РОСКОСМОС-СПОРТ

Блог: Жизнь космонавта

Приветствуем в блоге космонавтов Роскосмоса набора 2018 года. От первого лица мы рассказываем про профессиональную жизнь космонавта-испытателя!

Цель блога: создать прямой канал передачи фактов о профессии, при этом делать это из первых уст и в реальном времени.

 Наши страницы в социальных сетях: ВКонтакте и Telegram


 

Испытание холодом

Ровно в этом же месте 7 месяцев назад наш условный экипаж «выживал» 48 часов в условиях жары. Сейчас условия изменились: температура воздуха на 50 градусов ниже, чем летом. Степь покрыта слоем снега.

Тренировка стартует в 16:00, чтобы создать условия нехватки времени для постройки укрытия (закат в 18:20). К тому же, нам предстоит провести первый час тренировки в спускаемом аппарате (СА), ведь он накопил тепло, и мы можем безопасно провести в нем довольно продолжительное время. Находиться внутри не очень удобно — СА лежит на боку, поэтому стоим полусогнувшись, время от времени меняя позу.

Переодевшись, около 17:00 мы выходим на улицу и готовим лагерь. Нужно построить укрытие, используя СА в качестве каркаса и разжечь костер. На улице около нуля, снег скользкий. Олег и Дима берут стропы и парашют, начинают строительство укрытия. Я иду собирать хворост и сухие кусты для подложки (на ней соорудим спальные места) и костра. Хвороста в пустыне много — мелкий кустарник, который на морозе легко ломается. Чтобы было эффективнее, ломаю большую охапку, обвязываю и тащу за собой по снегу. Иду медленно, чтобы не вспотеть, ведь главное зимой — сухая одежда. Сбор занимает около 2 часов. Мы работаем, постоянно на ногах, поэтому не холодно. К тому же, 4 слоя одежды хорошо защищают.

Солнце садится, у нас готово укрытие. Разжигаем костёр: ветки горят очень быстро — нужно подкидывать каждые 2-3 минуты. Под костром образуется каша из жидкой грязи. Без присмотра костёр быстро тухнет. Распределяем дежурства — 3 часа дежуришь, 6 часов отдыхаешь. Ответственность дежурного — поддерживать костёр, контролировать температуру воды в бачке и хранить покой коллег по экипажу. Кроме того, нужно следить за временем и ежечасно выходить на связь по рации: сообщать для спасателей координаты своего местоположения.

Ночью температура снижается до −10°С, а пик холода — около 4-5 утра, когда рассветает. Наше укрытие позволяет лежать, практически не замерзая. Но тот, кто дальше от костра, через час просыпается от холода. Выспаться тяжело — к утру все разбитые, голова гудит. К тому же, костёр дает много дыма, за дежурство от него очень устаешь.

Днём второго дня мы решаем видоизменить укрытие — сделать два спальных места вокруг костра и сделать ещё более плотную подложку. После полудня становится теплее, и мы ложимся отдыхать. Спать днём комфортнее, чем ночью. На второй день усталость накапливается, поэтому спится лучше.

Наиболее интересным в этом опыте — прочувствовать весь цикл смены дня и ночи! Редко когда еще доведётся провести на улице без перерыва так много времени. Возможно, это ощущение знакомо охотникам, рыбакам, егерям, которые много времени проводят на улице. Любопытно смотреть за природой, сменой освещенности и температуры за время полного оборота земного шара вокруг своей оси!

 


Выживание в степи зимой

На Байконуре завершились наши тренировки по «выживанию» в пустынной местности зимой. После прибытия на космодром с нами были проведены теоретические занятия по формированию навыков.

Циклограмма «выживания» выглядит следующим образом:

  • После посадки в спускаемый аппарат (СА) подаётся команда на начало тренировки;
  • экипажу необходимо переодеться, подождать час внутри СА, а заатем его покинуть;
  • до заката строится убежище из подручных материалов: СА, парашютная ткань и стропы;
  • по возможности, исследуем прилегающую территорию, запасаемся кустарником.

Кустарник можно использовать и для настила под спальное место, и в качестве «топлива» для костра. При этом с самого начала тренировки необходимо ежечасно выполнять доклад по рации: координаты и самочувствие для условной поисково-спасательной службы (ПСС).

Перед ночёвкой распределяем дежурство, утепляемся и разводим костёр. На второй день модернизируем укрытие с учётом погодных условий и опыта проведённой в нем ночёвки.

Вторая ночь проходит аналогично первой. На третий день ПСС докладывает, что нашли экипаж, и необходимо выдвинуться в точку эвакуации.

Перед началом движения собираем обязательный минимум вещей из носимого аварийного запаса на случай непредвиденных ситуаций. Далее в процессе перехода поступает «медицинская вводная» — один из членов экипажа получает травму. Оказываем первую помощь и эвакуируем пострадавшего с помощью подручных средств. В точке встречи с ПСС обозначаем себя фальшфейером — это и есть завершение автономной двухсуточной тренировки.

После медосмотра проводится разбор прошедшего «выживания», где разбираются ошибки и обсуждаются пожелания по необходимости внесения изменений в циклограмму с учётом полученного опыта.

По такой циклограмме оба экипажа отработали свои тренировки. О своих впечатлениях, полученных в процессе «выживания», мы расскажем вам в следующих публикациях.


Основные физические упражнения для кандидата в отряд космонавтов

Чтобы попасть в отряд космонавтов Роскосмоса, стоит задуматься о карьере ещё в школе (максимум — в начале учёбы в вузе) и сосредоточиться на изучении технических предметов, а также уделять внимание английскому языку и... спорту. Сегодня мы продолжим тему подачи документов в отряд.

Для космонавта спортивное тело и здоровый дух важны так же, как и образование. Все претенденты должны быть выносливыми, сильными и ловкими. Проверяют это с помощью различных нормативов, о которых сегодня и поговорим!

Перед вами — основные физические упражнения и ориентировочные результаты их выполнения. Проверить себя вы можете дома, на улице или в спортзале. Сохраняйте этот пост в закладках, а затем о своих результатах пишите в комментариях.

Отметим, что это усреднённые минимальные требования для кандидатов мужского пола возрастом около 30 лет. Но мы советуем в тренировках ориентироваться на более высокие показатели. Лучше ставить цели выше, чем заявленные нормативы, тогда будет выше итоговый балл на отбор!

 


Выживания зимой: ощущения

Мы уже рассказывали о подготовке к зимнему «выживанию» и навыки, требуемые для прохождения тренировки. Пришло время рассказать об ощущениях. Зачетная тренировка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. На этот раз нам с Олегом Платоновым было запланировано прохождение тренировки через 3 года — из-за планирования экипажей к предстоящим полетам на МКС.

Тренировка проводилась по укороченному графику (8 часов вместо 48) с целью демонстрации умения и слаженность работы в экипаже. С нами был инструктор Дмитрий Закотенко.

  • Старт тренировки: докладываем по рации местонахождение, берем НАЗ, кресла, парашют, тёплые вещи и отправляемся на поиски площадки для лагеря. В 30 метрах от спускаемого аппарата мы определили удобное место и занялись его расчисткой.

Самое заметное отличие от тренировки 2019 года: много снега. Выбрав площадку, мы занялись расчисткой её от снега. Руками и ногами отбрасываем снег, используя металлическую коробку от медицинской аптечки и кресло.

  • Основное для выживания — развести костёр. Олег и Дима занялись постройкой шалаша, а костёр на мне (сбор сухих веток и поиск повалившихся стволов). Снега по колено, поэтому процесс небыстрый. Для разведения костра идеально подходят сухие ветки в нижней части елей — их нужно много. В НАЗе есть охотничьи спички и сухое горючее.

Между тем Олег и Дима соорудили шалаш, укрыли его парашютной тканью и медицинскими накидками, набросали настил из еловых веток. К полудню на 30 минут сели перекусить, согрели на костре воду, сделали чай и посушили перчатки.

  • Вторая половина дня: сделать вигвам и сигнальный костёр. Когда основой лагерь уже обжит, работается легче — чувствуется, что есть очаг. Иногда нужно отрываться от основной работы и добирать дров для костра.

