Новости

27.07.2009 16:01

ГЛОНАСС – яркий пример реальной конверсии

   
Сегодня в Москве проходит III Международная научно-практическая конференция «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта». В ней приняли участие заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимир Юрьевич Саламатов, заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Евгеньевич Шилов, директор Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации Александр Сергеевич Мишарин, руководство ОАО «Российские железные дороги», руководители российских предприятий и научных организаций, а также представители более 20 зарубежных компаний.
   Приветствие участникам конференции прислал заместитель председателя Правительства РФ Сергей Борисович Иванов.
«Ваша конференция, - говорится в приветствии, - призвана способствовать обмену опытом и координации усилий транспортных, научных, коммуникационных компаний, обеспечению транспортного развития инновационного комплекса.
Начало внедрения в хозяйственную деятельность инновационных и управляющих систем на основе спутниковых технологий говорит о качественном прорыве в создании интеллектуальных объектов в инфраструктуре и переходе на новый уровень безопасности движения, соответствующий мировым стандартам.
Правительство Российской Федерации делает особый акцент на высокотехнологичном развитии экономики страны. И в этой связи роль спутниковых технологий будет только возрастать, а их распространению и развитию будет способствовать опыт, накапливаемый предприятиями и научным обществом», - отмечено в приветствии С.И. Иванова.
С докладом на конференции выступил заместитель Федерального космического агентства А.Е. Шилов.
   В частности, он отметил сильное конкурентное преимущество России в области глобальной навигации. За последние 40 лет, по словам А.Е. Шилова, системы глобальной навигации были созданы и эксплуатируются только двумя странами – Россией и США. Это такое же преимущество, как наши обширные территории, наши богатые полезными ископаемыми недра и наше стратегическое оружие. Преимущество наших спутниковых технологий состоит в том, что они основаны, как на системе ГЛОНАСС, так и на системе GPS.
В рамках проведения международной конференции проходит выставка продукции российских предприятий, представивших свои достижения в области космической навигации и связи.
   В заключение работы конференции будет принято решение, в котором, как планируется, основное внимание будет уделено прорывным направлениям использования спутниковых данных системы ГЛОНАСС в информационно-управляющих системах на железнодорожном транспорте.
   

