Завтра, 28.09.2021 в 15:00 мск:Трансляция перестыковки на МКс

РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

24.10.2009 00:18

Российская молодежь рвется осваивать Луну

   
Российская команда «Селеноход» стала участником международного космического конкурса Google Lunar X PRIZE с призовым фондом 30 миллионов долларов!



На фото: макет «Селенохода»

Международная космическая гонка нового поколения Google Lunar X PRIZE гарантирует приз в 20 млн долларов первому луноходу, который будет запущен до конца 2012 года командой энтузиастов и достигнет поверхности Луны. Кроме этого в условиях конкурса — передача с Луны фото и HD-видео и перемещение по лунной поверхности на 500 метров. Плюс еще два приза по 5 миллионов — следующему луноходу, выполнившему условия, а также тому, кто найдет воду или следы предыдущих пребываний человека.
   21 сентября в число участников проекта Google Lunar X PRIZE вошла российская команда «Селеноход». Пока это практически единственный отечественный проект в сфере частной коммерческой космонавтики, и у наших есть отличные шансы на победу!
Организаторы международной космической гонки нового поколения Google Lunar X PRIZE обещают приз в 20 млн долларов той команде из любой страны мира, чей луноход до конца 2012 года совершит мягкую посадку на поверхность Луны и выполнит ряд обязательных требований. Аппарат должен проехать не менее 500 метров и передать на Землю фото и HD-видео. Также обещаны два дополнительных приза по 5 миллионов — той команде, которая возьмет в соревновании «серебро», или той, кто найдет воду или артефакты в виде следов американский астронавтов, посадочных моделей кораблей «Аполлон» или советских межпланетных станции серии «Луна». В число участников проекта Google Lunar X PRIZE вошла российская команда «Селеноход». Это первый проект в нашей стране, который должен подключить частный бизнес к освоению Луны. И у наших есть хорошие шансы на победу!

Участники команды «Селеноход» - Сергей Седых- менеджер проекта, руководитель IT-проектов в одной из крупнейших сотовых компаний, Николай Дзись-Войнаровский- руководитель команды, экономический журналист, Павел Шаров- пресс-секретарь проекта, редактор одного из ведущих космических изданий в РФ - коллективно ответили на вопросы F5.

