Через 56 мин. в 11:45 мск:Запуск корабля «Прогресс МС-13»

Новости

25.02.2010 10:30

Итоги 2009 года: интервью А.Н.Перминова журналу «Новости космонавтики» N2, 2010г.

По традиции каждый год во втором номере журнала итоги прошедшего космического года подводят руководители гражданской и военной составляющих отечественной космонавтики. И в этот раз, как и год назад, на вопросы главного редактора НК И.А.Маринина ответил руководитель Федерального космического агентства А.Н.Перминов.

 

- Анатолий Николаевич, расскажите о самых значимых достижениях российской космонавтики в 2009 г. Как реализовывалась Федеральная космическая программа?

 

- В настоящее время в мире свыше 100 стран осуществляют космическую деятельность. Но лишь три государства (США, Китай и Россия) реализуют все направления этой деятельности, в том числе занимаются в полном объеме пилотируемой космонавтикой.

В 2009 г. значительно возросла интенсивность пусков российских ракет-носителей. Всего их произведено 32. На орбиту выведено 29 отечественных и 20 зарубежных космических аппаратов. Это составляет 43% от всех мировых пусков РН прошедшего года.

По Федеральной космической программе в 2009 г. запущено 13 КА.

В рамках многолетней российской программы исследования физики Солнца и солнечно-земных связей в январе 2009 г. на орбиту был выведен КА «Коронас-Фотон» для исследования физики Солнца и солнечно-земных связей. Отечественные и зарубежные ученые с его помощью реализовали программу научных исследований. К сожалению, с декабря месяца он имеет неисправность и находится на исследовании.

Существенно позволит повысить точность прогнозов погоды запущенный 17 сентября метеорологический КА нового поколения «Метеор-М».

Предприятия Роскосмоса вдвое увеличили число запусков пилотируемых кораблей «Союз ТМА» и автоматических грузовых кораблей типа «Прогресс».

В последние годы возросла значимость надежного навигационного обеспечения, осуществляемого с применением систем спутниковой навигации. Пополнилась новыми аппаратами орбитальная группировка отечественной системы ГЛОНАСС, которая обеспечивает глобальное покрытие территории России навигационным полем. В 2009 г. создан федеральный сетевой оператор российской навигационной системы и определены его функции.

Продолжается успешная эксплуатация запущенного в июне 2006 г. современного КА ДЗЗ «Ресурс-ДК». В целях дальнейшего наращивания российской орбитальной группировки КА ДЗЗ и гидрометеорологического наблюдения выполнены основные объемы работ по изготовлению КА «Электро-Л» и «Канопус-В». Их запуск и ввод в эксплуатацию обеспечат предоставление метеослужбам необходимых метеоданных, позволит осуществлять высокооперативное выявление катастрофических явлений и аварий, своевременно предупреждать о лесных пожарах. Проблемы, возникшие при наземной отработке бортовой аппаратуры КА «Электро-Л», вынудили отложить запуск спутника на II квартал 2010 г.

Намеченный запуск малого космического аппарата «МКА-ФКИ» для фундаментальных исследований теперь планируется осуществить как попутный с КА «Канопус-В» и белорусским спутником в 2010 г.

С помощью технологической лаборатории «Фотон-М» №3, запущенной осенью 2007 г., проведено 105 научных экспериментов в области материаловедения, космической биологии и технологий, из них - 37 европейских, два китайских, 59 российских и семь российско-европейских.

 Продолжается разработка и изготовление КА связи нового поколения серии «Экспресс», запущены аппараты «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД», благодаря чему динамично развиваются российские космические системы связи и вещания. Идут работы и по созданию перспективной космической системы ретрансляции на базе КА «Луч» и системы персональной спутниковой связи на базе КА «Гонец-М».

 В рамках программы фундаментальных космических исследований российские ученые продолжают работу с аппаратурой «Конус-А» на борту американского КА Wind, научным комплексом «Рим-Памела» в составе КА «Ресурс-ДК», оборудованием для исследования атмосферы планет: приборы Omega и «СПИКА-М» на борту европейского аппарата Mars Express, прибор «СПИКА-В» на борту европейской станции Venus Express. Выполнен основной объем работ по изготовлению астрофизических обсерваторий «Спектр-Р» и «Спектр-РГ».

Запуски аппаратов по программе

ГЛОНАСС – важная часть

Федеральной

космической программы

- Каким было финансирование космических программ в 2009 году?

 

- Федеральную космическую программу, ФЦП ГЛОНАСС и другие программы в области космоса правительство профинансировало полностью. Несмотря на кризис, руководство страны поддержало космическую отрасль. В прошедшем году российская космическая отрасль продемонстрировала лучшие показатели роста в сравнении с другими отраслями промышленности.

