Новости

08.09.2009 07:25

Генеральный директор НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко Дмитрий Пахомов ответил на вопросы редакции сайта Роскосмоса


Отвечая на вопросы пресс-службы Роскосмоса, генеральный директор НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко Дмитрий Пахомов отметил:
- Предметом сегодняшней беседы являются три момента: состояние разработки и производства РД191, перспективы использования двигателя РД-180 в отечественном ракетостроении, линейка (номенклатура) двигателей НПО Энергомаш как достояние отечественного двигателестроения и космической промышленности в целом.
Теперь об РД191. Его разработка и производство идут в рамках проекта «Ангара». Все работы – в графике, невзирая на перебои финансирования со стороны заказчика. 31 июля проведено огневое испытание РД191 в составе первой ступени РН «Ангара». Все параметры в норме. Прав великий В.П. Глушко – без двигателя мертва самая передовая идея ракетоносителя. Это эпохальное событие современного отечественного ракетостроения и безусловный успех коллективов центра Хруничева и НПО Энергомаш.
Данные предприятия и Роскосмос конкретным примером – результатом – доказали жизнеспособность «Ангары» и реальность ее изготовления в сроки, определенные Указом Президента Российской Федерации (2011 год – полет легкой ракеты).
Испытания стали венцом многолетней работы НПО Энергомаш, подтверждением конструкторских возможностей КБ, сохранности традиций школы Глушко, технологических и производственных возможностей предприятия, способности на собственной испытательной базе проводить уникальные испытания двигателей в процессе их разработки, доводки и сертификации.
Подтверждена сбалансированность и продуктивность всех структурных составляющих предприятия.
В очередной раз НПО Энергомаш удалось под конструктив своего двигателя организовать внутриотраслевую кооперацию, которая позволяет производить высокотехнологичную продукцию высочайшего качества с использованием только отечественных материалов и комплектующих. НПО Энергомаш не боится делиться частью работы с предприятиями отрасли, считая, что развитая, живая кооперация – не угроза конкуренции нашему предприятию, а разумная политика сохранения двигателестроительного направления космической промышленности Российской Федерации.
Вместе с тем мы заинтересованы в развитии номенклатуры производимых двигателей. Мы создаем новые рабочие места в Подмосковье, стимулируем приток молодых кадров на работу во всемирно известную фирму. В этой части мы чувствуем поддержку Губернатора Московской области, заинтересованность властей городского округа Химки в стабильном развитии производства на НПО Энергомаш.
Следующим этапом для нашего двигателя стала его работа в составе первой ступени корейской РН KSLV-1. 25 августа состоялся пуск. Пуск показал, что наши партнеры – корейская сторона – крайне продуктивно работали как над РН, так и над созданием стартового комплекса для нее.
Наш двигатель отработал в штатном режиме, его задача выполнена на 100 процентов. НПО Энергомаш в первом десятилетии этого века создало новый двигатель с выдающимися техническими характеристиками, который будет использоваться в интересах Российской Федерации и при согласии заказчика может быть предложен на внешнем рынке.
НПО Энергомаш готово поднять РН «Ангара»!
Опыт и практика нашей работы в последние пятнадцать лет привели к обоснованному выводу – эффективный, экологически чистый двигатель стал на внутреннем и внешнем рынках самостоятельным продуктом. В России появился высокотехнологичный, конкурентоспособный продукт, удачно закрепившийся на внешнем рынке – жидкостные ракетные двигатели НПО Энергомаш.
Ранее любой из двигателей нашей разработки, а их НПО Энергомаш за 80 лет существования создало более шестидесяти, рассматривался лишь как важный, но не более чем комплектующий узел ракетоносителя.
Конструкторская Школа имени академика В.П. Глушко в сочетании с уникальной научно-производственной и испытательной базой нашего предприятия, невзирая на лихолетье начала 90-х, теперь кризис финансовый, выдает продукт высочайшего класса под любое технической задание заказчика. Согласитесь, за два десятилетия два новых двигателя – очень неплохой показатель.
Сегодня НПО Энергомаш в состоянии производить линейку из двигателей мощностью 100 тонн – 200 тонн – 400 тонн – 800 тонн. И не надо тратиться на «бумагу», оплачивать разработку – все есть, плати только за производство. Данная номенклатура двигателей позволяет решить ими множество задач – как по первой ступени, так в ряде случаев и по второй для самой современной ракеты. И все это в родном Отечестве.
Мы открыты для заказов на двигатели от отечественных ракетных фирм, а также намерены развивать сотрудничество с иностранными партнерами.
Нашим приоритетом остается сочетание разработки жидкостных высокотехнологичных двигателей и высочайшее качество их производства.
Говоря об РД-180, Дмитрий Пахомов сказал:
- В рамках проекта космодром «Восточный» рассматривались различные варианты как облика самой РН, так и возможные варианты энергетических установок для нее.
Сегодня при разработке эскизного проекта на первую ступень будущей РН (Русь-М) планируется ставить РД-180. РД-180 разработан в середине 90-х годов для РН «Атлас». Сегодня в США экспортировано более 40 двигателей, 22 из них успешно вывели РН «Атлас».
Мы высоко ценим нашу работу с американскими партнерами, в прошлом году исполнилось 10 лет российско-американскому предприятию РД АМРОСС, которое выступает для нас заказчиком двигателей, благодарны конечному пользователю компании ULA за развитие проекта «Атлас» и надеемся сохранить наше присутствие на рынке высокотехнологичной продукции в Северной Америке.
Вместе с тем, данный двигатель без ограничений может использоваться для федеральных программ России.
Отработанный, практически используемый, суперсовременный, экологически чистый, он без каких-либо затрат для государства на разработку (а это оценивается в сегодняшних ценах в размере 200 млн.долларов США) может производиться в НПО Энергомаш, опять же с использованием сложившейся кооперации, которая позволяет нам оптимизировать производство и издержки, одновременно поддерживая заказами не один десяток заводов в разных регионах России.
И опять важно подчеркнуть, что и РД-180 производится на 100 процентов из отечественных материалов и комплектующих.
НПО Энергомаш готов к производству РД-180 и его модификаций для проекта «Восточный».

Пресс- служба НПО Энергомаш
Специально для Роскосмоса.