— Сколько людей задействовано в российском проекте коммерческого покорения Луны?
— На данный момент мы втроем являемся чем-то вроде мозгового и организационный центра. Всего же у нас в команде 10 человек. Но так как некоторые из них представляют организации (например, руководитель фирмы, занимающейся робототехникой), то фактически в проект вовлечено большое количество людей. До проекта мы трое даже не были знакомы между собой, каждый из нас узнал о проекте через общих знакомых: космическое сообщество в России занимает свою нишу и информация расходится быстро.
   — Как вы рассказываете о том, чем вы занимаетесь, далеким от техники людям, которые не верят в саму возможность таких проектов?
— Все очень просто. В 1970-е годы в СССР были запущены два «Лунохода», ставшие первыми в мире дистанционно управляемыми роботами на Луне. Научные эксперименты там проводились, но все это делалось, в основном, ради престижа — чтобы быть «первыми» и обогнать американцев в космической гонке.
   Сейчас на этом можно заработать деньги. И главное, что не только на государственном уровне, но и на частном. Например, это продажи мировым телеканалам медийного контента в виде фотографий и видео той техники, которая осталась от полетов американских астронавтов и наших межпланетных станций. Можно устроить различные шоу-проекты — с помощью сервера транслировать с Луны аудиозаписи поп- и рок-звезд. Например, в 2005 г. на спутник Сатурна Титан успешно сел европейский зонд «Гюйгенс», и на его борту была пластинка с песнями знаменитого Мика Джаггера из «Роллинг Стоунс». Как видно из этого примера, интерес у шоу-бизнеса к космосу есть. Или другая идея, которая будет интересна образовательным и научным организациям: предоставлять возможность поуправлять этим луноходом с Земли, как это делали в свое время советские инженеры, дать людям возможность почувствовать себя исследователями другим миров и т.д. Возможностей очень много, но рынок только появляется, поэтому сейчас трудно точно сформулировать их все.
   Но самое серьезное в нашем проекте — это участие в промышленном освоении Луны. Такие планы есть сейчас у многих государств — США, Китая, Индии, и они готовы принять и оплатить помощь коммерческих организаций и той техники, которую они намерены создавать.
   Разработка и создание лунохода для конкурса «Гугла» обойдется гораздо дешевле, чем если бы это делалось по госзаказу. У нас нет нужды конструировать «танк» под тонну весом, как делалось в Советском Союзе: современные компоненты и элементная база настолько миниатюрны в своем исполнении, что позволяют сделать аппарат легким, быстрым и, главное, относительно недорогим.
   — Много ли людей не верят в успех такого мероприятия и говорят вам, что вы занимаетесь бессмысленным, безнадежным делом?
— Скептиков, конечно, хватает. Такие люди были даже среди тех, кто сперва примкнул к команде, а потом решил выйти из игры. Когда нас спрашивают: «А вы сами-то верите в то, что это возможно?» — Мы отвечаем: «А вы бы сами поверили двадцать лет назад, что мобильный телефон будет в кармане почти у каждого ребенка в детском саду? И что компьютеры, занимавшие целые помещения, сейчас умещаются на ладони и содержат в себе спутниковую карту, позволяющую знать свои координаты практически в любой точке мира?» Как прогресс повернется, мы не знаем. Но уверены в одном: это зависит от того, что мы сейчас делаем и с какой отдачей мы это делаем.
   Конкурс Google Lunar X PRIZE — это не «дворец пионеров». В нем уже задействована масса специалистов «космопрома» мирового уровня, а также компаний, которые являются мировыми лидерами в ракетно-космической области. Может для обывателя запуск частного лунохода и выглядит фантастикой, но это отличный стартап для хай-тек-сферы, какой всегда была космонавтика. Главное — разглядеть эту возможность на раннем этапе ее появления. У нас есть потенциальные инвесторы, которые проявляют интерес к проекту по началу создания кооперации между государством и частными компаниями по освоению Луны.
   — Насколько проект «Селеноход» изменил вашу жизнь? Участники команды полностью посвящают себя проекту — увольняются с работы, бросают семьи (утрирую, конечно) или занимаются этим постольку-поскольку — «после работы в гараже»?
— У каждого из нас есть своя работа, и мы занимаемся проектом все свободное время — иногда в чем-то себе отказываем, не спим ночами, составляем бизнес-план, ведем переговоры с инвесторами и т.д. После вступления проекта в наиболее активную фазу придется практически полностью посвящать себя этому делу, и не исключено, что многие из нас обретут свою новую работу здесь. Ведь мы надеемся не только выиграть новую коммерческую лунную гонку, но и сделать освоение космического пространства в России прибыльным бизнесом, что становится трендом в развитых странах.
   — Как выглядит ваше финансирование — уже собрали необходимую сумму или все будет происходить постепенно? Какого рода спонсоры заинтересованы в результате? Дает ли государство 10 процентов необходимой суммы, которые команде по условиям конкурса разрешается попросить у своей страны?
— Стоимость нашего проекта, включая изготовление лунохода, перелетного и посадочного модулей, а также запуск ракеты, по предварительным оценкам составляет около 15 млн $. Это намного меньше, чем у наших конкурентов. Точную цифру сказать сложно, потому что мы пока не определились с типом ракеты, на которой будем запускать наш «Селеноход». Но можно точно сказать, что это будет серийная ракета, например, проверенный «Днепр». Также рассматриваются и другие варианты. Главное здесь — надежность и цена, и это соотношение должно быть оптимальным для нас, чтобы общая стоимость проекта не оказалась запредельной.
   Вообще, надо сказать, что интенсивная работа по проекту началась только этим летом. Наша команда внесла регистрационный взнос, чтобы стать участником проекта — эта сумма составляет 10 тысяч $. Сейчас у проекта «Селеноход» буквально взрывное развитие — что называется, поперло: нам звонят из разных СМИ, частные лица, пишут письма из разных компаний… И даже пришло письмо от одной научной организации из Мексики — предлагают разработать полезную нагрузки для «Селенохода». Но мы же патриоты — хотим, чтобы наше было… У нас много государственных организаций, занимающихся наукой, та же Академия наук. Ждем от них конкретных предложений.
   Что касается спонсоров, то интересуются как крупные высокотехнологичные компании, так и отдельные предприниматели, для которых кроме организации бизнеса важен еще и престиж государства. А для некоторых космос — это детская мечта, которую они хотят реализовать, присоединившись к нашему проекту.