 

- Как выполняется решение о создании космодрома Восточный? На какой стадии сейчас работы? Что происходит на Байконуре?

 

- Создание космодрома Восточный идет поэтапно. Напомню, что в 2008 г. ЦНИИмаш в кооперации с предприятиями подготовил системный проект по созданию космодрома. В 2009 г. головные КБ отрасли разработали технические предложения по ракетно-космическому комплексу (РКК) среднего класса повышенной грузоподъемности, который станет ключевым элементом нового космодрома.

В настоящее время идет разработка эскизного проекта на РКК (головной разработчик - ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»), проводятся проектно-изыскательские работы на космодроме. Головным проектировщиком будущего космодрома определен проектный институт ОАО «Ипромашпром». По результатам этих работ определены участки для размещения основных объектов наземной космической инфраструктуры (НКИ). Готовится пакет документов для обоснования инвестиций по созданию космодрома Восточный, который в этом году будет направлен на госэкспертизу.

До 2011 г. мы планируем провести проектно-изыскательские работы, разработать конструкторскую и рабочую документацию. До 2015 г. - создать инженерную и социальную инфраструктуру, построить первую стартовую площадку; до 2018 г. - создать основные объекты и инфраструктуру второй очереди. В 2015 г. предполагается первый пуск РН с нового космодрома.

Что касается Байконура, то там ведутся следующие работы:

- поддержание и модернизация стартовых комплексов (СК) РН типа «Протон» (ОКР «Старт»);

- поддержание и модернизация СК РН типа «Союз» (ОКР «Старт-2»);

- по ОКР «Туркестан - Станция-М» завершена реконструкция заправочно-нейтрализационной станции;

- по ОКР «Подготовка-Б» идет модернизация существующих технических комплексов КА научного и социально-экономического назначения;

- по ОКР «ТК «Союз» и «Протон»» идет модернизация технических комплексов РН типа «Союз» и «Протон» и технических комплексов разгонных блоков;

- по ОКР «Байконур» - модернизация средств измерительного комплекса, принадлежащих Роскосмосу, для обеспечения пусков РН;

- по ОКР «Мониторинг» создается комплекс средств контроля технического состояния и управления объектами космодрома;

- создается система эксплуатации объектов космодрома, базирующейся на новых принципах поддержания готовности к использованию и назначению (ОКР «Готовность»);

- сдвинулся с «мертвой точки» проект по созданию комплекса «Байтерек». Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Россией и Казахстаном решила, что Россия выделит под совместный проект Универсальный комплексный стенд-старт (УКСС), откуда в 1987 г. стартовала первая РН «Энергия». Работы по строительству КРК «Байтерек» планируется начать в 2010 г.

 

- А как обстоят дела с РН «Ангара»?

 

- Работы по созданию РН «Ангара» и наземного комплекса для обеспечения ее эксплуатации на космодроме Плесецк идут, но не так, как хотелось бы, отстает наземная составляющая по капитальному строительству. Успешно проведены два огневых стендовых испытания универсального ракетного модуля первой ступени.

С невысокой интенсивностью идут работы по созданию стартового и технического комплексов на космодроме. В соответствии с генеральным план-графиком первый пуск РН «Ангара» с космодрома Плесецк должен был быть проведен в 2011 г., однако из-за недофинансирования строительства стартового комплекса начало летных испытаний, вероятно, будет перенесено на 2012 г.

 

- В каком состоянии проект перспективной транспортной системы (РН и корабль) для нового космодрома?

 

- На основе ряда научно-исследовательских и проектно-поисковых работ предприятиями и организациями отрасли в начале 2009 г. по результатам конкурса начата разработка эскизного проекта перспективной пилотируемой транспортной системы на основе пилотируемого корабля нового поколения с использованием российских технологий и российской промышленной кооперации.

Одновременно в рамках НИР развернуты исследования по развитию перспективных космических средств для дальнейшего освоения космического пространства, по составу, назначению, этапам создания, основным характеристикам новой космической инфраструктуры, средств выведения и наземной инфраструктуры, научно-техническому, технологическому, организационному и финансовому обеспечению работ.

На базе пилотируемого корабля нового поколения предполагается создание модификаций для пилотируемых полетов к Луне и Марсу, автоматических грузовых и грузовозвращающих кораблей, а также межорбитальных буксиров. Кроме этого, предполагается разработка разгонных блоков для доставки с околоземной на окололунные орбиты пилотируемых и грузовых кораблей.

