Новости

05.09.2009 14:18

«Союз-1»: сможет ли догнать «Ангару»

   
РН «Союз-1» должна взлететь раньше, чем легкая «Ангара» – такую задачу поставили перед собой проектанты «ЦСКБ-Прогресс». Поэтому первым вопросом, который обсуждался в Самаре в августе с участием высшего менеджмента НПОА, был именно этот.
   - Идея модернизации «Союза-2» под ракету легкого класса путем отключения боковых блоков и замены двигателей на центральной ступени в свое время не нашла поддержки, – рассказывает зам. генерального директора по РКТ Лев Николаевич Бельский.
   – Перспективой модернизации бывший командующий Космическими войсками Поповкин воодушевился после того, как стал участником стендовых испытаний кузнецовского двигателя. Двигатель прошел прожиг безукоризненно, движок показал великолепные эксплуатационные характеристики несмотря на то, что пролежал в запасниках многие десятилетия.
   
И лед не просто тронулся – произошли кардинальные изменения: вышло постановление правительства, подписанное премьер-министром В.В.Путиным, о реализации этого проекта.
   Планы у Самары весьма напряженные: они рассчитывали запустить «Союз-1» не позднее 2010 года. Но
пока мы там находились, срок передвинулся на первый квартал 2011 года.
   Очень не хотелось бы, чтобы этот срок сорвался по нашей вине несмотря на предстоящий объем работ. Требование, которое самаритяне выдвинули сразу, – избежать по возможности любых новаций. Поэтому для первого запуска была отвергнута наша идея перехода с бортовой машины «Малахит-3» на «Малахит-7». Так что полетим на нашей традиционной машине. Объем работ действительно серьезный: то, что связано с заменой двигателя, предполагает разработку новых приборов. В составе двигательного блока будет использована новая рулевая машинка разработки Санкт-Петербургского «Арсенала».
   Она потребует разработки специальных преобразователей, обеспечивающих приведение их цифрового выхода к соответствующему коду, понадобится доработка преобразователя всех датчиковых сигналов с этого двигателя, а также доработка алгоритмов и программ наземной, контрольно-испытательной
и бортовой аппаратуры. Доработка коснется и алгоритмов стабилизации, наверное, алгоритмы навигации тоже будут затронуты. Номенклатура решаемых вопросов затрагивает практически все направления нашей деятельности.
   
Учитывая сжатые сроки, надо думать, как организовать отработку всех наших коррекций, чтобы при их реализации не потерять качество и не ухудшить характеристики СУ.
   
Рынок ПН под ракеты легкого класса достаточно обширен, и если Самара сумеет на него выйти, нам предстоит содержательная и долговременная работа по обеспечению запусков малых нагрузок.
   Так что наше будущее в наших руках.
   
(По материалам газеты "Автоматика" НПО автоматики имени академика А.Семихатова, №8, 2009 г.)