Новости

19.07.2009 00:16

Последний шанс (телестудия Роскосмоса- «Вести»)

   Экипаж космического корабля «Союз ТМА-16», которому предстоит осенью отправиться на орбиту, готовится к полету. Тренируются не только космонавты, но и те, кто при возникновении нештатной ситуации может дать экипажу шанс на спасение.
   
Свою работу они скромно называют штатной. Два часа без перерыва: руки на пульте, глаза в напряжении, четыре красные кнопки, четыре камеры наблюдения. Это все должно занимать доли секунды. Нигде это не прописано, но это жизнь людей.
   Они тренируются постоянно. Будущий экипаж еще только готовится к полету, а те, кто при необходимости отведет беду – уже готовы. Здесь в двух закрытых комнатах за два часа до старта заступают на дежурство отстреливающие САС – Систему Аварийного Спасения космонавтов. Проводится проверка при передаче пароля-команды авария при подготовке к пуску.
До пуска 120 минут. По легенде учений, сейчас космонавты в космическом корабле. Ракета заправлена. Готовность к старту номер один. В это время экипаж, словно на пороховой бочке под ними – 300 тонн топлива. Малейшая неисправность и спасти космонавтов могут только три человека: стреляющий у перископа и дежурные на кнопках пуска САС.
   Александр Зюзин, начальник группы САС: «Сначала не бывает этого мандража, но ближе к пуску, за полчаса, 15 минут. Во-первых, усталость накапливается – 2 часа в одном положении: ему запрещается вставать, читать, курить. Он находится в одном состоянии».
   Российская многоступенчатая аварийная система готова спасти космонавтов в любой момент полета. На американских челноках такой системы нет. При аварии шаттл должен приземлиться на запасном аэродроме. Но если на старте взрываются топливные баки - трагедии не избежать. Так случилось с «Челленджером» в 1986 году в небе над Флоридой.
У «Союзов» самая надежная система спасения. Единственная во всем мире на самом опасном участке: от старта до 113 секунды полета.
Александр Зюзин, начальник группы САС: «Команда на спасении будет выдана лишь в том случае, если два оператора нажали одновременно».
   С момента возникновения опасности до нажатия кнопки – не больше секунды. Система включает двигатели и САС буквально выдергивает капсулу с экипажем из горящей ракеты.
Андрей Комаров, заместитель начальника Комплекса эксплуатации телесвязи ФГУП ЦЭНКИКОМ: «Самый важный момент – это время проведения работ на старте и сам пуск. Вот для этого, для этих 113 секунд пока ракета находится в полете – вся эта подготовка».
   Настоящую проверку САС прошла осенью 83-го. В узкий глаз перископа стреляющий Алексей Шумилин заметил короткую вспышку. Казалось, готовая к пуску ракета с космонавтами на борту обречена на гибель. Команда на отстрел САС – две секунды. Тогда, будто кто-то вырвал корабль с Титовым и Стрекаловым из бушующего пламени.
Владимир Титов, летчик космонавт, Герой Советского Союза: «Как маленького щенка, который упал в речку, и вдруг его хватает сильная рука и оттуда вырывает, вот то же самое и произошло с нами. Нас схватила эта рука, вытащила из этого пекла».
Систему аварийного спасения переделывали дважды. После 1966 года, когда автоматический отстрел САС спровоцировал пожар ракеты. Тогда конструкторы назвали это настоящим испытанием системы – космический корабль был спасен. И после аварии 83-го.
   Напряжение на пределе. Самый сложный этап работы: стыковка САС с ракетой. Без резких движений, переговоры только шепотом. Еще бы – 4 тонны пороха.
Ее хорошо видно на головном обтекателе ракеты. Двигательная установка системы аварийного спасения – яркое отличие пилотируемого корабля. Если носитель наклонится больше 7-ми градусов, если вдруг загорится или в космическом корабле нарушится герметичность, оператор нажмет спасительную кнопку.
Как у настоящих космонавтов, у расчета САС тоже есть дублеры, готовые заменить основной состав. Команда к действию, как правило, слово - название города или реки – русские имена приятнее на слух и роднее.
Пароль-команда в динамике. Это только тренировка. Никто не желает услышать ни названий рек, ни городов на реальном пуске. Пусть все будет штатно.
   Андрей Комаров, заместитель начальника Комплекса эксплуатации телесвязи ФГУП ЦЭНКИКОМ: «Пусть мы будем сидеть на каждом пуске и не будем нажимать на эти кнопки – это самая главная задача».
   
Видео: http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2009/vesti18_07_9_2.php

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".