано 60 соглашений и 38 странами. И каждое соглашение нужно выполнять в той или иной степени, особенно по запуску космических аппаратов. Максимальное количество. Так уж получилось, что на этот год у нас запланировано максимальное количество запусков космических аппаратов и по своей тематике, и по коммерческим договорам. Поэтому достаточно сложная обстановка с выполнением международных обязательств. Но она выполняема.

- А как дела с системой ГЛОНАСС, когда космическую группировку ГЛОНАСС можно будет считать полной?

- На сегодняшний день 20 космических аппаратов на орбите, они успешно работают. Один выведен на техническое обслуживание. Для покрытия нашей страны требуется всего 18. То есть, вся территория Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза покрывается со стопроцентной вероятностью. 95 процентов покрывается территория всего земного шара. К концу 2010 года планируются запуски еще шести космических аппаратов. Таким образом, с учетом эксплуатации, сроков эксплуатации космических аппаратов, мы обязаны иметь 24 космических аппарата к концу 10-го года, и покрытие 100 процентов всего земного шара. То есть, в отношении орбитальной группировки вопросов нет. И эти работы, мы благодарим и правительство и президента, они спланированы, и у нас четко откорректирована программа, и финансирование с них не сняли.

- Анатолий Николаевич, следующий вопрос. Недавно завершился конкурс на космическую систему будущего. И вот уже известно, что ракеты-носители будут делать в Самарском центре "Прогресс", а корабль в РКК "Энергия". Что это за новый космический корабль, когда он появится?

- Конкурс выиграла ракетно-космическая корпорация "Энергия". В общем-то, это, конечно, предполагалось. Потому что она основная корпорация, которая занимается пилотируемыми кораблями. Сроки же такие, что в 2015 году мы должны сделать первый запуск нового грузовика и начинать отработку пилотируемых кораблей. А в 2018-м, через три года, эта система должна заработать уже в пилотируемом варианте. Корабль взял все лучшее из тех кораблей, которые проектировались. У нас был проект "Клипер" с крылышками. Но сейчас взят за основу ракетно-космической корпорацией корабль конического типа. Хотя элементы, которые уже нарабатывались и для "Клипера", по системе управления, по другим вещам, туда вошли. Я не могу рассказать про весь корабль, потому что, во-первых, обидится генеральный конструктор... Самое главное, что будет возможность полета на Международную космическую станцию. На будущую определенную станцию, которая у нас есть, сборочная, экспедиционная, так называемый комплекс. Это есть у нас такое в программе, после МКС. Полеты на Луну. Вот такой будет корабль и для многоразового использования. Но, единственное, не будет крылышек. Это точно.

- Вы говорите, что пока будет пауза в космическом туризме. Вот сейчас американцы продолжают ведь предлагать всем желающим поучаствовать в так называемых суборбитальных полетах. Тоже своего рода космический туризм. А в России будет создаваться корабль для непрофессиональных космонавтов?

- На государственных программах нет. У нас нет ни в одной федеральной космической программе таких вещей. Что же касается проработки этого вопроса в России, то да. Одна из фирм прорабатывала этот вопрос, и она занимается этим вопросом на сегодняшний день. Насколько мне известно, очень большая затратность у этих проектов. И 200-300 тысяч долларов, которые готовы заплатить за билет на этот полет, не окупаются, если применять туда ту систему, которая разрабатывается у нас с использованием ракеты-носителя.

- А если сделать эти билеты дороже?

- А если дороже сделать, она становится невыгодной. Нет желающих за один миллион долларов и больше на несколько минут побывать в космосе. Это совсем не то. Причем, сложность полета, это уже мое мнение лично, и безопасность гораздо ниже в суборбитальных полетах, нежели сейчас в таких серьезных и сложных перелетах на Международную космическую станцию, где все отработано и где безопасность стоит на первом месте. Поэтому я за то, чтобы занимались этим вопросом, но занимались не в масштабах государственных программ, а в коммерческих программах. Я с удовольствием буду поддерживать эти программы, если кто-то из корпорации нашей отрасли этим займется.

- Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о строительстве нового космодрома на территории России. Его название "Восточный". Как там дела обстоят?

- Все идет по плану. Нас недавно заслушивал лично председатель правительства по этому вопросу. До 2011 года планируется проведение проектно-изыскательных работ. Выделены необходимые средства на эти вещи. И на сегодняшний день мы ежемесячно проводим совещания по этому вопросу с научно-исследовательскими организациями, кто этим занимается. Со "Спецстроем", который будет строить, мы предполагаем, этот космодром, и с другими организациями, кто хочет заниматься строительством, мы проводим вот такие совещания. Я думаю, что мы выполним в четко установленные сроки, подготовим всю документацию. Решение же о начале строительства должно принять правительство после того, как мы доложим, что все проектно-изыскательские работы проведены. Стоимость такая-то, сроки такие-то.

- Дай Бог этим планам сбыться. Я просто еще раз хотел бы вернуться к кризису, его влиянию на нашу жизнь. Вот вы сказали, что Казахстан не отправляет своего представителя, ссылаясь на финансовые трудности. Ваш прогноз, как кризис еще может сказаться в космической отрасли? Как отразиться на ее развитии?

- Вы понимаете, в 2008 году он на нас не сильно отразился. Мы достаточно успешно закончили год по всем направлениям нашей ракетно-космической отрасли. Что касается 2009-го, то, конечно, он начал сказываться. На ряде предприятий возникли определенные сложности. Но принятые антикризисные меры правительством за последние три месяца сумели точечно поддержать, в том числе, и ракетно-космическую промышленность. Буквально на нескольких отдельных предприятиях, которые являются высокотехнологичными, стоят во главе кооперации, насчитывают большие коллективы, 3-40 тысяч людей, большие активы. И поэтому, я считаю, что те меры, которые приняло правительство и мы вместе с ним, ежедневный мониторинг финансово-экономического состояния, экономики предприятий, который мы производим, дают нам возможность как бы в режиме реального времени оказывать обратную связь, как в любой финансовой, экономической, технической схеме. Все примерно одинаково. Если эта обратная связь работает, это дает определенный эффект. Каким-то благодушеством я не занимаюсь. И знаю состояние дел в нашей отрасли. Но если этот процесс будет таким образом координироваться правительством, особенно Министерством финансов, как сейчас работает комиссия Селуянова, вовремя принимаются решения и вовремя они помогают в части касающейся, но и сами должны работать, то я думаю, что мы этот год достаточно сложно, но закончим с плюсом, с хорошими характеристиками. Что касается 10-го года, то мне сейчас трудно судить, что будет через полгода. Но по определенным ниточкам начинаешь понимать, что есть возможность улучшить год, состояние дел уже где-то в начале 2010 года.

- Анатолий Николаевич, спасибо. И позвольте вас поздравить с наступающим Днем космонавтики! Возможно, и у вас есть какие-то слова, которые вы хотели адресовать коллегам.

- Самые добрые слова. У нас говорят, что это праздник ракетно-космической отрасли. Праздник для космонавтов. Нет. Это праздник для всей нашей страны. Потому что у нас зарождался космос, у нас пилотируемая космонавтика, у нас был первый космонавт. И люди гордятся этим по-прежнему. Население нашей страны любит космонавтику. Я благодарю всех за эту поддержку. И поздравляю всех ученых, работников ракетно-космической отрасли и желаю им здоровья, благополучно преодолеть эти кризисные явления. И, самое главное, выйти с хорошими показателями в этом году! Спасибо.

- Спасибо, Анатолий Николаевич.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=273453&cid=5

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".