День пролетел быстро, с нами на связь вышли «спасатели». По игре мы должны выйти к спускаемому аппарату, но Дима «ломает ногу», и мы оказываем ему первую помощь. Усталые, но довольные работой, на закате мы завершаем тренировку. Традиционное пожелание инструкторов по завершении тренировки — надеемся, что эти навыки в реальном полете вам не пригодятся!


Навыки «зимних выживаний»

Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года
Тренировка в январе 2019 года Тренировка в январе 2019 года

Зима в самом разгаре, а значит в подмосковном лесу на территории Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина начинаются очередные тренировки по «выживанию» зимой в лесисто-болотистой местности.

С наших первых «зимних выживаний» прошло уже три года, но навыки, обретенные в «боевой» обстановке реального автономного выживания, усвоились хорошо. Поэтому в этом году мы чувствуем себя уверенно — знаем, с чем столкнёмся и как правильно действовать.

Перед тренировкой вместе с инструкторами и врачами проводятся лекции, на которых вспоминаем особенности «выживания», тактику поведения экипажа, медицинские аспекты, состав носимого аварийного запаса (НАЗа) и рекомендации по его использованию, правила ведения радиосвязи и прочие нюансы.

Затем приходит время отработки конкретных элементов циклограммы — переодевание в спускаемом аппарате, выбор и подготовка участка, постройка укрытия, разведение сигнального костра. Мы одеваемся потеплее, идем на несколько часов в лес и тренируемся в реальных условиях.

Главные навыки и умения для выживания зимой:

  • Выбрать безопасную площадку и построить надежное укрытие;
  • найти дрова, развести костер и поддерживать горение;
  • собрать сигнальный костёр и быть готовым быстро поджечь;
  • обеспечить членам экипажа комфортные условия, учитывая риск гипотермии и обморожений;
  • уметь оказывать первую помощь в случае травмы.

На тренировке отрабатывается постройка двух типов укрытий:

  1. Односкатный шалаш
  2. «вигвам»

Первая «постройка» — односкатный шалаш — строится при помощи жердей из стволов молодых деревьев, закрепленных между собой парашютными стропами. Стены и крыша шалаша — еловые ветки, парашютная ткань и медицинские накидки из НАЗа. Самое трудоёмкое — подготовка поверхности: нужно расчистить снег, прогреть грунт при помощи костра, а затем набрать достаточное количество веток для организации «лежанки» площадью 3 м². Перед шалашом разводится костёр.

Второй тип укрытия — вигвам. Шесть длинных жердей — каркас вигвама, а парашютная ткань — защита от ветра. Центр вигвама — костёр. В центре «крыши» отверстие для выхода дыма. Неожиданно уютное и теплое пространство с полезной площадью 6–7 м², которое дает возможность отдыхать в тепле. Удивительно, но внутри такого вигвама, которое легко построить втроем за пару часов, может быть на 20–25 градусов теплее, чем на улице.


Отбор: профпригодность
14.01.2022 16:43Роскосмос

Мы уже знаем, что ещё до объявления набора в отряд космонавтов Роскосмоса следует приступить к подготовке к:

  1. Сдаче нормативов по физкультуре;
  2. прохождению профотбора.

Официальные требования, перечень дисциплин и нормативов по физкультуре представлены на сайте ЦПК. О том, какое место в нашей жизни занимал и занимает спорт, расскажем в следующий раз, а сейчас обратим внимание на требования по профпригодности. Они включают в себя оценку навыков и способностей к операторской деятельности, знаний по физике, математике, основам космонавтики, компьютерной технике, истории космонавтики, русскому и английскому языкам, культурологии и истории России.

Конечно, за год-два невозможно получить ученые степени сразу по всем дисциплинам. Я обрадую — это и необязательно! Чем глубже и обширней знания, тем лучше, однако доказывать теоремы или пересказывать наизусть «Войну и мир» вряд ли придётся. Обязательно повторите основные физические законы, стараясь не столько запомнить формулировку, сколько понять их природу и проявление в повседневной жизни. То же самое с математикой.

Отдельное внимание стоит уделить истории освоения космоса и теоретическим основам космонавтики. Раз вы собрались стать космонавтом, то наверняка и так интересно: кто и как создавал космическую технику, как и куда летала и летает, и зачем всё это, в принципе, нужно человечеству.

На мой взгляд, оцениваются не столько знания, сколько кругозор, любознательность и способность к обучению. И если у вас в знаниях есть пробелы, не переживайте — всегда есть время их восполнить, было бы желание!

Психологический профотбор подобен тому, что проходят, к примеру, лётчики при поступлении в училище. Единственное отличие — количество заданий и разнообразие. Даже если вы однажды уже проходили что-то подобное, рекомендую слегка потренироваться, лишним не будет. Это можно сделать на любом сайте или в приложении, найти которые можно по ключевым словам, например, «профотбор для летчиков». Для разминки под постом мы разместим несколько примеров заданий.

О большем количестве нюансов и о порядке прохождения профотбора расскажем в следующих публикациях.


Отбор: с чего начать?
25.12.2021 16:59Роскосмос

Однажды (очень скоро или чуть позже, но мы обязательно напишем) будет объявлен открытый набор в отряд космонавтов Роскосмоса. Поэтому мы решили рассказать о подготовке к отбору и процессе участия в нем, основываясь на относительно недавнем личном опыте.

Весь процесс можно разделить на 2 этапа — это подготовка, и, собственно, сам отбор. Про начальные требования писать, пожалуй, не будем, они опубликованы на сайте ЦПК.

Итак, предположим: у вас высшее образование, более трёх лет увлечённо трудитесь по специальности, получая бесценный жизненный опыт, периодически занимаетесь физкультурой, уверены в здоровье и мечтаете о космосе. В таком случае новость о начале очередного набора в отряд космонавтов Роскосмоса вряд ли пройдёт мимо вас. Как только вы о нём узнали, пора действовать!

Сбор документов и подача заявления — это первый шаг. Помимо стандартного набора справок, потребуется пройти множество медицинских обследований. Обратите внимание на «срок годности» обследований: некоторые действительны всего месяц, другие — шесть месяцев. Если это не учитывать, возможно, придётся заново переделывать просроченные. Прохождение медицины — особенно интересный квест для тех, чья работа связана с частыми и длительными командировками (проверено лично!). У меня сбор медицинских документов занял около четырех месяцев.

Еще до сбора документов и даже до объявления набора следует озаботиться подготовкой к сдаче физических нормативов, проверке общих знаний и проверке профессиональной пригодности. О каждом из пунктов мы расскажем отдельно в последующих публикациях. Требования также перечислены на сайте ЦПК.

Подытожим: независимо от результатов отбора, само участие в нём — грандиозное приключение, которое наверняка запомнится на всю жизнь. Как минимум, вы расширите кругозор, освежив или наверстав знания по различным научным дисциплинам и основам освоения космоса, улучшите физическую форму и лишний раз довольно тщательно проверите здоровье. А как максимум — «на пыльных тропинках далёких планет останутся и ВАШИ следы»!

Если у кого-нибудь есть вопросы, касающиеся отбора, задавайте их в комментариях, мы с радостью на них ответим в следующих публикациях.


Число недели: длительность выведения корабля

Друзья, а что бы вы успели сделать за 528 секунд? Космонавты, например, за это время добираются до околоземной орбиты.

И сегодня наше #ЧислоНедели — именно 528. Такова длительность выведения транспортного пилотируемого корабля «Союз МС»: от момента старта до момента его отделения от ракеты-носителя на целевой орбите.


Оранжерея «Лада» — космический ботанический сад

Возможно ли выращивать растения в космосе? Как будут выглядеть растения, выращенные в невесомости, по сравнению с «земными»? Будет ли жизненный цикл отличаться? Будут ли отличия в семенах, родившихся в космосе, и получится ли им взойти? Что нужно учесть, чтобы создать замкнутую систему жизнеобеспечения космических экипажей?

Представьте: небольшой сад на возобновляемых источниках энергии, который поглощает углекислый газ, производит кислород, увлажняет воздух и обеспечивает экипаж злаками, овощами и фруктами для питания. И это работает в замкнутом режиме, поддерживая внутренний круговорот в балансе. Вряд ли без этого возможны многолетние полёты человека в дальний космос. Оранжерея «Лада» и научные эксперименты, проводимые с её помощью — шаги, которые ведут нас к этой перспективной цели.

