РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

24.12.2009 23:30

С докладом на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания РФ выступил статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального космического агентства В.А. Давыдов

Виталий Анатольевич Давыдов поблагодарил членов комитетов по промышленности и транспорту Государственной Думы и в их лице весь депутатский корпус за постоянное внимание к вопросам космической деятельности России.

– Космическая деятельность связана с решением социальных и экономических задач, – сказал В.А. Давыдов. – В современных условиях развитие космической деятельности является одним из важнейших факторов, определяющих статус государства в мире, уровень национальной безопасности, качество жизни населения страны. В соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности», она является одним из высших государственных приоритетов России, ей оказывается всесторонняя и стабильная государственная поддержка.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отнес космические технологии к ключевым. В связи с этим перед нами поставлена задача, внедряя современные инженерные решения и создавая космические средства нового поколения, к 2015 году довести показатели отечественной космической техники до мирового уровня. Технические возможности отечественных спутников должны позволить, как это было сказано Президентом России, видеть весь мир, вести научные исследования, более эффективно работать и активно общаться.

В своей работе мы постоянно ощущаем практическую поддержку Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, постоянно взаимодействуем с обеими палатами Федерального Собрания.

Виталий Анатольевич Давыдов доложил о состоянии космической деятельности и ракетно-космической промышленности, а также о проблемных вопросах, для решения которых требуется поддержка российских законодателей.

Россия располагает космическим потенциалом, обеспечивающим реализацию полного цикла работ (от создания до утилизации) во всем спектре объектов ракетно-космической техники.

В состав космического потенциала Российской Федерации входят орбитальные группировки космических аппаратов различного назначения, наземная космическая инфраструктура (в том числе – космодромы, наземный автоматизированный комплекс управления космическими аппаратами, экспериментальная база, инфраструктура подготовки космонавтов и прочее), предприятия и организации ракетно-космической промышленности. Важный элемент национального космического потенциала – это научные организации академической и ведомственной науки, вузы и другие образовательные учреждения, готовящие специалистов в области космической деятельности.

В настоящий момент космический потенциал стал одним из важнейших средств решения национальных задач в интересах социально-экономической сферы, науки и инновационного развития, обороны и безопасности Российской Федерации. С учетом этого определены цели Федерального космического агентства.

К ним относятся: расширение и повышение эффективности использования космического пространства; укрепление и развитие космического потенциала Российской Федерации; расширение присутствия на мировом космическом рынке, укрепление международного сотрудничества в области космоса.

Взаимоувязанный комплекс основных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы космической деятельности, постоянно совершенствующийся во взаимосвязи с развитием космической деятельности и с учетом ее особенностей.

В качестве особенностей современной космической политики можно выделить: распространение области государственных интересов России на дальний космос, Луну, Марс, другие планеты; расширение приоритетных направлений космической политики за счет обеспечения мирового уровня космических технологий; а также отнесение к главным целям космической политики подготовки научно-технических и технологических условий для осуществления масштабных космических проектов.

Говоря о сегодняшнем состоянии космического потенциала России, статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального космического агентства В.А. Давыдов кратко остановился на итогах космической деятельности в 2009 году.

Орбитальная группировка социально-экономического назначения по состоянию на сегодняшний день поддерживается в составе 63 КА.

В целом сохраняется высокая интенсивность пусков отечественных ракет-носителей (РН). Так, в течение текущего года проведено 33 пуска РН. Почти 43% от всех пусков РН, осуществленных в мире за 2009 год, приходятся на российские средства выведения. Будет выведено на орбиту 52 космических аппарата. При этом по Федеральной космической программе России на орбиты запущено 13 аппаратов, в том числе космические аппараты связи и телерадиовещания «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД», научная лаборатория для изучения излучений Солнца и мониторинга «космической международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, космический аппарат гидрометеорологического наблюдения «Метеор-М», 4 пилотируемых корабля «Союз-ТМА» (в два раза больше чем в прошлом году) и 6 грузовых кораблей «Прогресс М», а также малый исследовательский модуль МИМ-2, с выводом которого мы продолжили строительство российского сегмента МКС. До конца года в рамках ФКП будет проведен запуск КА «Гонец-М».

14 декабря был осуществлен успешный запуск блока из трех космических аппаратов системы ГЛОНАСС с семилетним сроком активного существования. С учетом этого пуска группировка навигационных космических аппаратов доведена до 22. В целом за текущий год ракетно-космическая промышленность изготовила 32 космических аппарата.

