Новости

29.10.2009 16:13

«Предупрежден - значит спасен» - интервью Валерия Меньшикова - директора - научного руководителя «НИИ космических систем имени А.А.Максимова - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» журналу «Военный парад»

2-7 ноября в г. Лимассол (Республика Кипр) будет проходить первый Международный специализированный симпозиум «космос и глобальная безопасность человечества» Мероприятие организовано при активном участии Научно-исследовательского института космических систем.
Инициаторы его проведения – Международная академия астронавтики, Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского, Федеральное космическое агентство, Международное общество «Знание» при поддержке Организации Объединенных Наций.





Интервью Валерия Меньшикова - директора - научного руководителя «НИИ космических систем имени А.А.Максимова - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», генерального конструктора многофункциональной космической системы Союзного государства, доктора технических наук журналу «Военный парад»/

Валерий Александрович, проекты и инициативы создания космических систем мониторинга мировых геофизических явлений находятся на разных стадиях реализации в США, Европе и Азии...

- Их отличительная особенность - нацеленность на оказание помощи в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. А нам необходимо получать краткосрочный прогноз этих явлений. Крайне важна своевременная специальная информация о динамике изменения параметров литосферы, атмосферы и ионосферы Земли, чтобы ее обработать и передать в соответствующие органы контроля и управления, принимающие решения. Этого можно достичь только оптимальным построением орбитальной группировки космической системы с соответствующим составом бортовой аппаратуры в сочетании с привлекаемыми авиационными средствами и средствами наземного контроля, эффективной организацией наземной инфраструктуры.
Создание международной, я подчеркиваю, международной аэрокосмической системы мониторинга мировых геофизических явлений и прогнозирования природных и техногенных катастроф (МАКСМ) - одно из важнейших направлений решения проблемы их оперативного и краткосрочного прогноза. Как говорили древние, teta previse minus nosent - предвиденные удары меньше вредят.

Эффективный краткосрочный (от нескольких часов до нескольких дней) прогноз возникновения и развития стихийных природных и техногенных бедствий на Земле снижает людские и материальные потери как минимум на 20%.
А как возникла идея создания такой системы?


- Предложения по ее созданию были высказаны российскими учеными в 2007 году на международной конференции «Современные космические технологии в интересах процветания человечества» в г. Днепропетровске. В 2008 году делались доклады на международных конференциях «Космос для человечества» в г. Королеве, «Перспективные космические системы и их применение» в г. Шанхае и др. При поддержке руководства Международной академии астронавтики они были обсуждены за «круглым столом» и на заседании комитета по научной деятельности в рамках академического дня в г. Глазго. Академия организовала исследовательскую группу по изучению проблем создания МАКСМ из представителей Германии, Индии, Италии, России, США, Туниса, Украины, Франции и Японии. Ее цель - подготовить к ноябрю 2009 года обращение в ООН с предложением проекта создания этой системы. Реализация проекта начнется на международном симпозиуме «Космос и глобальная безопасность человечества», проводимом под эгидой ООН на Кипре в начале ноября 2009 сего года.

Для решение каких задач планируете использовать МАКСМ?

- Прежде всего для наблюдения поверхности Земли, атмосферы и ионосферы, для чего будут применяться средства видимого и теплового диапазонов, низко- и высокочастотные волновые и плазменные комплексы, аппаратура мониторинга энергетических частиц, магнитометры, масс-анализаторы и спектрометры. Сбор и регистрация полученных данных будет осуществляться на борту космических аппаратов (КА), затем передаваться на наземные станции приема в режиме реального времени или с задержкой (при накоплении данных в бортовых запоминающих устройствах КА) для ее первичной обработки и в международные и национальные центры управления в кризисных ситуациях.
Предусмотрены сбор данных мониторинга наземными средствами с космических и авиационных средств, обработка полученной информации для оперативного и краткосрочного прогноза стихийных бедствий, отображение и хранение этих сведений в международных центрах управления в кризисных ситуациях, оперативное их доведение до государственных органов управления стран - участниц проекта, а также ООН.
Обеспечение потребителей навигационной информацией от космических навигационных систем позволит быстро и эффективно проводить эвакуационные мероприятия, находить рациональные пути перемещения людей и грузов, а также решать другие социально-экономические задачи.
Возможно дистанционное обучение специалистов мониторингу и прогнозу стихийных бедствий, а также в других областях науки и техники с использованием передовых космических и информационных технологий.

Вы сказали, что будут привлекаться авиационные и наземные средства. Поясните это.