Оранжерея «Лада» — модульная система, позволяющая формировать комплексы разной производительности. Один модуль состоит из нескольких основных блоков:

  • Блок управления;
  • блок освещения;
  • листовая камера;
  • корневой модуль;
  • канистра для воды.

Кроме оранжереи, на МКС есть специальный «садовый инструмент» (если помните, он был в одной из викторин) — пинцет и ножницы. Космонавт должен уметь обращаться с оранжереей — собирать и разбирать модули, проводить техническое обслуживание и ремонт, вести наблюдения за ростом растений, контролировать параметры: влажность, температура, циклы освещения. Этому обучают в группах специализации и совершенствования.

Кроме научных целей, оранжерея — это отличное средством психологической разгрузки космонавтов! Ведь находясь много месяцев в замкнутом пространстве космического модуля, приятно наблюдать за ростом растений, которых не видел со дня старта.

Растения, которые уже показали возможность всходить и развиваться в космосе: горох, салат, карликовая пшеница.


Визир специального комплекса ВСК-4

Как экипаж контролирует положение корабля относительно Земли или МКС в автоматическом полете? А как, управляя «Союзом» вручную, оценить обстановку за бортом?

  • Иллюминаторы в спускаемом аппарате по бокам от космонавтов хороши для наблюдения земных красот, но не для работы.
  • Можно использовать ТВ-камеру, расположенную снаружи. Такая есть на корабле, но используется в качестве резерва или для контроля сближения со станцией из ЦУП.
  • Более удобный и надежный прибор — визир специального комплекса ВСК-4. Его и использует командир. Для передачи изображения применяется система зеркал, примерно такая же, как в перископе на подводной лодке.

ВСК-4 состоит из кабинной и наружной частей, соединенных согласующим элементом, в качестве которого выступает иллюминатор в спускаемом аппарате. В кабинной части есть центральный экран, в котором космонавт видит прямое уменьшенное изображение объекта, например, МКС или стыковочного узла, а также периферийная система, где можно наблюдать участки горизонта Земли для построения необходимой ориентации.

Наружная часть оснащена системой пентапризм для создания изображения в периферийной системе, а в головке центральной части установлено поворотное зеркало, позволяющее видеть объекты впереди на оси корабля, либо перпендикулярно оси. При разделении корабля на отсеки в процессе спуска наружная часть визира отстреливается.

Первоначальные навыки работы с ВСК-4 мы получаем на стенде, предназначенном для имитирования близкой к реальной светотеневой обстановки при стыковке пилотируемых кораблей с МКС. В дальнейшем при тренировках на комплексных тренажерах космонавт работает со штатной кабинной частью ВСК-4, а вместо наружной используется система проекторов, при помощи которых формируется виртуальное изображение МКС или Земли.

Такие визиры используются с первых запусков «Союзов». Если полет полностью автоматический, то через него командир только контролирует динамические операции, но если нужно вмешаться в управление, то без ВСК-4 не обойтись. Более чем за полвека этот прибор подтвердил свою высокую надежность, которая обеспечивается простотой конструкции. ВСК-4 не раз помогал космонавтам выходить из нештатных ситуаций при сближении!

 


Число недели: температура плазмы

В процессе возвращения пилотируемого корабля «Союз МС» на Землю он разделяется на три отсека: бытовой, спускаемый аппарат и приборно-агрегатный. Только спускаемый аппарат с экипажем на борту безопасно возвращается, остальные два отсека полностью сгорают в атмосфере.

Во время прохождения спускаемого аппарата через плотные слои атмосферы образуется оболочка из раскалённой плазмы.

И наше #ЧислоНедели: +28 000°С. Это максимальное значение, которого достигает температура плазмы, окружающей спускаемый аппарат. Сам он оснащен особой теплозащитой, поверхность которой в процессе спуска нагревается до +2800°С.


Визуально-инструментальные наблюдения с борта Ту-134-ЛК

Ту-134 — среднемагистральный пассажирский самолет на 80 пассажиров, один из самых массовых самолетов, производимых в СССР. В Центре подготовки космонавтов сейчас несколько самолетов-лабораторий на базе Ту-134, отличающихся от обычных пассажирских.

Помимо специальной компоновки салона имеются дополнительные 7 иллюминаторов — 1 в нижней части фюзеляжа, под полом, из которого можно наблюдать объекты на Земле в надир, 4 иллюминатора в верхней части для наблюдения за звёздным небом и 2 боковых иллюминатора в передней части салона. Иллюминаторы сделаны из кварцевого стекла, чтобы достичь минимального искажения наблюдаемых объектов. После такой модернизации самолеты получили название Ту-134-ЛК.

В нашей подготовке они используются при полётах на визуально-инструментальные наблюдения (ВИН). Каждому космонавту даётся список объектов, по которому их необходимо обнаружить и сфотографировать. Это могут быть различные фабрики и заводы, гидросооружения, исторические части городов, стадионы, памятники, устья рек, торфяники, объекты экологического мониторинга: свалки, карьеры, вырубки, пожары, загрязнения рек и озер.

Самолёт летит на высоте 8-9 км со скоростью 550-650 км/ч, что соответствует скорости бега поверхности земли при наблюдениях с борта МКС: высота 400-420 км, скорость 7,8 км/с. Таким образом при фотографировании в надирный иллюминатор (т.е. который смотрит вниз) создаются условия для съёмки, приближенные к реальному полёту — те же ± 40 секунд для поиска и фотографирования объекта. А в боковые иллюминаторы отрабатывается навык обнаружения и дешифровки объектов. Для фотографирования используются цифровые фотоаппараты, аналогичные тем, с которыми работают космонавты на МКС.

Облачность, различная контрастность объектов, отличающаяся от спутниковых снимков, время года, работа с фототехникой в быстроменяющихся условиях — это то, что не всегда и не в полном объёме можно отработать на тренажерах. Для этого и нужны такие полеты!

 


Изучение систем «Союза»

На сегодняшний день транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз МС» является кораблем, на котором космонавты безопасно добираются на МКС и возвращаются на Землю. Для уверенного овладения навыками управления космического корабля и понимания нюансов космонавты-испытатели тратят на изучение систем и алгоритмов управления ТПК сотни часов.

Изучение систем ТПК «Союз МС» является одним из важнейших этапов подготовки космонавтов и делится на четыре этапа:

  1. Подготовка на этапе «Общекосмической подготовки» (ОКП);
  2. подготовка на этапе «Группы специализации и совершенствования» (ГСС);
  3. подготовка в составе экипажа;
  4. подготовка в течение космического полета.

На этапе ОКП изучаются общие принципы построения бортовых систем корабля, понятие об их работе и особенностях эксплуатации. На этапе подготовки в ГСС происходит углубленное изучение систем, порядок эксплуатации и действия в возможных нештатных ситуациях. В составе экипажа космонавты изучают управление кораблем в приближенных к реальным условиям, и здесь каждый отрабатывает действия в штатных и нештатных ситуациях, которые необходимо обязательно досконально знать. В течение космического полета проводятся занятия по освежению знаний и навыков, необходимых для управления кораблем после расстыковки и на этапе спуска.

Подготовка по кораблю «Союз» включает в себя следующие дисциплины:

  • Конструкция и компоновка;
  • пульты и система управления бортовым комплексом;
  • комбинированная двигательная установка;
  • система исполнительных органов спуска;
  • система жизнеобеспечения и комплекс средств спасения;
  • радиоэлектронное и телевизионное оборудование;
  • система электропитания;
  • система стыковки и внутреннего перехода;
  • система обеспечения теплового режима;
  • система управления движением и навигацией.

Подготовка по каждой из этих дисциплин состоит из лекций, семинаров, практических занятий на стендах и комплексных тренажерах. Изучение каждой дисциплины завершается экзаменом длительностью 1-2 часа, который проводится в устной форме. В наших следующих публикациях мы расскажем о нюансах обучения и проведения экзаменов.


Число недели: средний возраст претендентов в космонавты

За прошедшие 10 лет Роскосмос провел три открытых набора в российский отряд космонавтов: в 2012, 2018 и 2020 годах.

И сегодня в рамках рубрики #ЧислоНедели мы посчитали, что средний возраст двадцати претендентов, зачисленных в отряд космонавтов Роскосмоса в результате трех открытых наборов, на момент зачисления составляет 31 год.