Виталий Анатольевич  напомнил, что у нас космические аппараты со сроком активного существования 3 – 5 лет находятся в космосе уже давно и продолжают работать. У нас были аппараты системы связи, которые при полуторагодичном сроке активного существования работали свыше 11 лет. В настоящий момент мы реализуем космические системы, в составе которых работают аппараты от 5 до 15 лет активного существования.

Одной из основных задач ФКП-2015 является наращивание количественного и качественного состава орбитальной группировки отечественных космических аппаратов, вывод ее характеристик на мировой уровень. В соответствии с программой к 2015 году предусмотрено увеличение числа космических аппаратов более чем в два раза по сравнению с существующим.

Основными задачами Федеральной космической программы являются: обеспечение спутниковой связи и телевещания, решение задачи дистанционного зондирования Земли, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей, осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач, а также выполнение международных обязательств в рамках реализуемых международных космических программ и проектов.

Статс-секретарь – заместитель руководителя Роскосмоса отметил, что, несмотря на существенные технические трудности, связанные с отсутствием электронной компонентной базы, материалами, кадровыми проблемами, задания Федеральной космической программы в целом выполняются успешно.

Восстанавливаются орбитальные группировки КА гидрометеонаблюдения, в интересах фундаментальной науки, а также поиска и спасания. Поддерживается на требуемом уровне космическая связь. Полностью выполняются международные обязательства по МКС, наращивается состав российского сегмента станции.

Во исполнение одобренного Советом Безопасности Российской Федерации комплекса мер по реализации приоритетных целей космической деятельности Российской Федерации ведется разработка Федеральной космической программы России на 2011–2020 годы (ФКП-2020).

В плановом порядке идет реализация Федеральной космической программы «ГЛОНАСС». В настоящее время орбитальная группировка навигационных КА системы ГЛОНАСС включает 22 спутника и обеспечивает навигационным сигналом всю территорию России. В 2010 году орбитальная группировка будет обеспечивать глобальное покрытие.

С принятием в 2008 году Федерального закона «О навигационной деятельности» сформированы законодательные основы дальнейшей работы в области спутниковой навигации. Для обеспечения единства технологического управления и оказания услуг в сфере навигационной деятельности для федеральных государственных и иных нужд создан федеральный сетевой оператор и определены его функции.

Особое значение имеет применение спутниковых средств связи и дистанционного зондирования Земли в арктических регионах страны. Для этих целей Роскосмосом совместно с другими министерствами и ведомствами и с привлечением средств частного бизнеса планируется реализация перспективного проекта «Арктика».

Значительно расширяется международное сотрудничество в космосе. В.А. Давыдов назвал международные космические проекты, в которых участвует Россия. К ним относятся работы по созданию ракетно-космического комплекса «Союза» на космодроме Гвианского космического центра (Франция) и «Корейской системы запуска» по программе сотрудничества с Республикой Корея. В этом году было подписано 8 межагентских соглашений о сотрудничестве.

Крупнейшим международным космическим проектом является создание Международной космической станции.

В связи с планируемым прекращением полетов кораблей «Шаттл», американское космическое агентство заключило контракт с Роскосмосом, согласно которому американские астронавты будут доставляться на МКС и возвращаться с нее на российских пилотируемых кораблях.

Реализуется план дальнейшего развития российского сегмента МКС. В этом году вывели малый исследовательский модуль МИМ-2. В апреле 2010 года к модулю «Заря» должен быть пристыкован второй малый исследовательский модуль МИМ-1, оснащенный стыковочным узлом для приема кораблей «Союз ТМА». В дальнейшем на орбиту отправится тяжелый многоцелевой лабораторный модуль. Все это позволит увеличить объем выполняемых исследований и экспериментов по российской программе, в том числе и в условиях открытого космоса. Улучшатся условия для работы космонавтов на внешней поверхности станции.

Предусматривается также ввести в состав российского сегмента новый модуль – так называемый узловой – и научно-энергетические модули, что позволит обеспечить энергетикой российский сегмент и значительно расширить отечественную программу научно-прикладных исследований. Кроме того, по направлению «космическая технология» в рамках ФКП-2015 планируется создание автоматического КА, который будет обслуживаться с борта МКС и обеспечит отработку перспективных базовых технологий, в том числе получения материалов с характеристиками недостижимыми в условиях Земли.