Из тезисов выступления заместителя руководителя Роскосмоса Анатолия Евгеньевича Шилова на III Международной научно-практической конференции «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта» на тему: «О государственной политике в области развития и использования системы ГЛОНАСС»
«Проведение сегодняшней конференции, имеющей практическую направленность, является убедительным подтверждением тезиса Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о том, что одним из направлений технологического прорыва России являются космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, системой ГЛОНАСС и развитием наземной инфраструктуры.
   И мы признательны за предоставленную возможность обсуждения вопросов использования космических технологий применительно к сфере железнодорожного транспорта.
   ---------------------------------------------------------------------------------------
Справочно
Направления технологического прорыва России (из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики 18 июня с.г.)
1. Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива.
2. Ядерные технологии.
3. Космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, конечно, и ГЛОНАСС, и программа развития наземной инфраструктуры.
4. Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства.
5. Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
   ---------------------------------------------------------------------------------------
Благодаря проведению целенаправленной государственной политики наиболее динамичное и последовательное развитие в области космических технологий в настоящее время получают технологии, связанные с использованием системы ГЛОНАСС.
---------------------------------------------------------------------------------------
Справочно
В декабре 1976 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развертывании единой космической навигационной системы». Первый спутник единой космической навигационной системы был запущен 12 октября 1982 года, а развертывание полной штатной орбитальной группировки системы из 24 спутников было завершено 24 декабря 1995 года, практически одновременно с американской системой GPS. Однако после этого, в силу известных политических и экономических причин 90-х годов, поддержание системы ГЛОНАСС практически не проводилось. Орбитальная группировка в силу естественного сокращения состава за счет космических аппаратов, выработавших свой ресурс, достигла своего минимума к 2001 году, когда в составе орбитальной группировки осталось только 6 работоспособных спутников. В конце 90-х под вопросом стояло само дальнейшее существование системы ГЛОНАСС.
   ---------------------------------------------------------------------------------------
Глобальная навигационная система ГЛОНАСС представляет собой, пожалуй, наиболее яркий пример реальной конверсии, когда продукт военно-промышленного комплекса находит самое широкое применение в гражданской сфере. Известно, что глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС изначально создавалась в интересах обороны и безопасности страны и как система военного назначения была принята на вооружение. Однако, уже в начале 90-х годов стало ясно, что спутниковые навигационные системы находят самое широкое гражданское применение.
   На разных этапах развития системы ГЛОНАСС руководством страны принимаются решения и издаются нормативные правовые акты об её использовании и для обслуживания гражданских потребителей.
   ---------------------------------------------------------------------------------------
Справочно
От имени Правительства Российской Федерации в 1995 году было сделано заявление о предоставлении системы ГЛОНАСС для открытого гражданского использования и были взяты обязательства по предоставлению гражданских сигналов ГЛОНАСС всем потребителям на безвозмездной основе. В 1999 году издан Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации о придании системе ГЛОНАСС статуса системы двойного назначения, система была предоставлена в качестве основы для создания международной глобальной навигационной спутниковой системы. Одним из таких документов является Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации».
   ---------------------------------------------------------------------------------------
По такому же пути шло создание американской системы GPS.
   Более чем 30-летний опыт развития спутниковых навигационных систем показывает, что эти системы становятся реально глобальным средством мировой инфраструктуры. И масштабное применение технологий спутниковой навигации в базовых отраслях экономики страны вызывает определенный риск зависимости экономики от работоспособности отдельной спутниковой навигационной системы.
Эти реалии осознаются многими странами, которые не обладают и не могут обладать собственной спутниковой навигационной системой, и которые активно стараются использовать в своей экономике именно комбинированные приемники ГЛОНАСС/GPS. В соответствии с принятым в феврале 2009 года Федеральным законом «О навигационной деятельности» в нашей стране применение системы ГЛОНАСС, особенно в стратегических отраслях, таких как транспорт, энергетика, связь, транспортировка нефти и в ряде других, должно стать обязательным условием.
---------------------------------------------------------------------------------------
Справочно .
   Предусматривается, что с 1 января 2010 года средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российской навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС, в обязательном порядке должны оснащаться транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, оборудование, используемое при проведении геодезических и кадастровых работ, средства, обеспечивающие синхронизацию времени.
---------------------------------------------------------------------------------------
Таким образом, система ГЛОНАСС является стратегическим средством и относится к особо важной государственной инфраструктуре, которая обеспечивает как национальную безопасность, так и экономическое развитие.
    Это обстоятельство предопределило необходимость формирования основ государственной политики в области развития и использования системы ГЛОНАСС и закрепления их в нормативных правовых документах.
   ---------------------------------------------------------------------------------------
Справочно
Основы государственной политики в области развития и использования системы ГЛОНАСС:
система ГЛОНАСС является важной частью государственной инфраструктуры, обеспечивающей национальную безопасность и экономическое развитие страны;
развитие и поддержание средств навигационного и координатно-временного обеспечения является функцией и ответственностью государства;
базовые гражданские навигационные услуги предоставляются всем потребителям на безвозмездной основе. Открыт свободный доступ к информации для разработки и применения навигационной аппаратуры потребителей гражданского назначения;
применение отечественных навигационных средств является обязательным для государственных структур и основных отраслей экономики;
расширение международного сотрудничества в области навигации с целью обеспечения совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с другими глобальными и региональными навигационными системами.
---------------------------------------------------------------------------------------
В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации была принята долгосрочная федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на период 2002 – 2011 годы, которая в 2008 году была уточнена (постановление Правительства Российской Федерации
от 12.09.2008 г. № 680) с целью ускоренного восстановления системы ГЛОНАСС и ее широкого внедрения, в том числе в гражданской сфере.
В настоящее время в условиях мирового финансового кризиса продолжение программы модернизации отечественной навигационной системы ГЛОНАСС требует не только серьезных материальных ресурсов, но и политической воли. Руководством страны принято решение, что финансирование федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» будет осуществляется в заявленных объемах.
