РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

05.12.2009 00:00

География сотрудничества (интервью заместителя руководителя Роскосмоса Сергея Савельева журналу «Российский космос»)

 

— Сергей Валентинович, как бы вы охарактеризовали итоги недавнего визита в Россию руководителя NASA Чарльза Болдена?
— Весьма позитивно. В ходе московского саммита в июле нынешнего года президенты РФ и США договорились образовать Российско-Американскую Президентскую комиссию. В рамках этой Комиссии создана рабочая группа по сотрудничеству в космосе. Ее возглавили руководитель Федерального космического агентства и директор NASA.
Чарльз Болден впервые побывал на космодроме Байконур во время запуска ТПК «Союз ТМА-16». Затем были проведены рабочие встречи в ЦУПе. Обсуждались вопросы политики в области космоса, кооперации по программе Международной космической станции, а также перспективы сотрудничества в области биомедицины, космических наук и науки о Земле, исследования космоса, образования. Словом, поле взаимодействия широкое.
Если говорить о конкретных примерах, то помимо Международной космической станции активно развивается программа «РД-180-Атлас». Продолжается разработка, изготовление и поставка российского кислородно-керосинового двигателя РД-180 для семейства носителей «Атлас». В прошлом году в США было отправлено более 40 двигателей РД-180, с начала сотрудничества выполнено 18 пусков носителей «Атлас-3» и «Атлас-5», оснащенных этим двигателем. Всего американская компания «Локхид Мартин» обязалась приобрести 101 двигатель этой модификации.
— Заканчивается строительство МКС. Какие у нее перспективы? Как соблюдается баланс вкладов?
— На сегодняшний день это, безу­словно, крупнейший совместный космический проект, выполняемый США, Россией, ESA, Японией и Канадой. Россией изготовлены и запущены четыре элемента — функционально-грузовой блок «Заря» (созданный по контракту с компанией «Боинг»), служебный модуль «Звезда», стыковочный отсек «Пирс» и малый исследовательский модуль МИМ-2 «Поиск» (запущен 10 ноября 2009 г.). Служебный модуль является базовым элементом МКС, позволившим в 2000 году начать эксплуатацию станции в пилотируемом режиме и выполнять как научные эксперименты, так и ее полетное обслуживание.
В соответствии с международными соглашениями для обеспечения смены экипажа МКС используются россий­ские корабли «Союз ТМА» и американские корабли «Спейс Шаттл». Функции спасения и срочного возвращения экипажа на этапе развертывания станции выполняют корабли «Союз ТМА», доставка грузов и топлива на станцию осуществляется российскими автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс М», «Прогресс М1», кораблями «Спейс Шаттл» и европейским грузовым кораблем ATV.
На российском сегменте Международной космической станции по исследовательским программам ESA и JAXA, в том числе на коммерческой основе, выполнено более 20 серий космических экспериментов. Но сотрудничество не ограничивается научными экспериментами. На борту российского сегмента успешно функционирует европейская компьютерная система обработки данных, продолжаются работы по проекту европейского манипулятора ERA, который планируется использовать в составе российского многоцелевого лабораторного модуля.
В связи с тем, что в 2015 году истекает первоначально установленный срок эксплуатации МКС, Роскосмос сейчас ведет переговоры о возможности его продления. В этом вопросе мы уже заручились поддержкой ряда партнеров по МКС, чьи модули в силу обстоятельств были введены в эксплуатацию значительно позже запланированного и могли бы еще долго и плодотворно использоваться по назначению.
— Какие страны, кроме традиционных партнеров Роскосмоса, вовлечены в сферу интересов агентства?
— В последние годы активизировались отношения со странами Ближнего Востока, Африки, Центральной и Южной Америки. Продолжают укрепляться отношения с нашими стратегическими партнерами из стран СНГ. Всего на сегодня Россией в области космической деятельности заключено 76 межправительственных соглашений, включая пакет из 26 российско-казахстанских соглашений по космодрому Байконур, а также 43 межведомственных соглашения. Ведется подготовка 20 межправительственных соглашений с 18 странами. Возросло число совместных проектов. Все это благодаря тому, что улучшилось финансирование отрасли. Своевременная поддержка правительством России ведущих предприятий ракетно-космической отрасли в период кризиса, сохранила уверенность в завтрашнем дне.
— Общеизвестно, что из всех направлений космической деятельности России наиболее востребованным на мировом космическом рынке сегодня остается оказание услуг по выведению зарубежных спутников российскими носителями. А что делается, чтобы развивать другие направления?
— Наша страна сохраняет первенство по общему количеству пусков. Мы обеспечиваем около 40 процентов мировых запусков.
В настоящее время проводятся работы по модернизации носителей семейства «Союз» и созданию унифицированного ряда ракет-носителей типа «Ангара». Выполнение этих работ будет способствовать укреплению позиций России на рынке пусковых услуг.
Достижения России в области средств выведения широко используются при реализации таких проектов, как «Наземный старт» и другие. Продолжаются работы по совместному российско-европейскому проекту «Союз в ГКЦ». Полностью оформлены договорно-правовые отношения, идет монтаж наземного оборудования, значительная часть которого изготавливается в России.