Гарантированный доступ в космос обеспечивают отечественные средства выведения легкого, среднего и тяжелого классов, которые характеризуются высокой надежностью и безопасностью.

Российская Федерация занимает первое место в мире на рынке пусковых услуг и осуществляет более 30% от общемирового объема пусков и более 40% – на коммерческом сегменте рынка пусковых услуг.

Обострение конкуренции на мировом рынке средств выведения и появление за рубежом новых типов ракет-носителей требуют для удержания завоеванных Российской Федерацией позиций совершенствования отечественных средств выведения, повышения уровня конкурентоспособности пусковых услуг. Поэтому ФКП-2015 предусмотрено дальнейшее развитие как одноразовых ракет-носителей, так и создание в перспективе многоразовой ракетно-космической системы.

Приоритетной задачей является создание космического ракетного комплекса «Ангара». Головную роль в этом деле играет Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева. Финансовая поддержка, оказанная государством этому предприятию, создает необходимые условия для выполнения намеченных планов. При этом необходимо отметить, что ГКНПЦ имени М.В.Хруничева вложил в работы по «Ангаре» более 2 млрд руб. собственных средств, в том числе и на развитие экспериментальной базы, а также техническое перевооружение предприятия.

Важным направлением работ, связанных с развитием системы средств выведения, является модернизация и совершенствование технологических объектов космодрома «Байконур», в том числе – стартовых комплексов ракет-носителей «Протон-М», «Союз», «Зенит», разгонных блоков, обеспечивающих объектов космодрома.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации о создании космодрома «Восточный» разработан и утвержден системный проект этого космодрома и развернуты проектно-изыскательские работы в обеспечение его строительства и обоснования требуемых инвестиций. Особое внимание уделено выбору средств выведения для нового космодрома. На конкурсной основе определены головные разработчики космического ракетного комплекса (он получил условное название «Русь») – ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», а также перспективной пилотируемой транспортной системы – ОАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева».

Для качественного выполнения работ по строительству космодрома распоряжением Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. определены его генеральный проектировщик – ОАО «ИПРОМАШПРОМ» и генеральный подрядчик – Спецстрой России.

Докладчик акцентировал внимание участников парламентских слушаний на таком важном направлении работы, как обеспечение использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития страны.

Роскосмосом принимаются конкретные меры, направленные на выполнение решений Президиума Государственного совета Российской Федерации по этому вопросу, принятых в марте 2007 г. в Калуге. Агентством подписано около 60 соглашений с субъектами Российской Федерации по организации совместной работы в области использования космической информации в интересах развития экономики регионов России. Более 15 проектов соглашений находится на различных стадиях согласования и подготовки к подписанию.

Представляется целесообразным принятие принципиально новой федеральной целевой программы «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов». Этому направлению будет посвящено отдельное выступление.

Основой для реализации всех планов в области космонавтики является отечественная ракетно-космическая промышленность. Меры, принятые Роскосмосом при поддержке Правительства Российской Федерации, позволили закрепить тенденцию поступательного улучшения показателей состояния ракетно-космической отрасли и ее производственной деятельности, несмотря на проявления финансового кризиса. Прирост объема произведенной продукции по сравнению с 2008 годом оценивается на уровне 18,5%. Это существенно превышает показатели промышленности страны в целом.

Однако 78% оборудования, обеспечивающего наземную отработку изделий РКТ, имеет сроки эксплуатации более 20 лет. До настоящего времени сохраняется и переразмеренность производственно-технологической и экспериментально-испытательной базы ракетно-космической промышленности. Для устранения указанной проблемы в соответствии со Стратегией развития РКП на период до 2015 года проводится комплекс мероприятий, в том числе по структурному реформированию отрасли. Во исполнение Указов Президента Российской Федерации создаются интегрированные структуры (8 – сформировано, 6 – формируются).

В целом РКП сегодня выходит на требуемый уровень ресурсного обеспечения, позволяющий реализовать планы ее развития и решить в полном объеме национальные задачи в области космической деятельности.

Наряду с положительными моментами, хотел бы остановиться и на проблемных вопросах развития отечественной космической деятельности. В условиях кризисной ситуации на мировом и отечественном финансовых рынках замедлился процесс укрепления финансово-экономического состояния отрасли. Рост процентных ставок кредитования негативно сказался на чистой прибыли и рентабельности предприятий, деятельность которых без принятия мер государственной поддержки может стать убыточной.