Сокол КВ-2 в невесомости

Полёты на невесомость являются одним из видов специальной подготовки космонавтов, в рамках которой мы выполняем тренировки с различным оборудованием. Одной из таких являются упражнения по облачению в скафандр «Сокол КВ-2», работе в нём и снятию в условиях невесомости.

В каждом полёте определяются два космонавта, которые будут выполнять работу со скафандрами. За космонавтом закреплён инструктор, помогающий обеспечить безопасность в течение всех режимов невесомости. После взлёта самолет Ил-76МДК набирает высоту. По достижении безопасной высоты звучит команда «5 минут до начала работы», по которой космонавты снимают парашюты и готовятся к работе. Те, чья очередь работать в скафандрах, снимают кроссовки и полётные комбинезоны, надевают полетное бельё, достают скафандр из сумки и занимают место на полу со скафандром возле себя.

Каждый полёт состоит из 10 режимов невесомости. Режим длится 20-25 секунд. Между режимами — пауза, в течение которой самолёт набирает высоту для следующего манёвра.

Циклограмма работы следующая:

  • Режимы 1 и 2: облачение в скафандр;
  • режимы 3-8: упражнения по отработке навыков перемещения в скафандре, работе с грузами и макетами спутников, электроразъёмами и оборудованием скафандра;
  • режимы 9 и 10: снятие скафандра.

При необходимости можно увеличивать или уменьшать длительность, менять очередность упражнений.

Основной задачей таких тренировок является отработка навыков по облачению и снятию скафандра в безопорном пространстве в условиях невесомости. На Земле, то есть в условиях гравитации, облачение в скафандры — привычный для космонавтов порядок действий. В невесомости необходимо тренировать координацию движений, чтобы научиться принимать необходимое положения тела для лёгкого и быстрого надевания и снятия скафандра, понять, как наиболее эффективно проводить эту процедуру. После нескольких тренировок мы научились облачаться в скафандр за 1,5 режима, то есть всего за 30-35 секунд.


Впечатления от горной подготовки

Инструкторы ЦПК и МЧС провели нас через насыщенную неделю, в которой было и обучение полезным навыкам, и ситуации, в которых мы выходили из зоны комфорта. Треккинг, скалолазание, отработка навыков оказания первой помощи, ночевка в горах — нагрузка с утра до вечера. Самое главное — мы прочувствовали всё через ноги, руки и пальцы — на практике.

Вот, что мы впитали в себя на горной подготовке.

 

Навыки работы с оборудованием

Веревки, узлы, работа со скалолазным оборудованием. Не просто обзор, а именно навыки. То здесь, то тут останавливались на привалы, вязали узлы. Вязали настолько много раз, что булинь, двойная восьмерка и грейпвайн теперь не просто умеешь завязывать, а получаешь от этого эстетическое удовольствие. От скалолазного оборудования перешли к работе с подручными средствами и теперь понимаем как из парашютных строп и подручных материалов обеспечить безопасность в горах.

 

Скалолазание

Умение довериться партнеру и оборудованию. Не на скалодроме, а на природе, по настоящему рельефу, по участкам такой сложности, что, кажется, выше уже не пройдешь. До усталости, от которой пальцы рук отказываются тебе подчиняться, и становится невозможно удержаться на скале. Вишенка на торте — красивейший и немного пугающий маршрут по гребню горы Индюшка. Оказывается, можно проходить маршрут, прокладывая связывающий двоих скалолазов трос между камней, деревьев и элементов рельефа — и этого будет достаточно для удержания человека в случае падения. Некоторые участки были достаточно сложными, и нужно было перешагнуть через страх высоты, чтобы пройти вперед.

 

Треккинг

Около 30-40 км пешком. Горные ручьи, необычного вида склоны, свежесть утра и теплое южное солнце. Около трех дней мы провели на ногах, убеждаясь в силе ног и общей выносливости организма. Одну из ночей провели в автономной группе, переночевав всемером в небольшой пещере на склоне горы. Костер, чай и отличная компания — прямо под звездным небом.

Итог тренировок: горы стали более понятны, а новые умения придают уверенности. Кроме этого, мы прекрасно провели время и познакомились теснее, пройдя занятия бок о бок с инструкторами ЦПК и МЧС, врачом и психологом через настоящие горные приключения.


Число недели: максимальный рост сидя

Одним из ключевых антропометрических параметров кандидата в отряд космонавтов является рост в сидячем положении.

Его максимальное значение — 99 см. И это наше #ЧислоНедели! Данное ограничение задаётся размерами кресла «Казбек-УМ» — «рабочего места» космонавта во время запуска, а затем возвращения с околоземной орбиты.

На этой фотографии космонавт Роскосмоса Олег Новицкий перед своей третьей космической командировкой, а уже завтра ожидается его возвращение на Землю. Желаем штатного спуска и мягкой посадки экипажу «Казбеков»!


Испытание гипоксией – 30 минут на высоте 5 км

Космонавты ежегодно проходят медицинскую врачебно-экспертную комиссию. Еще одним специальным исследованием является испытание в барокамере.

В день обследования необходимо получить разрешение об отсутствии противопоказаний к подъему в барокамере у терапевта и ЛОРа. Сначала на космонавта надевают пояс с датчиками для снятия кардиограммы, манжет для измерения давления и пульсоксиметр. Кроме этого, под подбородком размещается высотная маска, подключенная к баллону с кислородом. В течение испытания она расположена у лица, чтобы в случае ухудшения самочувствия космонавт мог поднести маску к лицу и прекратить гипоксическое состояние.

Итак, космонавт занял место в кресле внутри барокамеры. Закрывается дверь и выполняется контрольный замер показаний пульса и давления, после начинается подъем до высоты 5000 м со скоростью 15 м/с. Здесь выполняется т.н. площадка — экспозиция длительностью 30 минут. Врачи внимательно следят за самочувствием и реакцией организма на пониженное атмосферное давление, отслеживая медицинские показания в реальном времени.

В барокамере установлено допоборудование — в течение 30-минутной площадки проводятся различные исследования. Например, несколько раз проходим тесты на скорость реакции — при помощи устройства с разноцветными светодиодами, оборудованного цветными клавишами, нужно реагировать на загорание светодиодов по алгоритму.

Чтобы космонавт не скучал в одиночестве и мог проверить, не изменилось ли из-за низкого парциального давления кислорода цветовосприятие, внутри лежат книги с фотографиями высочайших гор планеты. Сидишь на искусственно созданной «высоте» и наслаждаешься красотой снимков.

По завершении 30 минут начинается повышение давления в барокамере, скорость которого соответствует снижению со скоростью 50 м/с. Такая скорость нарастания давления требует умения компенсировать давление на барабанные перепонки и проверяет состояние черепных пазух и органов слуха. После «спуска на землю» проводится финальный замер показаний пульса и давления. В конце идем в кабинет ЛОРа, где проводится тональная аудиометрия, цель которой — проверить, не случилось ли негативных последствий с ЛОР-органами из-за перепадов давления.


Число недели: объем резервуара гидролаборатории

Гидролаборатория Центра подготовки космонавтов — сложное гидротехническое сооружение. Она является одним из основных тренажных средств подготовки космонавтов к внекорабельной деятельности.

И сегодня у нашей группы проходят первые тренировки в этом уникальном месте. Подробнее о наших впечатлениях мы расскажем чуть позднее, а сегодня рубрика #ЧислоНедели.

Основную центральную часть здания занимает огромный цилиндрический резервуар. Объем воды — пять тысяч кубических метров. Идеальное место на Земле, чтобы готовиться к выходу в открытый космос!


Космонавты — скалолазы

Неделя выдалась насыщенной, похожей на небольшое приключение — все 5 дней в Туапсинском районе мы проходили подготовку по выживанию в горной местности. Расскажем о горной подготовке в двух частях — сначала зачем она нужна.

Итак, сперва цели и задачи. Мы уже учились «выживать» в лесу в мороз, в пустыне в жару, переодеваться в спускаемом аппарате в случае приводнения. И вот теперь еще одна, новая география: скалы, горы, лесистые склоны, камнепады. Хотя вероятность посадки спускаемого аппарата в горной местности крайне мала, она не нулевая. Более того, горная подготовка учит не только выживанию в новой климатогеографической зоне, но и значительно расширяет готовность космонавта к разным ситуациям, которые могут произойти после посадки.