Что касается развития других направлений, мы активно развиваем сотрудничество в области дистанционного зондирования Земли, метеорологии, науки, телекоммуникаций, прикладных исследований. Наши предприятия работают над созданием для иностранных заказчиков космических спутниковых систем. Так, например, на базе новой российской платформы среднего класса «Экспресс-1000Н» предприятие ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетнева создает космические аппараты «Амос-5» для Израиля и «Телком-3» для Индонезии.
— Соблюдается ли график ведения работ по «Союзу в ГКЦ»?
— Некоторая напряженность в работе имеется. Но это не приведет к срыву графика. Мы не можем этого допустить. Ведь в случае неудачи последствия могут быть весьма печальными.
— Эксперты считают перспективными индийский и южнокорейский рынки?
— С этими странами у нас ведутся активные работы. В Индию поставляются кислородно-водородные разгонные блоки. Ведутся консультации по возможному участию России в работах по созданию индийских средств выведения нового поколения.
С Республикой Корея ведется совместная разработка и создание космического ракетного комплекса с носителем легкого класса КСЛВ-1. Первая, жидкостная, ступень разрабатывается Государственным космическим научно-производственным центром им. Хруничева, вторая, твердотопливная, ступень — корейской стороной. В 2008 году в Республике Корея с участием России было завершено строительство Космического центра Наро. 25 августа 2009 г. был осуществлен первый пуск КСЛВ-1. Он, к сожалению, оказался успешным лишь частично: обе ступени отработали нормально, но из-за неполного отделения головного обтекателя корейский научный спутник СТСат-2 не смог выйти на целевую орбиту. Причины случившегося в целом уже установлены, ведутся работы по подготовке второго пуска КСЛВ-1. Руководство Республики Кореи официально заявило, что после осуществления полностью успешного запуска КСЛВ-1 будут выделены финансы на создание нового корейского носителя — КСЛВ-2. Мы рассчитываем на продолжение сотрудничества с корейской стороной, в частности, в области разработки жидкостных ракетных двигателей для КСЛВ-2.
С 2004 года проводятся совместные работы по повышению надежности и обеспечению безопасности запуска бразильского носителя VLS-1, потерпевшего аварию в 2003 году. Намечены работы по его дальнейшей модернизации с помощью российских технологий ЖРД. Прорабатываются пути реализации совместной перспективной программы «Южный крест».
— Насколько это выгодно?
— Назову только одну цифру: финансовые поступления от международных проектов в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросли на 32 процента.
Важно активно формировать спрос на российскую космическую технику и услуги через непрерывное воздействие на их потенциальных потребителей как на уровне государства, так и частных компаний, развивать сотрудничество в области приобретения технологий и обмена ими, особенно в части электронной компонентной базы при одновременном расширении фронта работ по созданию отечественного конкурентного продукта, проводить политику, позволяющую использовать уникальный российский задел в области пилотируемой космонавтики, в том числе на коммерческой основе.
— Какие направления интересны зарубежным партнерам?
— 12 ноября 2009 г. завершена проверка функциональности метеорологического спутника «Метеор-М» №1. Идет второй этап его летно-конструкторских испытаний. В ближайшие годы предполагается развертывание метеорологической группировки: три спутника серии «Метеор-М» на солнечно-синхронных орбитах и два — «Электро» — на геостационарной орбите. Это обеспечит выполнение партнерских обязательств России перед Всемирной метеорологической организацией по поддержанию международной космической системы метеонаблюдений.
Одним из приоритетных направлений практического использования космических средств в XXI веке является мониторинг чрезвычайных ситуаций. В России эта задача решается в рамках программы «Канопус-В».
В случае успешной реализации указанной программы на ее основе возможно объединение усилий разных стран в решении проблемы поиска эффективных методов прогнозирования природных катастроф и привлечение средств заинтересованных стран для развития как спутниковой системы, так и систем наземной поддержки, комплексной обработки данных, что в конечном счете позволит России реально войти в международную систему предупреждения крупных природных катастроф.
По мере развития российской орбитальной группировки космических аппаратов ДЗЗ будут возрастать возможности России по расширению сотрудничества с зарубежными странами в рамках международной программы создания Глобальной комплексной системы наблюдения Земли (ГЕОСС), европейской программы создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды и обеспечения безопасности (ГМЕС), а также по выходу на мировой космический рынок с результатами ДЗЗ.
— Насколько конкурентоспособна ГЛОНАСС? Сможет ли она потеснить GPS на рынке навигационных услуг?
— На сегодняшний день космическая группировка ГЛОНАСС насчитывает 16 действующих аппаратов и три — на техобслуживании. Она полностью покрывает территорию России, а также большую часть земного шара (кроме ряда тропических районов). Планируется довести количество спутников до 24, а возможно, и 30 аппаратов, обеспечив покрытие в глобальном масштабе. Есть все возможности для того, чтобы ГЛОНАСС как реальная альтернатива GPS стала по-настоящему глобальной технологией и распространилась по всему миру. Благодаря финансовому кризису, как ни парадоксально это звучит, у ГЛОНАСС появился шанс. Использование американской системы NAVSTAR(GPS) всегда содержало в себе потенциальные проблемы военно-политического характера. Темпы развития китайской BEIDOU оставляют желать лучшего, да и создается она в первую очередь для собственных нужд Китая. Из-за финансовой нестабильности под вопросом стоит создание европейской системы GALILEO. Российская навигационная система может наверстать упущенное за последние два — три года и закрепить свои позиции не только в России и странах СНГ, но и на мировом рынке.