В последние три года финансирование улучшается. В.А. Давыдов с глубокой признательностью отметить, что финансирование в 2009 и 2010 годах при активной поддержке Правительства Российской Федерации, Военно-промышленной комиссии и министерств финансово-экономического блока, прошло с увеличением. Но в 2011 году будет немыслимый провал в финансировании. Если не урегулировать этот вопрос, то с учетом сроков производства ракетно-космической техники, которые достигают трех лет, мы практически окажемся в катастрофической ситуации.

Несмотря на кризисные явления в экономике, анализ финансирования космических программ ведущими космическими державами показывает, что, несмотря на кризисные явления в экономике, мировая тенденция увеличения расходов на космическую деятельность не изменяется. Россия сегодня выделяет на гражданскую космическую деятельность в 7,3 раза меньше ассигнований, чем США и почти в 2 раза меньше, чем Европейское космическое агентство. Поэтому для сохранения своих позиций в космической сфере нам необходимо обеспечить адекватное ресурсное обеспечение программных мероприятий ФКП-2015.

С учетом поддержки Правительства Российской Федерации, в том числе и по вопросу обеспечения выполнения мероприятий Федеральной космической программы в 2011 и 2012 годах, ракетно-космическая промышленность в ближайшие годы должна стать более конкурентоспособной и обеспечить реализацию государственной политики в области космической деятельности.

В современных условиях эффективное использование результатов космической деятельности в интересах модернизации и инновационного технологического развития России объективно может быть одним из действенных антикризисных механизмов.

Развитие российского космического сегмента во многом связано с модернизацией и технологическим развитием экономики России. На заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России одобрены пять проектов по направлению «Космос»:

«Развитие рынка услуг ГЛОНАСС. Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС»;

«Создание систем слежения и мониторинга подвижных объектов»;

«Создание интеллектуальных систем мониторинга и контроля состояния технически сложных объектов»;

«Создание полного технологического цикла производства солнечных батарей нового поколения»;

«Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса».

Важное значение для эффективного функционирования ракетно-космической промышленности и развития космической деятельности имеет совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. В этом вопросе нам необходима ваша помощь, уважаемые депутаты.

Приоритетными задачами в области законодательной деятельности являются завершение разработки законопроектов, направленных на регламентацию вопросов использования результатов космической деятельности в интересах инновационного развития страны, государственной регистрации прав собственности на космические объекты и сделок с ними, возмещение ущерба субъектам Российской Федерации, на территории которых имеются районы падения отделяющихся частей ракет-носителей. Роскосмосом завершается подготовка проектов Федеральных Законов: «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности», «О государственной регистрации прав на космические объекты и сделок с ними», «О районах падения космических объектов» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Необходимо внести изменения в ряд законопроектов. В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – уточнения, касающиеся учета при размещении государственного заказа особенностей выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также устанавливающие порядок авансирования работ по изготовлению продукции по государственному оборонному заказу с длительным производственным циклом.

Предусмотреть в ходе разработки, рассмотрения и утверждения Федерального Закона «О Федеральном бюджете на 2011 год» выделение субвенций и субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных целевых программ использования результатов космической деятельности.

Разработать и внести изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, предусматривающие:

- применение дифференцированных налоговых ставок на имущество предприятий, использующих новое инновационное оборудование и технологии, созданные по результатам космической деятельности;

- установление нулевой ставки НДС на серийную космическую технику военного назначения;

- применение режима ускоренной амортизации для нового современного отечественного машиностроительного оборудования, используемого на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Крайне важно также:

- разработать особый порядок целевого финансирования подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса;

- разработать комплекс мероприятий, предусматривающих долгосрочное кредитование на конкурентоспособных условиях отечественных и иностранных покупателей высокотехнологичной продукции, производимой предприятиями ракетно-космической промышленности;

- внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса, в части снятия избыточных ограничений.

В заключение статс-секретарь – заместитель руководителя Роскосмоса  В.А. Давыдов еще раз поблагодарил депутатов Госдумы к вопросам отечественной космической деятельности.

- Мы рассчитываем на ваше понимание проблем отечественной космонавтики и всемерную поддержку планов и программ ее развития, – сказал В.А. Давыдов.

 

Пресс-служба Роскосмоса

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".