- МАКСМ может иметь космический, воздушный и наземный сегменты. Космический сегмент - это орбитальная группировка КА, расположенных на низких и геостационарных орбитах. При достижении необходимых международных договоренностей МАКСМ будет использовать дополнительную информацию, получаемую с других космических систем мониторинга стихийных бедствий. Мы полагаем, что к этой работе можно подключить на договорной основе GEOSS, GMES, DMC, международную хартию «Космос и крупные катастрофы», «Дозорные Азии». Использование широкого спектра информации от КА перечисленных программ повысит ее достоверность и позволит провести тестирование и отработку наземного специального комплекса МАКСМ до начала развертывания ее орбитальной группировки. Уместно включить в МАКСМ орбитальную группировку КА связи и ретрансляции, а также глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo.
Космический сегмент МАКСМ дает возможность получить фоновые распределения и выделить возмущения тепловых, магнитных, гравитационных полей и плазмы в ионосфере, выявить изменения в озоновом слое и характеристик атмосферы, в геодинамике земной коры и гидродинамике грунтовых вод - возможных предвестников стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф.
В авиационном, или воздушном, сегменте МАКСМ предполагаем использовать самолеты, вертолеты, дирижабли, беспилотные авиационные комплексы. Он может быть создан на собственные средства каждым государством по необходимости и не носит международного характера.
Что касается наземного сегмента МАКСМ, то он в не меньшей степени, чем космический, представляет собой сложный комплекс технических, организационных и политических аспектов, более того, и наиболее затратный. В него должны входить ракетно-космические комплексы, наземный комплекс управления КА и наземный специальный комплекс.

Каким образом потребители будут обеспечиваться космической мониторинговой информацией?

- Для оперативной доставки на Землю данных от группировки КА необходимо около пяти международных станций приема космической информации, разнесенных по поверхности Земли (например, западное побережье Северной Америки, восточное побережье Южной Америки, Центральная Африка, центральная часть России, Индокитай). Безусловно, развертывание подобных станций осуществляется государствами или коалициями государств за счет собственных финансовых средств, как и национальные центры управления в кризисных ситуациях, поскольку важны в большей степени в интересах отдельных государств.

Как повлияет предлагаемая система на эвакуационные мероприятия в кризисных условиях?

- Эвакуационные мероприятия в кризисных ситуациях, решение других социально-экономических проблем, в том числе информационное и телекоммуникационное обеспечение, сегодня немыслимы без навигационной информации. Вот ее-то национальные центры и будут получать от международной навигационно-информационной системы.
Потребителями смогут стать неограниченное количество мобильных и стационарных объектов. Оснащенные навигационной, датчиковой аппаратурой и устройствами обмена данными, они в любой точке земной, водной поверхности или воздушной среды будут иметь возможность автоматического высокоточного определения координат своего местоположения по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS/Galileo.
Наземный специальный комплекс навигационно-информационной системы должен состоять из интегрированной телематической системы транспортных коридоров. Это необходимо для проведения эвакуационных мероприятий, увелечения пропускной способности дорожной сети, обеспечения безопасности движения, охраны окружающей среды, повышения эффективности перемещения людей и грузов по транспортным коридорам.
В состав системы должен входить комплекс информационных и программных средств. Он обеспечит объединение информационных и телекоммуникационных технологий с организацией движения транспортных потоков на базе единого территориально-распределенного защищенного информационного ресурса государств-участников данного проекта.

Кто принимает участие в этом проекте, и каков вклад России?

- Проблема создания такой аэрокосмической системы имеет ярко выраженный международный характер и может быть решена только совместными усилиями многих стран, обладающих значительным потенциалом в области ракетно-космической техники, авиации и новейшими технологиями.
Вклад России в проект определяется теми средствами и технологиями, создание которых определено в программно-концептуальных документах Федерального космического агентства, а именно Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы, Концепции развития российской космической системы дистанционного зондирования Земли на период до 2025 года, Концепции развития космической деятельности России на дальнюю перспективу - до 2040 года.
В ближайшее время планируется запустить спутники по программе «Канопус-В», оснащенные датчиками регистрации аномальных физических явлений в атмосфере, ионосфере и магнитосфере Земли, возникающих в результате сейсмической активности. После завершения формирования и модернизации собственной орбитальной группировки Россия значительно укрепит свои позиции среди участников многих международных космических программ, в том числе и программ глобальной безопасности на основе прогнозирования природных и техногенных катастроф.
Ряд ведущих российских академических организаций и предприятий ракетно-космической отрасли уже сегодня высказал готовность приступить к участию в этом проекте. Свое позитивное отношение высказали ученые и специалисты Германии, Индии, Италии, США, Туниса, Украины, Франции, Японии и др.
Потенциально в состав стран - участниц проекта создания МАКСМ могут войти: Соединенные Штаты Америки, Канада, страны Южной и Центральной Америки, Европы, Африки, а также Япония, Индия, Китай, Индонезия, Австралия. Словом, те государства, территории которых подвержены стихийным бедствиям и которые крайне заинтересованы в получении прогноза.
Надеемся на компетентность лидеров стран мира, без чьей политической воли создание такой широкомасштабной интернациональной системы весьма проблематично.
Audentes fortuna juvat! Дерзающим помогает судьба!

Спасибо за интересное интервью!


Беседовал Ярослав Викторов