 

- Как Вы оцениваете процесс реорганизации ЦПК? Будет ли создан единый отряд космонавтов Роскосмоса или будут существовать также ведомственные отряды? Будет ли новый набор в отряд космонавтов и если да, то когда?

 

- В целом реорганизация РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина в Федеральное бюджетное учреждение «Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина» оценивается положительно. Начальником назначен Сергей Константинович Крикалёв. Он один из самых известных космонавтов России. В апреле ЦПК получил статус юридического лица. Одновременно не прекращается работа по подготовке космонавтов, которая ведется по утвержденным планам.

Предложения по набору в отряд космонавтов должны быть представлены в Роскосмос в I квартале 2010 г.

 

- Какие структурные изменения произошли с предприятиями Роскосмоса? Планируется ли создание единой госкорпорации?

 

- Изучив положительные и отрицательные моменты в деятельности государственных корпораций и с учетом места Роскосмоса в осуществлении международной космической деятельности, мы приняли решение о целесообразности создания в ракетно-космической промышленности (РКП) вместо единой государственной корпорации нескольких крупных корпораций (интегрированных структур) в форме ОАО с существенной долей государственного участия. Это позволит решить имеющиеся у нас проблемы в рамках действующего законодательства и одновременно сохранить государственный контроль за имущественными комплексами предприятий РКП.

По состоянию на конец 2009 г. в структуре отрасли функционируют девять интегрированных структур (ИС). (В форме ОАО - РКК «Энергия» имени С.П.Королёва», в форме ФГУП - ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, НПЦ автоматики и приборостроения имени Н.А. Пилюгина, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»», ОАО «Информационные спутниковые системы» (ИСС) имени академика М.Ф. Решетнёва», ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева») и одно федеральное казенное предприятие - НИЦ РКП. Данные структуры объединяют значительные мощности основных производственных фондов отрасли.

В стадии формирования находятся еще несколько интегрированных структур: ОАО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета»», ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения»», ОАО НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» имени А.Г.Иосифьяна» и ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники»».

Таким образом, к 2011 г. будет в целом завершен первый, наиболее сложный, этап реформирования отрасли. Он характеризуется созданием ядра отрасли в виде 14 интегрированных структур, куда войдут около 60% наиболее значимых предприятий РКП (из существовавших в 2004 г.).

 

- Анатолий Николаевич, на каких предприятиях наиболее успешно решается проблема привлечения молодых и удержания опытных кадров? И как им удается этого достичь?

 

- Проблеме кадров Федеральное космическое агентство постоянно уделяет внимание на самом высоком уровне: проводятся коллегии, сборы руководителей кадровых органов, реализуются меры по формированию кадровой стратегии. Это позволяет добиваться позитивных результатов в области кадровой политики.

Ежегодно увеличивается численность работников предприятий отрасли, прошедших обучение по программам повышения квалификации и переподготовки. В 2009 г. получили дополнительное профессиональное образование более 50 тысяч работников предприятий и организаций отрасли, или 19.4% от общей численности работников. В том числе руководителей - более 9 тысяч (22.5% от общей численности руководящих работников), специалистов - около 11 тысяч (13.2% от общего числа таких сотрудников), рабочих - более 30 тысяч (23% от общей численности данной категории).

В настоящее время часть кадровых проблем в отрасли решается путем установления прямых контактов с вузами и системой дополнительного профессионального обучения.

Так, в Амурском госуниверситете впервые приняли 50 студентов на специальность «Космические аппараты и разгонные блоки, стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов».

Студенты, которых готовят для работы на космодроме Восточный, получат базовую подготовку, а затем продолжат учебу в МАИ, Амурском и Южно-Уральском университетах.

На базовых предприятиях Роскосмоса формируются филиалы Института повышения квалификации в виде отдельных кафедр, специализирующихся по направлениям науки, техники, технологии, где имеется возможность обучения инженерно-технических работников и рабочих соответствующих специализаций. Естественно, что в качестве базовых выступают предприятия, имеющие достижения в соответствующих их деятельности областях.

В деле закрепления кадров важную роль играет возможность решения социальных проблем - жилье для одиноких и семейных пар, детсады и другие составляющие социального пакета.

При этом, как правило, более благополучное положение в регионах. Положительный пример - ОАО ИСС, где доля работников в возрасте до 30 лет составляет около 50%.

Самым важным из основных направлений нашей деятельности была и остается работа с молодежью. Следует отметить, что в этом наметились положительные тенденции. В 2009 г. по отношению к 2007 г. доля молодых сотрудников выросла с 18 до 20% от общей численности работающих, а число руководящих работников в возрасте до 30 лет увеличилось за этот период почти на 16%.