Курс подготовки состоит из нескольких блоков, логически связанных друг с другом. Начав с теории, инструкторы Отряда «Центроспас» МЧС России рассказали про виды горного рельефа и познакомили со скалолазным оборудованием. Дальше — много практики, направленной на выработку навыков через личный опыт:

  1. Обучение базовым навыкам скалолазания, обращению со снаряжением и основным узлам → уметь обеспечивать надежную страховку при подъемах и спусках;
  2. длительный треккинг по неподготовленным тропам и научиться безопасному передвижению по разным рельефам, включая камнепады, русла горных рек, преодолению препятствий;
  3. обучение навыкам оказания первой помощи → уметь эффективно перемещать пострадавшего;
  4. использование подручных средств, доступных в спускаемом аппарате (строп, элементов скафандра, НАЗа) для организации страховки → уметь перемещаться в горах, используя оборудование, имеющееся у экипажа в наличии;
  5. восхождение по маршрутам в связке с товарищем с использованием скалолазного снаряжения → научиться прокладывать оптимальный маршрут в сложном горном рельефе, доверять страховке и друг другу;
  6. автономная ночевка в горах в составе группы → прочувствовать отличия гор от леса и пустыни, потренировать командное взаимодействие.

Все этапы обучения проходили под присмотром опытных спасателей МЧС, которые чувствуют себя в горах, как дома и с удовольствием делятся своим опытом с нами.

 


Полеты на Л-39 для профессиональных летчиков

Как мы уже рассказывали, во время тренировок на учебно-тренировочных самолетах Л-39 все космонавты делятся на две группы. Космонавты и кандидаты в космонавты, которые имеют:

  1. Первоначальное летное образование (военные летчики). Эта группа выполняет полёты из передней кабины самолета: контрольные — вместе с инструктором, а тренировочные — самостоятельно;
  2. без первоначального летного образования. Эта группа космонавтов выполняет полёты из задней кабины самолета (в составе экипажа).

Сегодня поговорим о первой группе. Поскольку большинство военных лётчиков в лётных училищах начинали подготовку с Л-39, то для них этот самолет является ранее освоенным. После училища каждый военный лётчик получает большой опыт полётов на различных типах самолетов, стоящих на вооружении ВС РФ. Поэтому подготовка к полётам и полёты в лётном отряде Центра подготовки космонавтов для них не имеют больших отличий от тех, которые выполняли в лётных полках.

Перед полетами на самолете Л-39 космонавты сдают зачёты по знанию авиационной техники, руководства по летной эксплуатации самолета, района полёта аэродрома и др. Затем нужно пройти предварительную подготовку к полётам. Непосредственно полёты первая группа космонавтов может выполнять как из передней кабины (контрольные и тренировочные), так и из задней кабины (в составе экипажа). При восстановлении навыков в полёте после перерывов выполняются сначала несколько контрольных полетов в комплексе по нескольким упражнениям с инструктором в задней кабине, затем выполняются тренировочные полеты — самостоятельно в передней кабине.

Полёты выполняются днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, на простой и сложный пилотаж, на малых, средних и больших высотах, а также выполняются полеты на групповую слетанность.

  • Автор: Алексей Зубрицкий
  • Фото: Александр Гребенкин

Число недели: отряд космонавтов

Сегодня отряд космонавтов Роскосмоса состоит из 33 действующих космонавтов, четверо из которых являются кандидатами.


Впечатления от «Выхода»

Как и обещали, делимся первыми впечатлениями от тренажера «Выход-2», о котором рассказывали месяц назад.

Тренировка начинается с медосмотра, надевания медпояса, нательного белья и костюма водяного охлаждения. Далее проходим в зал и приступаем к первому практическому занятию. Сразу учимся работать в команде — «входим» в скафандр «Орлан-МКС» по очереди, помогая друг другу. При помощи лестницы поднимаешься по ступеням, опускаешь ноги внутрь скафандра и садишься на обрез проема. Затем подстыковываешь коммуникации и проверяешь связь. После получения подтверждения инструктора залезаем внутрь — направляем руки в рукава и мягко соскальзываем вперед. Первое, на что обращаешь внимание — обзорность и ощущения в пальцах рук. Внутри комфортно, тесноты нет, перчатки удобные. Теперь при помощи специальной петли подтягиваешь крышку ранца и герметизируешь при помощи рычага.

После герметизации начинается увеличение давления, которое быстро вырастает до +0,4 атмосферы — аналогично погружению в воду на глубину 4 метра. Рядом с носом расположена «чесалка», на которую можно опереть нос, чтобы «продуть уши». Теперь учимся управлять пультом, находящимся на груди. Пульт смещен относительно центра, и им удобнее управлять правой рукой. На предплечье левой руки висит зеркало, при помощи которого видно, что делает правая — все наизнанку, поэтому надо привыкнуть. Зато наглядно понятно, что означают слова «олпет» и «долох», написанные рядом с рычагами.

Надутый до +0,4 атм. скафандр становится более жестким, и каждое сжатие пальцев похоже на работу с эспандером — подержи что-то дольше минуты, и рука начинает ныть от усталости. Движения рук в стороны вынуждают применять значительную силу. Однако движения рук вперед-назад, вовлекающие вращение рукава в плечевом шарнире, даются проще. Самое непростое упражнение — отстыковка и пристыковка бортовой колодки на правом боку скафандра, в районе живота. Правой рукой нужно научиться попадать в направляющие и закрывать замок. После нескольких попыток найти удобную траекторию движения все же получается, но для формирования надежного навыка нужно еще тренироваться!


Врачебно-экспертная комиссия: центрифуга

Члены отряда космонавтов Роскосмоса ежегодно проходят врачебно-экспертную комиссию, успешное прохождение которой дает допуск к специальным видам тренировок. Одним из медицинских обследований является вращение на центрифуге в сидячем положении с перегрузкой 3g и 5g.

Вращение 5g является зачетным испытанием. Непосредственно в день вращения нужно пройти обследование у терапевта и ЛОРа. При посадке в центрифугу на обследуемого надеваются медицинские датчики, с помощью которых будет записываться ЭКГ, пульс и другие показатели. После того как космонавта зафиксировали ремнями в капсуле, он готов к вращению.

Сначала выполняется вращение с перегрузкой 3g — центрифуга разгоняется, пока перегрузка не достигнет трех единиц. Затем проводится т.н. площадка — 30 секунд поддерживается перегрузка 3g, а после — плавное замедление вращения до полной остановки. Во время испытания происходит контроль состояния оператора:

  • По команде врача специальной клавишей необходимо гасить лампочки, которые загораются в поле зрения на панели перед лицом — это проверка периферийного зрения;
  • в конце 30-секундной «площадки» на экране перед лицом испытуемого появляются кольца с разрезами (как на таблице в кабинете окулиста) — необходимо определить и запомнить, в какую сторону разрезы у самых маленьких колец — это проверка остроты зрения;
  • во время вращения без перерыва необходимо рукой удерживать зажатой тангенту — подтверждение, что оператор в сознании.

После остановки измеряется артериальное давление и пульс, а через несколько минут отдыха выполняется повторное вращение, но уже с перегрузкой 5g. Вращение с перегрузкой 5g аналогично вращению с 3g, но только на 30-секундной «площадке» поддерживается перегрузка уже в 5 единиц.

Физиологически перегрузка ощущается, как утяжеление всех частей тела в несколько раз. Например, если вы весите 70 кг, то при перегрузке 5g вы будете весить 350 кг. Если в процессе вращения ничего не делать, то человек потеряет сознание. Поэтому, когда перегрузка начинает нарастать, необходимо напрячь мышцы ног и пресса для компенсации оттока крови от головы и контролировать это мышечное напряжение до конца вращения.


Число недели: площадь основного парашюта корабля «Союз МС»

1000 квадратных метров — такова площадь основного парашюта спускаемого аппарата пилотируемого корабля «Союз МС». И сегодня это наше #ЧислоНедели.

В кораблях «Союз МС» применяется многокаскадная парашютная система. Она состоит из нескольких последовательно вводимых парашютных куполов: вытяжных, тормозного, основного и запасного. Вытяжные предназначены для ввода купола основного парашюта, тормозной — для стабилизации и снижения скорости движения спускаемого аппарата до значений, допускаемых для введения в поток основного купола.

