Новости

07.02.2010 00:00

Цифровой "Прогресс"

В эти дни ракета-носитель "Союз" вывела на орбиту грузовой корабль "Прогресс". Два дня он добирался до станции. Сейчас в космосе экипаж разгружает то, что основательно упаковали еще на земле. "Все, что сделано, - все по плану, контролеры нам не дают ошибаться", - говорит слесарь-сборщик аппаратов Олег Адаев.

Олег Адаев собирает ракеты четвертый год. По космическим меркам - всего ничего. Устанавливает специальные пружины, которые в космосе раскрывают обтекатель и освобождают космический аппарат. Теперь каждый болт закрепляется, как здесь говорят, "законтривается" специальной проволокой. На ней, говорит Олег, научился плести косички, так и дочери своей плетет. Она гордится, что папа запускает в космос ракеты.

Проверка баков на герметичность. Последние электрические испытания носителя. И вывоз. Как всегда по давней традиции – в 7 утра. В этот раз вся подготовка велась в темное время суток. Но испытателям не привыкать к ночным работам.

На борту грузовика - несколько тонн воды, провизии, дополнительного оборудования – то, что сейчас необходимо экипажу. За несколько часов до старта в корабль загружают письма от родственников, биологические укладки и свежие продукты.

"Если, например, вы хотите получить на орбите свежее яблоко, вы же не будете его заранее за 10 дней засовывать в космический аппарат, - рассуждает руководитель расчета "ЦСКБ-Прогресс" Николай Заглада. - Свежие продукты загружаются непосредственно перед пуском".

Наверху у обтекателя кипит работа. Это специальная кабина на колонне обслуживания, так называемая "чистовая комната". Здесь все стерильно. Даже люк - перед тем как закрыть - протирают спиртом. Земным бактериям в космосе не место.

Пожалуй, самая ювелирная работа на старте - перед заправкой в камеры сгорания устанавливают пирозапалы. Это как необычные спички - они отвечают за равномерный и точный поджиг ракетных двигателей. Подробнее об этом - Андрей Шумилин - руководитель работ по двигательным установкам: "При поступлении компонентов топлива в камеры сгорания, компоненты топлива зажигаются путем поджигания пирозапалов на штативах".

Специальные ракетные штативы - единственное деревянное изделие на ракете. Сосна, из которой их делают, растет только на севере России. В маршевые двигатели ставится 4 пирозапала, в рулевые - 2. Все должно сработать на 100 процентов. "Не перегорание хотя бы одного сигнализатора вызывает аварийное отключение двигателя", - уточняет Андрей Шумилин.

Это первый в этом году пуск грузового корабля и четвертый с цифровой системой управления. Пуск – еще и испытание. Осенью этого года цифровой "Союз" понесет на орбиту космонавтов. Он даст отсчет серии новых, модифицированных пилотируемых кораблей и будет носить имя - "Союз ТМА - 01М".

 

http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2010/vesti06_02_10_1.php