Зарубежные специалисты очень внимательно следят за ее качественными характеристиками. Другое дело — обеспечение совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с зарубежными аналогами.
Мы ведем переговоры с целью заключения со странами СНГ, Латинской Америки и Ближнего Востока соглашений об использовании сигналов системы ГЛОНАСС. В ряде случаев предусматривается поставка российской аппаратуры, создание на территориях этих государств систем высокоточного позиционирования с использованием системы ГЛОНАСС, установка станций мониторинга, способных работать с сигналами ГЛОНАСС/GPS, совмест­ное производство навигационной аппаратуры потребителя.
Представители Роскосмоса и промышленности принимают участие в работе ряда международных организаций, таких как Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международный комитет по глобальным навигационным спутниковым системам. Россия в этом году является председателем комитета. Одновременно ведется работа на двусторонней основе по обеспечению совместимости и взаимодополняемости систем GPS и ГЛОНАСС, ГЛОНАСС и GALILEO. Проведен ряд технических консультаций, готовятся соответствующие межправительственные соглашения.
— Что тормозит эту работу?
— Проблема в качественной и недорогой наземной аппаратуре потребителей. Она пока не создана. Здесь нам трудно конкурировать с американцами.
— Насколько плодотворно сотрудничество в области фундаментальных исследований?
— Российские ученые продолжают работы с научным комплексом «Рим-Памела» в составе спутника «Ресурс-ДК», с аппаратурой для исследования атмосферы планет на борту европейских станций «Марс-Экспресс» и «Венера-Экспресс». Планируется размещение российских научных приборов ЛЕНД и ДАН на перспективных космических аппаратах NASA по исследованию Луны и Марса, а также научной аппаратуры МГНС и МСАСИ на борту европейско-япон­ской станции «Бепи-Коломбо» для исследований Меркурия. Сотрудничаем по проекту «Всемирная космическая обсерватория» («Спектр-УФ»). В 2011 году планируется запуск космической астрофизической обсерватории для наблюдений астрофизических объектов в ультрафиолетовом диапазоне спектра электромагнитного излучения.
Во взаимодействии с Германией был реанимирован проект астрофизической обсерватории «Спектр-рент­ген-гамма».
Особое место в программе фундаментальных космических исследований занимают биологические и медицинские эксперименты на борту специализированных космических биоспутников «Бион», «Бион-М». К данному проекту проявлен интерес со стороны ESA, США и Японии. Существует возможность привлечения к экспериментам на борту космического аппарата «Бион-М» частных компаний.
На протяжении ряда лет Россия осуществляет международное сотрудничество, в основном с ESA, при выполнении полетов аппарата технологического назначения «Фотон-М» для проведения экспериментов в области физики жидкости, космического материаловедения, биотехнологии и биологии. В 2015 году планируется запуск обслуживаемого в инфраструктуре МКС автоматического аппарата «ОКА?Т», на котором предполагается создать более благоприятные условия, в первую очередь по уровню микрогравитации, по сравнению с условиями на МКС.
— Кстати, в свое время было много критики в отношении того, что в производстве российских КА связи используются французские компоненты и подсистемы.
— Самое важное здесь то, что система надежна и работоспособна, а предприятие освоило зарубежные стандарты производства и успешно выходит со своим продуктом на международный рынок. Кроме того, тут следует скорее говорить о диверсификации источников комплектующих. Так, красноярцы используют для своих спутников не только французские, но и канадские, японские компоненты.
Возвращаясь к тематике ДЗЗ, следует отметить еще один положительный пример работы в том же направлении: опыт ВНИИЭМ и британской SSTL при работе по проекту «Канопус-В». Также хотелось бы высказать определенный оптимизм в отношении взаимодействия НПО им. С. А. Лавочкина с итальянским отделением «Талес Аления Спейс».
— Сообщалось, что на авиационно-космическом салоне в Дубае договорились о строительстве спутника ДЗЗ «ДубайСат-2» на базе российской платформы «Канопус-В».
— Действительно, ФГУП «НПП ВНИИЭМ» готов был поучаствовать в создании аппарата. Рассматривалась возможность поставки электрореактивных двигателей разработки «ОКБ «Факел» для оснащения ими эмиратских спутников связи «Яхсат». Увы, данный проект не получил развития. Конкуренция в области создания аппаратов дистанционного зондирования Земли сейчас очень жесткая, все иностранные производители соответствующих систем имеют серьезную поддержку на государственном уровне. Здесь важно последовательно и своевременно отстаивать интересы отечественных предприятий, не пускать дело на самотек. Именно на это мы и настроены.


Беседовал Александр Давидюк

 

Интервью опубликовано в журнале «Российский космос» № 12, 2009г.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".