Также спускаемый аппарат снабжен запасной парашютной системой на случай выхода из строя основной.


Испытание жарой

Тренировка в пустыне начинается в 9 утра — уже с момента облачения в скафандры становится тепло. В них же садимся в машину и едем на место проведения тренировки вместе с инструкторской бригадой Центра подготовки космонавтов. За 15 минут дороги становится жарко, но есть бонус — тренировка официально не началась, а значит разрешается пить. За время дороги выпил 1 л холодной воды, накопить впрок.

Прибыв на место, получаем блоки НАЗа, укладки с теплой одеждой и финальные напутствия. Парашют и кресла из спускаемого аппарата «Союза» лежат рядом. Первый выход на связь и есть официальный старт тренировки — теперь мы автономны и пробудем тут 48 ч. В тени +40°C, а время только 10 утра. Но мы не в тени, а на солнцепеке, поэтому действуем без промедления: снять скафандры, защититься от солнца, укутать Блок № 1 в одежду (сохранить воду прохладной), расчистить площадку для укрытия, построить укрытие и лечь.

Первые полчаса с Кириллом Песковым нарезаем стропы и делаем крышу, а Олег Платонов нарезает прямоугольники из парашюта и чистит площадку. Дальше втроем делаем строительные блоки, из них — колонны и якоря. Время пролетает быстро — укрытие готово к полудню. Последние штрихи — закрепить медицинские накидки внутри крыши, чтобы отражать солнечные лучи. Теперь отдых до заката и ежечасные выходы на связь.

По сравнению с выживанием зимой работы намного меньше: сделал укрытие и лежи спокойно до заката. Самое заметное — обезвоживание и постоянная жажда. Первые сутки пробовали пить по 400 мл воды на человека, но это мало — пить хочется всё время. Уже вечером первого дня решили пить больше, по 600 мл в сутки на человека. Воду пьем по 50 мл, аккуратно переливая из канистры в мерный стаканчик. Днем пьем меньше, вечером больше.

За время выживания мы выпили по 1,8 л воды, потеряли до 5% массы тела, съели по несколько фруктовых батончиков. Кроме непосредственно самих навыков (постройка укрытия, сбор воды, оказание первой помощи), выживание в степи летом учит терпению, распределению сил и ресурсов, командной работе. Интересный опыт, который проводится только один раз за время подготовки!

Кстати, а вы помните какое еще испытание проводится один раз в карьере космонавта?


«Выживания» в пустыне

В июле 2021 года мы успешно прошли тренировку по выживанию в степи летом. Перед каждой подобной тренировкой инструкторы проводят не только лекции, где подробно рассказывают о процессе выживания и эффективную тактику работы, но и практическое занятие, в процессе которого своими руками с использованием оборудования носимого аварийного запаса (НАЗ) строим укрытие и учимся добывать воду.

Обучение навыкам проходит в тех же условиях, в которых предстоит работать в реальной тренировке. Главные навыки и умения для выживания в степи летом:

  • Построить надежное укрытие, продуваемое со всех сторон ветром;

  • защититься от опасных насекомых;

  • собирать воду при помощи конденсаторов;

  • экономно расходовать запасы воды.

Для постройки укрытия используется полотно парашюта, парашютные стропы, защитные металлизированные накидки, кресла «Казбек» и грунт. Первым делом изготавливаются опоры и якори. Наиболее эффективный способ — нарезать парашют на прямоугольники, засыпать внутрь грунт или песок, прочно завязать — так получаются мягкие, но увесистые «строительные блоки». 4-6 блоков кладем один на другой — получается опорная колонна. Еще для колонны удобно использовать кресло, которое частично закапывается в грунт. 1-2 блока, закопанные в грунт — якорь, к которому можно привязать парашютную стропу.

После того как колонны и якори готовы, берется полотно парашюта и складывается несколько раз, чтобы получить прямоугольник площадью 6-8 м². Несколько сложений нужно, чтобы создать надежную защиту от солнечных лучей. В дополнение к этому между сложениями парашютной ткани укладывается и закрепляется металлизированная накидка, которая отражает солнечное излучение. При помощи строп получившаяся «крыша» растягивается поверх колонн и прикрепляется к якорям. «Пол» укрытия тщательно разравнивается и укрывается парашютной тканью и одеждой из НАЗа. Площадь основного парашюта — около 1 000 м² — достаточно и для «крыши», и для уютного «ковра».

После заката убирается часть колонн, экипаж «переезжает» на время ночевки на крышу — получившееся укрытие защищает от опасных насекомых, которые наиболее активны ночью.

Сбор воды при помощи конденсаторов — важный навык, который поможет снизить степень обезвоживания. Один из способов собрать воду — обернуть ветки кустов полиэтиленовым пакетом (в пакетах хранятся рационы питания) и завязать. Через 15-20 часов в пакете конденсируется 10-15 мл воды. Если собрать все пакеты НАЗа, получается около 30 «пунктов сбора» конденсата. Как результат — собирается 300-400 мл воды в сутки — а это хорошее подспорье в состоянии обезвоживания!

В одной из следующих публикаций мы расскажем о впечатлениях и тактику расходования питьевой воды.


Цифра недели: 6 литров воды в НАЗе

Шесть литров питьевой воды хранится в баке носимого аварийного запаса «Гранат-6», находящегося в спускаемом аппарате пилотируемого корабля «Союз-МС». Именно столько воды есть в распоряжении экипажа в случае нештатной посадки.

Дефицит питьевой воды особенно заметен на двухсуточной тренировке по выживанию в степи летом. Длительность тренировки — 48 часов, то есть при равномерном и аккуратном расходовании воды — всего по одному литру в сутки на человека. Этого недостаточно для поддержания гидратации организма при высокой температуре окружающего воздуха.

В следующих публикациях мы подробнее расскажем про процесс выживания и наши личные впечатления от тренировки, которая прошла пару недель назад.


Выход в космос на Земле

«Выход-2» — уникальный тренажер, который позволяет на Земле имитировать работу в скафандре в условиях «невесомости».

Космонавты, облаченные в скафандр «Орлан-МКС» (расшифровывается как модернизированный, компьютеризированный, синтетический), отрабатывают процедуры шлюзования с применением оборудования, аналогичного установленному в шлюзовом отсеке орбитальной станции. Кроме обучения управлению комплексом средств шлюзования, тренажер используется для изучения устройства, конструкции и компоновки скафандра для внекорабельной деятельности, обучению работе в скафандре в штатных и нештатных ситуациях, техническому обслуживанию и ремонту скафандра.

Просторное помещение с высокими потолками, система обезвешивания и перемещения скафандров, оборудование для проведения процедуры шлюзования и сердце тренажера — два полноценных скафандра для выхода в открытый космос. Скафандр «Орлан-МКС» (массой 114 кг, как мы уже писали ранее) — по сути, полностью автономный миниатюрный космический корабль, в котором космонавт проводит работы на внешней поверхности станции. Скафандр обеспечивает до 10 часов автономной работы.

Перед тренировкой мы проходим медицинский осмотр, надеваем медицинское оборудование, нательное бельё, костюм водяного охлаждения с встроенными в него трубопроводами и шлемофон. Костюм водяного охлаждения (синего цвета) отводит излишнее тепло от тела космонавта — в трубках циркулирует вода, температура которой регулируется.

Самое необычное ощущение, которое испытывает оператор во время тренировки на тренажере «Выход-2» — это возможность перемещаться по стенам, прилагая минимум физических усилий. Тренажер также может имитировать, например, лунную гравитацию, которая в 6 раз меньше земной. В одной из следующих публикаций мы поделимся ощущениями от нашей первой тренировки на этом тренажере.

 


Тренировки в небе
Летная подготовка — один из видов наших специальных тренировок. Она проходит на двухместном учебно-тренировочном реактивном самолете Л-39. Сам Л-39 предназначен для первоначального обучения курсантов летных училищ ВВС технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, воздушной навигации, а также групповой слетанности. Этот самолет используется для специальной летной подготовки космонавтов и как никто другой подходит для первого знакомства с полетами и авиационной техникой в целом.