   Одними из основных задач федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" на этапе её реализации в
2009-2011 годах являются:
поддержание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС на уровне, обеспечивающем ее применение в государственном и глобальном масштабах;
создание космических аппаратов нового поколения с улучшенными характеристиками;
создание средств и условий, обеспечивающих массовое применение технологий спутниковой навигации на базе системы ГЛОНАСС в социально-экономической сфере Российской Федерации;
создание в необходимых объемах конкурентоспособной навигационной аппаратуры потребителей.
   В настоящее время в составе орбитальной группировки находится 20 космических аппаратов, из числа которых 18 КА используются по целевому назначению и их навигационные сигналы используются для навигационных определений. Два КА выведены на техническое обслуживание. При этом орбитальная группировка обеспечивает 100% покрытие навигационным сигналом всей территории Российской Федерации и 94% всей территории Земли.
   В текущем году планируется осуществить два пуска ракет-носителей «Протон-М», что позволит увеличить орбитальную группировку на 6 космических аппаратов «Глонасс-М». В результате в 2010 году непрерывная навигация будет обеспечена в глобальном масштабе.
Со следующего года также планируется приступить к летным испытаниям космического аппарата нового поколения с повышенными тактико-техническими характеристиками «Глонасс-К», который будет иметь больший срок активного существования и новые гражданские сигналы, обеспечивающие взаимодополняемость с зарубежными аналогами. При этом точность навигационных определений по системе ГЛОНАСС будет доведена в 2010 году до 5,5 метров, а в 2011году – до 2,8 метров.
Сегодня наиболее актуальным вопросом является формирование широкой линейки навигационной аппаратуры потребителей, которая по своим техническим и ценовым характеристикам позволяла бы конкурировать с навигационными приемниками системы GPS.
   В России в рамках ФЦП ГЛОНАСС разрабатываются конкурентоспособные системы, в том числе и на основе технологии «система на кристалле», которые можно будет встраивать и в наладонники, и в сотовые телефоны.
   Радует, что в этом бизнесе много увлеченных людей. Прошедшие недавно Международный форум по спутниковой навигации и выставка НАВИТЕХ-ЭКСПО продемонстрировали тенденцию активного выхода на отечественный рынок фирм-производителей навигаторов, которые способны предложить различные навигационные приборы. Аппаратура для определенного сегмента потребителей уже запущена в массовое производство. Проблема в том, что нам нужны не десятки тысяч навигаторов в год, а сотни тысяч. С другой стороны, рынок нужно уметь просчитывать, своевременно ориентируясь на покупательскую способность, и производить столько, сколько потребуется.
Следует признать, что при выполнении ФЦП ГЛОНАСС не всегда все идет гладко и как запланировано. Но, признавая это, необходимо принять во внимание, что значительная часть текущих проблем реализации ФЦП ГЛОНАСС обусловлена её технической сложностью и инновационностью, а также тем обстоятельством, что внедрение навигационных продуктов и услуг в повседневную социально-экономическую и управленческую практику носит комплексный, межведомственный характер.
В силу неизбежности совместного использования всех доступных действующих глобальных навигационных спутниковых систем одновременно в потребительской аппаратуре, международное сотрудничество в области создания, развития и применения этих систем является объективной необходимостью. Основу будущей «кооперации» на международном уровне могут составить функционирующие на настоящий момент системы GPS США и ГЛОНАСС Российской Федерации. На подходе европейская Galileo. КНР объявила о создании своей ГНСС COMPASS. Япония создает региональную навигационную спутниковую систему QZSS. Аналогичные планы по созданию региональной системы IRNSS существуют у Индии.
Двусторонние консультации предыдущих лет выявили в итоге общую заинтересованность и понимание необходимости в международном сотрудничестве в области спутниковой навигации. Определились основные
направления такого сотрудничества. В первую очередь это обеспечение совместимости систем и их взаимодополняемости.
   ---------------------------------------------------------------------------------------
Справочно
Совместимость означает, что разные системы могут функционировать независимо друг от друга и при этом не создают каких либо проблем для функционирования со стороны одной системы по отношению другой. На практике это в основном сводится к отсутствию помех навигационным сигналам какой либо из систем со стороны другой системы. Эти вопросы решаются в рамках известной процедуры в Международном союзе электросвязи в ходе согласования частотных диапазонов и структуры сигналов.
Взаимодополняемость имеет три основные составляющие – взаимодополняемость по навигационным сигналам, по используемым системам координат и по согласованию шкал системного времени.
В части используемых систем координат у всех имеется общая тенденция сведения национальных систем координат к Международной земной системе координат, которая получена и постоянно уточняется с использованием различных технологий в рамках международных геодезических организаций, в которых участвует и Россия. Аналогичная ситуация прослеживается и с согласованием системных шкал времени с единой Всемирной шкалой скоординированного времени.
   Отдельные усилия в рамках двухсторонних переговоров и консультаций проводятся по определению и реализации новых гражданских сигналов, которые по возможности должны излучаться всеми навигационными системами. Проводятся консультации по этому вопросу между США и Россией в рамках созданной рабочей группы по обеспечению совместимости и взаимодополняемости.
---------------------------------------------------------------------------------------
Отдельное направление в международном сотрудничестве – формирование мирового рынка навигационных услуг, особенно в развивающихся странах, где применение технологий спутниковой навигации может дать значительный эффект в обеспечении устойчивого экономического развитии.
    Большая работа в этом направлении была проделана за последние пять лет в рамках созданной под эгидой ООН рабочей группы по спутниковой навигации. Результатом деятельности этой группы явилась рекомендация Генеральной ассамблеи ООН от октября 2005 года о создании Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам. Такой международный комитет был создан в 2006 году. Было принято решение Правительства Российской Федерации о вхождении России в этот комитет в качестве постоянного члена и в этом году в сентябре в Санкт-Петербурге будет проведено четвертое заседание комитета.
   Таким образом, государственная поддержка и утвержденная программа развития системы ГЛОНАСС позволяют с оптимизмом рассчитывать на ее скорейшее массовое применение в различных отраслях экономики Российской Федерации, так и на мировом рынке навигационных услуг.
   Также огромную практическую пользу приносят ставшие ежегодными Международные научно-практические конференции «Спутниковые технологии на службе железнодорожного транспорта». В ходе работы конференций её участники получают представление о целостной картине современного состояния дел в ОАО «РЖД» в сфере внедрения инновационных спутниковых технологий, о системных решениях по внедрению систем ГЛОНАСС/ GPS для управления подвижным составом, обеспечения безопасности движения и мониторинга состояния железнодорожной инфраструктуры.
В итоге это позволяет надеяться на уверенное поступательное движение по внедрению спутниковых технологий в железнодорожной отрасли».
   
Пресс-служба Роскосмоса















Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".