В 2009 г. впервые на ряде предприятий студенты и аспиранты вузов были включены в группы для научно-исследовательских работ по направлениям деятельности предприятия в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

В 2008 г. 267 молодых работников получили льготные дотации на приобретение жилья, что почти на 44% больше, чем в 2007 г. Только в первом полугодии 2009 г. 12 предприятий отрасли выделили финансовые дотации 282 молодым работникам в возрасте до 30 лет на покупку жилья.

Эти и другие примеры свидетельствуют, что задачи по работе с молодежью, поставленные на коллегии Роскосмоса, в целом выполняются. При этом более высоких показателей в решении этих задач добились "Воткинский завод", ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, Центр Келдыша, ИСС имени М.Ф.Решетнёва, Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", Пермский завод "Машиностроитель", НПЦ АП имени Н.А.Пилюгина, Красноярский машиностроительный завод, НПП КП "Квант" и другие.

 

- Как сказался кризис на работе отрасли?

 

- Несмотря на мировой экономический кризис, в 2009 г. сохранялись тенденции улучшения показателей состояния ракетно-космической промышленности и ее производственной деятельности. Прирост объема произведенной продукции по сравнению с величиной 2008 г. составил 12.2%, что в 2 раза превышает показатели промышленности страны в целом.

Финансовая устойчивость предприятий в 2009 г. улучшилась. Ракетно-космическая промышленность в прошедшем году обеспечила выполнение Российской Федерацией всех принятых ею международных обязательств в области космической деятельности, сохранила высокую интенсивность использования отечественных средств выведения.

Тем не менее начиная с 2009 г. влияние финансового кризиса стало заметным. На 2010 г. прогнозируется некоторое снижение темпов роста объемов продукции, выпускаемой по государственному заказу.

Следует отметить также, что около 15% объемов работ при создании ракетно-космической техники (РКТ) выполняют организации смежных отраслей промышленности (около 550 предприятий). Это производители оптики, аппаратуры радиодиапазона, поставщики элементной базы радиоэлектронной аппаратуры, резинотехнических материалов, черных и цветных металлов и сплавов, герметиков, клеев и т. д. Кризис затронул смежников и, таким образом, косвенно влияет на деятельность РКП.

Кризисная ситуация на мировом и отечественном финансовых рынках замедлила процесс укрепления финансово-экономического состояния отрасли, привела к ухудшению положения входящих в нее организаций. Для многих предприятий отрасли снизилась доступность кредитных ресурсов.

Рост процентных ставок кредитования негативно сказался на чистой прибыли и рентабельности предприятий, деятельность которых без принятия мер государственной поддержки может начиная с 2010 г. стать убыточной.

 

- Что нового произошло за год в сотрудничестве Роскосмоса с другими странами или агентствами?

 

- В июле 2009 г. президенты России и США договорились о создании двусторонней президентской комиссии, состоящей из 13 рабочих групп по разным направлениям сотрудничества. Рабочую группу «Сотрудничество в космосе» возглавят руководители Роскосмоса и NASA. Новый директор NASA Чарльз Болден впервые побывал на космодроме Байконур во время запуска ТК «Союз ТМА-16». Затем состоялись рабочие встречи в ЦУПе. Обсуждались вопросы политики в области космоса, кооперации по программе МКС, а также перспективы в области биомедицины и др.

Россия и Китай подписали Программу сотрудничества в области космоса на 2010-2012 гг. Она предусматривает совместную работу по 53 темам. В частности, планируется создание космической системы связи для стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), совместное использование информации с аппаратов ДЗЗ с применением сети станций в России и Китае, сотрудничество в эксплуатации системы ГЛОНАСС и китайской системы «Бейдоу». Отдельным важнейшим направлением программы является совместное исследование Луны и других планет солнечной системы.

На комплексе запуска «Союза» в Гвианском космическом центре подошли к завершению монтажные работы и переходят в фазу автономных и комплексных испытаний.

В августе 2009 г. осуществлен пуск южнокорейской РН KSLV-1. Он признан частично успешным; при этом первая ступень российского производства с двигателем РД-191 выполнила задачу в штатном режиме.

Расширяется плодотворное сотрудничество с Казахстаном не только по комплексу «Байконур», но и по космической деятельности в целом.

Можно привести десятки примеров взаимодействия по международным проектам. Сотрудничество развивается по многим направлениям: совместные исследования, разработки и эксперименты; изготовление космических аппаратов; пусковые, транспортные и иные услуги; обмен информацией и опытом; совместное использование космических средств и результатов космической деятельности.