В процессе подготовки к полетам космонавты разделены на две группы:

  1. Первая группа — космонавты и кандидаты в космонавты, которые имеют первоначальное летное образование (военные летчики). Они выполняют полеты из передней кабины самолета, контрольные — вместе с инструктором и тренировочные — самостоятельно (без инструктора в задней кабине).
  2. Вторая группа — космонавты и кандидаты в космонавты без первоначального летного образования. Они выполняют полеты из задней кабины самолета (в составе экипажа).

Основные задачи специальной летной подготовки:

  • Формирование навыков управления сложной авиационной техникой;
  • взаимодействие в экипаже и с группой управления полетами;
  • порядок распределения и переключения внимания на всех этапах полета;
  • порядок ведения радиообмена;
  • тренировка определения пространственного положения самолета с помощью приборов;
  • порядок ведения визуальной ориентировки и воздушной навигации;
  • тренировки по действиям в особых случаях в полёте и при вынужденном покидании самолета.

Специальная летная подготовка — один из важных элементов подготовки к космическому полету с точки зрения управления сложной техникой во взаимодействии с членами экипажа и наземной командой. Кроме того, она учит умению действовать в критических ситуациях и при дефиците времени.

P.S. За фотографию благодарим нашего коллегу Николая Чуба.


Цифра недели: масса скафандра «Орлан-МКС»

Месяц назад, 2 июня 2021 года, наши коллеги Олег Новицкий и Петр Дубров выполнили первый в своей карьере выход в открытый космос. Однако внекорабельной деятельности (ВКД) мы учимся еще будучи на Земле.

Кандидатов в космонавты начинают готовить к ВКД еще на этапе общекосмической подготовки. Для этого проводятся тренировки как в гидролаборатории, так и на тренажере «Выход-2» (на фото).

На тренажере «Выход-2» работа выполняется в скафандре «Орлан-МКС», который полностью соответствует полетным, находящимся на борту Международной космической станции. Фактически он представляет собой небольшой автономный «космический корабль» массой 114 кг.

И это наша #ЦифраНедели! Неплохо, правда? Подробнее о тренировке по комплексу средств шлюзования и работе в скафандрах для ВКД мы расскажем в следующих постах.


Исследование в сурдокамере – как и зачем

64 часа без сна в комнате без окон площадью 6 м², отсутствие посторонних звуков и связи с внешним миром, постоянный контроль через камеры и микрофоны. Чем мы там занимаемся и как к этому подготовиться?

Основным «законом» является циклограмма — брошюра, где по минутам расписана деятельность в течение всего исследования. Главная задача — самостоятельно следить за временем, вовремя и без напоминаний заканчивать задание и начинать следующее. В циклограмме сразу замечаешь циклы по 4 часа, то есть задания, которые повторяются каждые 4 часа: снятие медицинских показаний, физкультура, решение тестов. Когда впервые листаешь эту брошюру и видишь задания в районе «через 50-60 часов после старта», конечно, удивляешься и спрашиваешь себя: «как я там буду себя чувствовать на 3 день?». Но когда находишься в процессе, оказывается, все возможно.

Что можно сделать, чтобы подготовиться к такому испытанию? Выспаться впрок вряд ли получится. Но образ жизни в предыдущие несколько дней, конечно, дает запас сил. Также помогает тщательная подготовка. Задумайтесь, что бы вы с собой взяли в такое испытание, что поможет разнообразить досуг, поддержать организм и настроение? Наиболее эффективные средства, которые помогли мне: бодрящие перекусы (морковь, сельдерей, мандарины), теннисные мячи для жонглирования, сборник стихов (читать вслух), специальный валик для массажа спины, пазл (который в итоге собирали всей группой), фотографии любимых мест, коврик для йоги, настольные часы.

Основным итогом исследования является подробный отчет, рассказывающий о твоих личностных особенностях — психологи дают нам множество ценных советов как с собой таким жить. А еще, пережив такой опыт, обретаешь уверенность в своих силах. В общем, очень интересно. Такой опыт должен пережить каждый, кому интересно лучше узнать себя.

 


Знакомство с «Наукой»

Идет третий год нашей подготовки, а в профессии еще так много событий, которые начинаются со слов «впервые». На прошлой неделе мы впервые посетили космодром Байконур и познакомились с усовершенствованным лабораторным модулем «Наука», который планируется запустить и пристыковать к российскому сегменту Международной космической станции уже в следующем месяце!

Мы не только увидели космодром и провели несколько дней в гостинице «Космонавт», окунувшись в атмосферу, в которой экипажи проводят завершающие недели перед стартом, но и подробно изучили модуль, который вскоре должен дополнить наш сегмент на МКС.


Число недели: тренировка в сурдокамере

«Испытание одиночеством» — именно так можно назвать одно из самых ответственных и выматывающих испытаний, которое проходит каждый космонавт на этапе общекосмической подготовки. Оно проводится в сурдокамере, которая официально называется стенд «Квант».

Сама сурдокамера — это помещение со звуконепроницаемыми стенами площадью около 6 м², где мы исследуем свои возможности в полной изоляции от внешнего мира. Здесь моделируются сложные условия жизнедеятельности: одиночество, замкнутое пространство, отсутствие двусторонней речевой связи, изменённые суточные режимы, отсутствие возможности наблюдать смену дня и ночи.

Тренировка длится ровно трое суток, из которых 64 часа — в режиме непрерывной деятельности, то есть без сна!

Такое испытание проводится всего один раз в карьере космонавта, но запоминается на всю жизнь. Все подробности и о наших впечатлениях мы расскажем в следующих публикациях.


Основы визуально-инструментальных наблюдений

Одной из задач, выполняемых космонавтами на борту Международной космической станции, является фотографирование различных объектов на поверхности Земли. Высота полета МКС над уровнем моря — около 420 км, скорость движения по орбите — около 28 000 км/ч — у оператора для поиска, обнаружения и качественного фотографирования заданного объекта есть около 40 секунд.

Для формирования навыков, требуемых для качественного выполнения этой работы, мы изучаем ряд дисциплин, таких как: основы визуально-инструментальных наблюдений (или просто — ВИН), фотоподготовка, полеты на самолете-лаборатории на ВИН. Основы ВИН — по сути, география, но со своими особенностями.

Алексей Зубрицкий проходит тренировку на ВИН Алексей Зубрицкий проходит тренировку на ВИН


Число недели: летательные аппараты

Лётная подготовка — одна из важнейших частей нашего обучения.

Каждый космонавт, независимо от того, имеет он лётное образование или нет, выполняет учебно-тренировочные полёты на самолётах Л-39. Кроме этого, несколько раз в год мы совершаем полёты на визуально-приборные наблюдения земной поверхности на самолёте-лаборатории Ту-134, а также 4 раза в год тренируемся в невесомости на самолёте Ил-76МДК.

Сегодня цифра недели — 8. Именно на стольких типах летательных аппаратов кандидаты в космонавты отряда Роскосмоса летают (в качестве пассажиров, обучаемых, парашютистов, операторов) во время курса общекосмической подготовки: Ан-2, Ан-28, Ил-76МДК, Л-39, Л-410, Ми-8, Ту-134, Ту-204.


С Днем космонавтики!

Сегодня — День Космонавтики!

12 апреля мы отмечаем первый полет человека в космос. Это день, когда зародилась профессия космонавта — одна из самых молодых профессий нашего времени и точно самая увлекательная. Также это дата триумфа науки и праздник всех тех, кто причастен к космической отрасли.

Для нас этот праздник и предшествующие недели прошли неожиданно интенсивно. Множество приглашений на выступления, интервью для журналов и телеканалов, встречи со студентами и школьниками. Многие из нас успели получить первый опыт участия в телевизионных передачах, посетили множество любопытных мест и познакомились с новыми людьми.

Поздравляем всех коллег с праздником! Гордимся быть причастными к этому знаменательному дню.


Космическая загадка

Предлагаем продолжить обсуждение темы про специальную парашютную подготовку космонавтов. Как уже говорилось, наши прыжки с парашютом — это тренировки по уникальной методике. Под воздействием эмоциональной нагрузки важно сохранять высокую работоспособность. Каждый прыжок мы выполняем с обязательным «оборудованием» — диктофоном, шумозащитным шлемом и карточками с заданиями, о которых сегодня поговорим и даже решим!