   — Кстати, о государстве. Знает ли о вашем проекте Медведев или Путин? Если знают — выражали ли они как либо свое отношение?
— Пока из Администрации Президента нам никто не звонил, но так как Дмитрий Анатольевич часто бывает в Сети, читает блоги и т.д., то вполне возможно, что уже в курсе дел.
   После того, как проект пройдет подготовительную стадию, можно будет обратиться к Президенту за поддержкой, ведь речь идет о проекте, который поднимет интерес к космическим исследованиям у молодежи, будет способствовать внедрению новых технологий в космонавтику, наконец, если мы победим в этом престижном мировом конкурсе, то это поднимет престиж России как великой космической державы! Тем более 50-летие полета Гагарина на носу, 2011-й год объявлен годом Российской космонавтики...
   — Если рассчитывать на затраты в $15 млн., то ваша команда сможет заработать даже на основном призе в 20 млн., не учитывая права на трансляцию, рекламу и т.д. Но у американских команд бюджеты таковы ($70-100 млн), что приз с по сравнению с ними — ничтожен. Почему такие разные финансовые подходы?
— У американцев по определению все дороже. Они разрабатывают очень крупный проект, там уже подключились бывшие сотрудники NASA, с которым, кстати, будут заключаться контракты. Американцы считают, что все это окупится в дальнейшем — ведь перспективы частной космонавтики огромны. Мы же взяли «планку» чуть пониже, потому что частная космонавтика у нас пока не так развита, как в Штатах. Но перспектива развития у нас не меньшая, чем у них. Это однозначно.
   На МКС как-то был случай, показательный для американской космонавтики. Там какая-то деталь от некого механизма оказалась чем-то испачкана. Российский космонавт взял тряпку и попытался ее отчистить. Американцы тут же запретили ему это делать, ужаснувшись — дескать, эта тряпка не сертифицирована для протирки этой детали! А дальше судите сами.
   — Как вы планируете воплощать затею «в железе»? Согласитесь, обычному человеку невозможно представить, что силами не государства, а группы энтузиастов можно построить луноход?
— Луноход можно построить и силами группы энтузиастов, если эти энтузиасты — профессионалы, которые разбираются в робототехнике, радиационно-стойкой электронике, баллистике и многих других космических дисциплинах. К тому же «группа» луноход строить не будет — заниматься проектом будет специально созданная компания.
   В сущности, это будет некая компиляция из готовых частей, применяющихся в разных проектах. В советские времена финансирование космонавтики было в приоритете у государства, тратились огромные деньги, в том числе, и на создание аппаратов для исследования планет Солнечной системы, той же Луны. Осталась масса наработок и большой опыт, который мы обязательно будем использовать. Определенные узлы и элементы можно купить. И цены здесь не космические, а вполне земные.
   — «Земные», а не «космические» деньги — это как?
— Ну вот, к примеру, твердотопливный реактивный тормозной двигатель, при помощи которого лунный модуль сможет сесть на поверхность Луны. Это отработанная, много раз испытанная конструкция, его производит одно пермское предприятие, и стоит он, условно говоря, как не самый дорогой внедорожник.
   — Все команды идут по такому пути постройки лунохода из готовых проверенных узлов или кто-то делает сам?
— Команды из США используют тот же метод: у них, как и у нас, имеется масса наработок по двигателям, ракетам и т.д. Естественно, собрать из таких узлов ровер надежнее и правильнее. Но есть и команды, которым, видимо, просто в кайф поковыряться с железками. Они и ракеты планируют строить самостоятельно, буквально в гараже! Мы считаем, что самодельный вариант, разработка с нуля — это полная утопия. Не думайте, что в гараже можно сделать дешевую маленькую ракету: она должна иметь те же габариты и характеристики, что и промышленно изготовленная. Пройти полный цикл испытаний, наконец...
   Если говорить о луноходе, то мы считаем, что его создание на основе колесной схемы — это одновременно и просто, и надежно и проверено. У некоторых команд есть варианты типа некоего катящегося шара, ползущей змейки и т.д. Разрабатывать и тестировать нестандартные решения в рамках этого проекта — это слишком дорого. Да и не надежно. Хотя, может, и интересно...
   — Сроки запуска команды выбирают сами. И если первая команда выполнит условия — она сорвет призовой банк. Причем, вполне вероятно, что доппризы получит команда, взявшая и основной. Зачем тогда лететь остальным? Может быть, после успеха 1-2 луноходов им целесообразно отменить запуски и сэкономить деньги?
— Команды-участницы, которые ищут инвесторов, должны понимать, что деньги в их проекты, скорее всего, будут вложены в том случае, если у них есть будущее за пределами конкурса. Инвестор хочет возвращения своих вложений за счет приза, но в то же время понимает, что существует возможность проигрыша. И мы это тоже понимаем.
   Да, наша основная задача в конкурсе- взять главный приз, но после этого мы планируем использовать нашу уже обкатанную платформу для развития коммерческой космонавтики, в частности, продавать ее на рынке, который только начинает формироваться. А это новые идеи, технологии, методы и технические решения, которые будут использованы в процессе реализации нашего проекта. И это будет иметь успех.
   Что касается отмены всех запусков после взятия главного приза — не исключено, что они все же будут. Но только в том случае, если изначально команды ставили перед собой задачу разработать космическую платформу для ее последующего коммерческого применения, а не просто стать победителем соревнования.
   — Не шутят ли члены команды между собой на тему пелевинского романа «Омон Ра», где рассказывается о советском космонавте-патриоте, который должен был утереть нос США, проехав по Луне в педальном луноходе с одним баллоном воздуха, после чего геройски, но незаметно умереть?
— Ну, смертников мы, конечно, искать не станем (смех). Но если серьезно, то здесь на самом деле не до смеха: сейчас многие люди, работающие в отрасли, да и просто обыватели, находятся в унылом состоянии. Ощущается неверие в то, что Россия вновь сможет вырваться на передний край развития новейших технологий и добиваться новых космических побед, какие были в эпоху СССР и когда о нас говорил весь мир. Космонавтика была в почете, и люди как-то уже заскучали по тем временам.
   Наша задача — доказать, что Россия может. Если захочет. Началась новая «лунная гонка», и русские покажут себя здесь, будьте уверены! Это будет интересно, будет шоу, будут высокие рейтинги в СМИ — мы в этом не сомневаемся!

По материалам http://futurych.f5.ru/post/68941

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".