В последние годы совместные работы России с зарубежными странами в области космоса значительно расширились. Свыше 50 стран являются нашими партнерами. Россия развивает сотрудничество в области космической деятельности со всеми заинтересованными в этом мировыми центрами, прекрасно понимая, что масштабное освоение космического пространства не под силу отдельно взятому государству. Будущее полноценное освоение космоса возможно только в международной кооперации и сотрудничестве. Благодаря такому подходу космические проекты и программы всех заинтересованных стран и организаций постепенно становятся все более интегрированными в общую космическую деятельность, а международное сотрудничество (в силу взаимозависимости и взаимодополняемости) приобретает ключевое и стратегическое значение для развития мировой космонавтики в целом.

 

- Вернемся к внутрироссийским делам. Каковы приоритеты гражданской космонавтики в 2010 г.?

 

- Российская космонавтика вступает в новый этап развития - полномасштабной интеграции возможностей и результатов космической деятельности в национальную экономику и науку.

В настоящее время при поддержке Президента РФ и Правительства РФ определены следующие приоритеты российской космической деятельности:

- максимальное удовлетворение потребностей социально-экономической сферы и науки в результатах космической деятельности путем развертывания и эффективного использования отечественных орбитальных группировок автоматических КА различного назначения;

- безусловное выполнение Россией обязательств по всем международным проектам, включая МКС, завершение развертывания российского сегмента (РС) станции и повышение эффективности его научно-прикладного использования;

- проведение исследований планет и тел Солнечной системы в интересах получения фундаментальных знаний об окружающем нас мире, решения проблем использования внеземных ресурсов, изучения механизмов эволюции климата Земли, поиска внеземной жизни, подготовки и осуществления масштабных проектов, в том числе и пилотируемых, по углубленному изучению и освоению Луны, Марса и других небесных тел.

Мы развернули работы по созданию перспективных космических средств различного назначения.

Следует подробнее остановиться на планах развития Международной космической станции - этого крупнейшего в истории человечества пилотируемого космического сооружения. Россия, развертывая свой сегмент и проводя на нем разнообразные научно-технические эксперименты, одновременно осуществляет транспортно-техническое обслуживание станции, обеспечивает безопасность экипажа на случай аварийных ситуаций с использованием пилотируемых кораблей типа «Союз ТМА» и грузовиков типа «Прогресс».

В связи с планируемым прекращением полетов шаттлов NASA заключило контракт с Роскосмосом, согласно которому американских астронавтов будут доставлять на МКС и возвращать с нее российские пилотируемые корабли.

Реализуется план дальнейшего развития российского сегмента. В ноябре к комплексу был пристыкован Малый исследовательский модуль МИМ-2. В 2010 г. предусмотрено введение в состав РС МКС второго малого исследовательского модуля МИМ-1, а в 2011 г. - Многоцелевого лабораторного модуля МЛМ, работы над которыми ведутся интенсивно. Их запуск позволит увеличить объем выполняемых исследований и экспериментов по российской программе, в том числе и на внешней поверхности станции, улучшатся условия работы космонавтов внутри станции и во время выходов в открытый космос.

В части пилотируемых космических полетов основные приоритеты следующие:

- выполнение национальной программы исследований и экспериментов на борту РС МКС;

- осуществление эксплуатации РС МКС, включая транспортно-техническое обеспечение, управление полетом, профилактические работы и т.п.;

- выполнение международных обязательств перед партнерами по МКС в части доставки грузов и экипажей, обеспечения возможности спасения экипажа МКС в составе шести человек;

- разработка перспективной пилотируемой транспортной системы;

- проведение работ по созданию космодрома Восточный.

На настоящий момент имеется положительная тенденция качественного наращивания орбитальной группировки ГЛОНАСС, разработан и реализуется комплекс мероприятий по доведению характеристик отечественной навигационной системы до конкурентоспособного уровня, расширяется разработка, производство и внедрение отечественной навигационной потребительской аппаратуры и отечественных навигационных технологий.

 

- И несколько нетрадиционный вопрос: о чем Вы мечтаете?

 

- Если говорить о работе и о стране в целом, то мечтаю и желаю, чтобы наше государство модернизировалось, становилось в полной мере цивилизованным, а отрасль достойно выполняла задачи, поставленные перед нами высшим руководством страны.

 

- Что Вы пожелаете нашим читателям в наступившем году?

 

- Читателям «Новостей космонавтики» желаю того, что каждый бы себе пожелал: счастья, здоровья, оптимизма, уверенности в завтрашнем дне.

 

Журнал «Новости космонавтики» N2, 2010г.