Решение специальных карточек — это сложнее, чем просто вести репортаж, поскольку нужно сосредоточить максимум внимания на заданиях, в числе которых: информационный поиск, работа с секундомером, математические и логические задачи. Сначала мы решаем карточку в свободном падении, затем, если остаётся достаточно высоты до раскрытия купола, выполняем в воздухе подходы, сальто, развороты и другие фигуры.

Сама карточка, которую мы открываем после отделения, крепится на рукав, в шлем встроен диктофон, на который необходимо «наговаривать» решение задачи. При этом обязательно нужно отслеживать текущую высоту, чтобы обеспечить раскрытие парашюта на безопасной высоте. Затем мы проводим анализ действий в свободном падении и ведем репортаж об окружающей обстановке, строим расчеты захода на цель и выполняем безопасное приземление. После прыжка психологи и инструкторы разбирают и анализируют с нами все проделанные действия.

Итак, перед вами карточка «ЧКТ» — «чёрно-красная таблица». Здесь вы видите набор цифр: красные нужно расположить в порядке возрастания, а черные по убыванию. Рядом с цифрой буква — нужно называть цифру и букву, чтобы продемонстрировать, что вы нашли глазами то, что нужно, а не просто называете последовательность из цифр. При этом цвета должны чередоваться, а отсчет начинаться с красного. Решение — это последовательное чтение карточки на диктофон, без ошибок и на время. Начало решения, чтобы было понятнее: «1л-8г-2т-7..».

Готовы решить ее? Тогда записывайте видео, выкладывайте в комментариях ВКонтакте.


Число недели: время свободного падения во время СППК

Безопасность космических полётов и эффективность деятельности космонавтов зависит от степени развития необходимых психофизиологических качеств. Именно поэтому парашютная подготовка всегда была важной частью специальной подготовки покорителей космоса.


 

1 час 20 минут — столько времени кандидаты в отряд космонавтов Роскосмоса проводят в свободном падении за время прохождения двухлетнего курса общекосмической подготовки. Это около 80 прыжков с высоты 4 000 метров до 1 200 метров.

Парашютная подготовка, отметим, это не просто прыжки с парашютом с определённой высоты — это тренировки по уникальной методике. Она включает в себя затяжные прыжки, ведение репортажа во время свободного падения, умение управлять куполом, параллельно выполняя разноплановые задания (например, решить задачку, выполнить информационный поиск и др.).

Что они из себя представляют? Об этом мы расскажем в следующих постах!


Число недели: тренировка в невесомости

«Подружиться» с невесомостью нужно каждому космонавту задолго до своего космического полёта. Полёты с воспроизведением режимов невесомости на самолёте-лаборатории ИЛ-76МДК — один из способов такой подготовки.

Эти тренировки позволяют нам приобрести навыки ориентации и передвижения тела в условиях невесомости с использованием различных средств фиксации. Полеты проводятся с подмосковного аэродрома Чкаловский в диапазоне высот от 6 до 9 тысяч метров.

Более подробно об этом мы расскажем чуть позднее, но а сегодня открываем нашу рубрику #ЧислоНедели:

33 минуты 20 секунд — столько времени кандидаты в космонавты отряда Роскосмоса проводят в невесомости за время тренировок в самолете ИЛ-76МДК (10 полетов х 10 режимов х 20 секунд).


Дань памяти первому космонавту Земли

В Отряде космонавтов множество интересных традиций. Одной из таких вот уже 48 лет от роду. 48 лет подряд космонавты и коллеги по Центру подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина 9 марта отправляются в Смоленскую область, чтобы отдать дань памяти первому космонавту Земли — Юрию Гагарину, отпраздновать его день рождения. Эту традицию основал близкий друг и коллега Юрия Алексеевича — Алексей Архипович Леонов. Десятилетиями он был бессменным вдохновителем мероприятий, которые из года в год организуются 9 марта.

В этот день, будь то рабочий или выходной, мы ранним утром выезжаем на автобусе из Звездного городка, чтобы в 9 утра встретиться с руководством области на границе Московской и Смоленских областей. Нас встречают с хлебом и солью. Дальше мы отправляемся на целую череду мероприятий, где встречаемся со школьниками, юными спортсменами, работниками культуры и образования, родственниками Юрия Гагарина, жителями города Гагарин (до 1968 года — Гжатск) и деревни Клушино, где появился на свет первый космонавт планеты. Гордость за свой край, чествование первого космонавта Земли — город словно пронизан чувствами десятков тысяч человек.


Запись прямого эфира 4 марта

Если вы пропустили — повтор прямого эфира от 4 марта, который мы провели в аккаунте Роскосмоса:

  • как проходит отбор в отряд космонавтов Роскосмоса;
  • что из себя представляет двухлетний курс общекосмической подготовки;
  • какие испытания и тренировки мы проходим;
  • ответы на многочисленные вопросы подписчиков.

Смотреть ВКонтакте

 


Эмблема группы набора 2018

Следуя традиции предыдущих наборов, будущие космонавты на этапе общекосмической подготовки выбирают себе эмблему. Это неофициальная эмблема, поэтому нет никаких ограничений и правил, кроме здравого смысла и коллективного разума. Основное, чем мы руководствовались — размер и форма эмблемы должны быть такими, чтобы можно было ее удобно разместить на рукаве комбинезона. Довольно быстро пришли к варианту круга диаметром 80 мм.

Работа над эмблемой — эдакое командообразующее мероприятие, растянутое во времени — ведь нужно всем коллективом прийти к единому решению и все это делать параллельно с интенсивным и разнообразным обучением, которое очень отличается от того, чем каждый из нас занимался раньше. Это было не очень просто, но в итоге помогло нам стать сплоченной группой, где уважают друг друга и прислушиваются ко мнению каждого.

Создание эмблемы заняло около полугода. Сначала мы сформировали несколько идей, потом выбрали одну, и уже над ней трудилась профессиональный дизайнер Алима Фейзулина. Она сделала более 20 версий, отличающихся масштабом, шрифтами и текстом. В результате мы все уменьшали количество вариантов, пока не пришли к окончательному, который нам очень понравился.

В общем, за время работы над эмблемой мы лучше узнали друг друга, а сама эмблема стала общим символом, объединяющим нас как людей с общей мечтой и прикладывающих максимум усилий для ее достижения.


Добро пожаловать в блог космонавтов набора 2018

Всем привет! Сегодня знаменательный день — начинаются публикации нашего официального блога, в котором мы от первого лица будем рассказывать про профессиональную жизнь космонавта-испытателя!

Здесь мы будем делиться нашими впечатлениями от разных видов подготовки, рассказывать про устройство пилотируемого корабля «Союз-МС» и Международной космической станции — самого большого техногенного объекта в космосе, описывать структуру нашего ежедневного расписания, про то, как мы готовимся к экзаменам и часто сдаем их. Вас также ждут рассказы о занятиях по физподготовке, эмоции и ощущения, которые мы испытываем во время полетов на невесомость, расскажем, насколько сильно хочется пить во время выживания в пустыне (самим очень интересно 😊 ) и многое-многое другое!

Не понаслышке знаем, какой «информационный голод» могут испытывать те, кто поставил себе цель — пройти отбор в отряд космонавтов, как непросто найти ответы на свои вопросы или найти достоверную информацию о работе космонавтов-испытателей. Ведь буквально несколько лет назад мы тоже мало что знали о профессии, пытались узнать что-то интересное о работе в отряде космонавтов Роскосмоса, о требованиях к претендентам, а теперь вживаемся в новую роль, каждый день делая еще один шаг на пути к своей заветной мечте.

Цель данного блога — создать прямой канал передачи интересных фактов о профессии космонавта, при этом делать это из первых уст и в реальном времени, то есть рассказывать о том, что происходит с нами именно сейчас. Мы расскажем о том, как мы учимся, как нас оценивают специалисты Центра подготовки космонавтов, как поддерживаем свою спортивную форму, расставляем для себя приоритеты, чем дышим. И, конечно же, мы будем отвечать на ваши вопросы и освещать актуальные новости пилотируемой космонавтики.

В марте 2021 года авторами публикаций будут Алексей Зубрицкий и Константин Борисов.

Итак, поехали!

P.S. Краткие биографии космонавтов-испытателей набора 2018 года размещены здесь.

 


1