РОСКОСМОС-СПОРТ

Новости

20.03.2010 11:14

В США ближайшее будущее освоения космоса связывают с частными компаниями

В США будущее освоения космоса связывают с частными компаниями. Между тем подоплеку это имеет скорее пропагандистскую.


В США испытали двигатель ракеты-носителя, которую строит частная компания. Местные СМИ называют эту ракету будущим средством доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Прогон на стенде длился менее четырёх секунд. Пробный полёт намечен на апрель.


На частные компании, способные построить аппараты для вывода людей на орбиту, администрация США сейчас возлагает особые надежды. В конце этого или начале следующего года прекратят полёты шаттлы, им сейчас почти по 30 лет. А корабль НАСА нового поколения «Орион» взлетит не ранее 2017 года. Иначе говоря, доставкой экипажей на МКС несколько лет придётся заниматься только российским «Союзам». Такая ситуация уже складывалась после гибели шаттла «Колумбия» в 2003 году. В Вашингтоне считают, что этот пробел можно было бы восполнить стимулированием постройки частных космических аппаратов. На эти цели брошена часть средств, высвобожденных в результате отказа от лунной экспедиции 2020-х годов. НАСА уже имеет контракты с двумя фирмами - «Спейс Икс», только что испытавшей ракетный двигатель, и «Орбитал Сайенсиз». Каждая создаёт свой корабль и ракету-носитель.


Чисто теоретически американские коммерческие ракеты вполне могли бы составить конкуренцию российским. Стоимость вывода на орбиту грузов у них может быть снижена за счёт внедрения самых современных технологий. Но с кораблями дело обстоит гораздо сложнее, рассказал «Голосу России» эксперт в области космонавтики Игорь Афанасьев:


"Во-первых, частные американские компании, которые сейчас занимаются разработкой таких аппаратов, небольшие и не имеют опыта создания пилотируемой космической техники. Отсюда вытекает, что быстро сделать корабль вряд ли удастся. Потом очень высоки нормы сертификации космической техники. Чтобы американские астронавты поднялись в космос на частном корабле, придется пройти длительную процедуру сертификации со множеством испытаний, с подтверждением надёжности. То есть это вопрос очень неблизкий. Может оказаться так, что даже к семнадцатому году они не успеют".

Впрочем, и с ракетами не всё так просто. Той же фирме «Спейс Икс» предстоит пройти слишком большую дистанцию от стендового прогона двигателя до создания и доводки полноценной ракеты. До сих пор у неё есть лишь опыт запусков маленького прототипа ракеты, причём три из пяти завершились неудачей. Заявляя о ставке на частные космические компании, НАСА и американское руководство не могут не понимать, что скорое создание в США заменителей шаттлов невозможно, продолжает Игорь Афанасьев.


"Эти заявления НАСА имеют ещё пропагандистское значение для того, чтобы просто поднять свою промышленность. Чтобы она не опустила голову вследствие того, что президент Обама принял решение отказаться от программы полёта на Луну, и нужна какая-то компенсация. Вот такой компенсацией может служить создание коммерческих средств доставки астронавтов на орбиту", - сказал Игорь Афанасьев.


Американские наблюдатели напоминают ещё об одном моменте. Комиссия по расследованию гибели челнока «Колумбия» в своём докладе пишет, что главной причиной трагедии стала утрата НАСА «культуры безопасности и надёжности» полётов. Но если у национального космического агентства США не хватило такой культуры, вряд ли её больше у коммерческих фирм.  Максимум из того, что могут сделать частные фирмы до 2017 года, когда должен быть готов новый корабль НАСА - это наладить доставку грузов на орбиту, в лучшем случае, - возвращение астронавтов, считает эксперт.  

 

По материалам http://rus.ruvr.ru/2010/03/19/5436834.html

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Правильный вариант:

При обнаружении ошибки в тексте Вы можете оповестить нас о ней. Для этого нужно выделить мышкой часть текста с ошибкой и нажать комбинацию клавиш "Ctrl+Enter".